Продолжаю знакомиться с брендом Phoenix Gold, который с недавнего времени снова присутствует на нашем рынке. Сегодня – акустика одной из верхних серий ZR с очень интересными, как оказалось, звуковыми возможностями. Постараюсь, как обычно, не только понять, под какие запросы её характер подойдёт лучше всего, но и в каких системах она раскроет свои возможности полнее.
Как обычно, для начала обозначу ценовой уровень. На момент теста 2-полосный комплект Phoenix Gold ZR65CS стоит 35900 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Не стану скрывать, в этой ценовой категории немного непривычно видеть штампованные корзины. Хотя, после более детального изучения появилось понимание, что это, наверное, единственное, к чему можно всерьёз придраться. Да и то несильно, поскольку их, по большому счёту, оказалось достаточно, несмотря на довольно крупные моторы.
А моторы здесь реально здоровенные – на ферритовых кольцах диаметром 11 см. За счёт этого и вес у динамиков получился приличным.
Звуковые катушки – тоже немалые, диаметром 1,5 дюйма. Глядя на габариты всего этого хозяйства, напрашивается предварительный вывод, что динамики явно создавались не для быстрого апгрейда штаток, а с расчётом на работу с более мощными усилителями.
Диффузоры – алюминиевые, центральные колпачки – мягкие (позволяют демпфировать звонкость алюминия и немного усмиряют стремление динамиков «поярчить» на верхнем краю рабочего диапазона).
Верхние подвесы, как и полагается, – мягкие, основной вклад в механическую составляющую параметров вносят не они, а центрирующие шайбы. Ну и, опять же, чем меньше воздействие на края диффузора, тем меньше динамик выдаёт изгибных мод в излучении. Этому способствует и профиль подвеса с плавным переходом к конусной части.
В комплект входят грили. Правда, незатейливые, но с шильдиком, навевающим ассоциации с добрым олдскулом.
Теперь твитеры. Выглядят вроде бы обычно, но внешность, как известно, бывает обманчива. По умолчанию идут в чашках для врезного монтажа. Под несъёмной сеткой просматривается шёлковый купол. Перед куполом – три небольшие дуги, которые в теории могут играть роль сложных апертурных тел, корректируя диаграмму направленности. Но выводы по этой части лучше делать после измерений и прослушивания.
Само тело твитера, к слову, не такое уж и крупное. Скорее, средних размеров – 43 мм в диаметре.
В комплекте дополнительно идут чашки для наружного монтажа.
Кроссоверы – в классических (ну вот, опять хочется сказать – олдскульных) корпусах. К начинке вопросов нет – без особого брендового пафоса, но всё по делу, и где нужно – без лишней экономии. К примеру, катушки намотаны толстыми проводами, но при этом без сердечников, что должно хорошо сказаться на линейности (гистерезис железа, как ни крути, всё равно «зажимает» звучание на высоких уровнях громкости).
В цепи твитера – аттенюатор на два положения уровня ВЧ. Кстати, наличие всего одного резистора на плате говорит о том, что твитеры неплохо согласованы с НЧ/СЧ динамиками по уровню, и «душить» их слишком сильно не нужно. Это тоже должно пойти в плюс звучанию.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Описание относит Phoenix Gold ZR65CS к 4-омной акустике, хотя значение Re позволяет смело называть её 3-омной. Моторы – действительно сильные, параметр BL (в соотношении с Re, опять же) весьма приличный. Подвижка, правда, не самая лёгкая – параметр Mms выше среднего – 19 грамм, но такой мотор справится с этой массой играючи. При таком сочетании подтверждаются сделанные ранее предположения, что акустику хорошо бы использовать с усилителями, имеющими хороший силовой потенциал.
Измеренные параметры Phoenix Gold ZR65CS:
- Fs (собственная резонансная частота) – 51 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12 л
- Qms (механическая добротность) – 4,11
- Qes (электрическая добротность) – 0,58
- Qts (полная добротность) – 0,50
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,5 дБ
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков. Первым делом, снимаю АЧХ и ФЧХ. Алюминиевый диффузор немного себя проявляет, но не так сильно, как этого можно было бы ожидать – обычный выплеск АЧХ на верхнем краю рабочего диапазона здесь превратился в небольшой холмик, который легко нивелировать настройками стыка с твитерами (если вдруг поканалку решите замутить).
Динамики неплохо забираются вниз по частоте, но при таких параметрах это было ожидаемо (причём, тут влияет не столько сама резонансная частота Fs, сколько совокупность, как минимум, Fs, Qts и Mms).
Внутри рабочего диапазона всё относительно спокойно. Есть небольшие колебания фазы излучения в районе 1,5 кГц (с большой вероятностью, это механические напряжения в конусной части диффузора), но они не привели к значительным перепадам АЧХ. Да и вообще, до 4-5 кГц эти динамики ведут себя ну пусть не вот совсем идеально, но и без особых артефактов. Так что больших проблем в 2-полоске не предвидится.
Мотор обладает неплохой линейностью и хорошо держит диффузор – с понижением частоты резкого роста искажений не происходит. Да и в остальной части рабочего диапазона каких-то проблемных зон тоже не прослеживается.
Анализ работы твитеров. АЧХ в самой информативной части диапазона горизонтальна, с очень плавным спадом отдачи на самом верху. Он легко компенсируется настройками ФВЧ при настройке стыка с НЧ/СЧ звеном, чуть дальше увидите, как это делает пассивный кроссовер. Лёгкая неравномерность в районе 12 кГц сходит на нет при развороте твитера – похоже, не просто так перед куполом присутствуют дуги. Апертурным телом в классическом понимании они не являются, но своё дело явно делают.
Глядя на АЧХ по оси и под углами возникло предположение, что твитеры не любят разворотов, хотя при прослушивании они показали себя чуть иначе. Хотя тут, конечно, многое зависит от настроек стыка с НЧ/СЧ звеном, а прослушивание я проводил как раз с комплектными пассивными кроссоверами.
Что касается работы ближе к зоне стыка с НЧ/СЧ звеном, то в поканалке проблем с этим не предвидится, свобода выбора частот ФВЧ (в разумных пределах) есть. Учитывая, что резонансная частота твитера лежит в районе 1,5 кГц (судя по графику импеданса), можно ориентироваться на частоту в районе 3,5 кГц или чуть выше (при крутизне 12 дБ/октава).
Работа через пассивный кроссовер. Характеристики динамиков не имеют каких-то сильных артефактов, которые пришлось бы нивелировать настройками фильтров, так что при включении через пассивные кроссоверы результат выглядит достаточно прилично. Акустически полосы стыкуются в районе 4 кГц.
Проба на слух. Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Как обычно, слушал при расположении динамиков и твитеров, приближенном к автомобильному – НЧ/СЧ в боксах и смотрят почти друг на друга, твитеры – на уровне глаз с возможностью менять углы разворотов. Расстояние до динамиков – немногим больше метра. Включение – через штатные кроссоверы.
Если постараться описать характер акустики одним словом, я бы назвал звучание насыщенным. Или увлекательным. Возможно, причиной тому –довольно «подвижная» подача мидбасового диапазона с хорошей артикуляцией и одновременно основательностью. А он, как известно, во многом формирует эмоциональную составляющую, причём в любой музыке – от массивного, но негудящего контрабаса в джазе до плотных ударов бас-бочки и вкусного рычания бас-гитары в рокешнике.
А здесь звучание как раз основательное и уверенное. Причём, что даже обратило внимание, – с неплохой линейностью по громкости, т. е. на малых уровнях динамики не «останавливаются», и при этом на удивление прилично держат повышенную громкость. Каких-то ограничений на выбор саба нет.
Серединка спокойная, без лишней яркости и выпячивания отдельных нот. И при этом обошлось без характерной для многих двухполосок «затёртости» в этом диапазоне – голоса на задние планы не задвигаются, на сложных треках с «пространством» затухания не обрываются, что позволяет акустике строить звуковую сцену достаточно просторно.
Верха по своей подаче – в лучших «шёлковых» традициях – без лишних акцентов или остроты, сибилянты из вокала не вылетают. Детальность – хорошая. Наличие нескольких фигурных дуг перед излучающими куполами не привело к появлению «песка» в звуке, как это часто бывает с обычными апертурными шайбами, хотя, признаюсь, на этот счёт были опасения. Короче, хорошие твитеры с живой, нейтральной подачей.
При имитации направления твитеров в центр салона оптимальным показалось положение переключателя уровня ВЧ в кроссовере «0 дБ» – так получается достаточно слитно и тонально ровно. При переключении на «+2 дБ» ВЧ начинают немного тянуть внимание на себя и временами даже «отслаиваться» от музыкальной картинки – этот вариант лучше зайдёт, если штатные места предусматривают значительные развороты.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
По ходу теста я неоднократно вспоминал слово «олдскул», но во многом Phoenix Gold ZR65CS действительно напоминает какую-нибудь добротную акустику из тех времён, когда приоритеты расставлялись иначе, чем сейчас.
К примеру, после изучения стало очевидно, что усилия по её созданию ушли не во внешний вид, а направлялись больше в инженерию и звук. Внешне простоватая – на штампованных корзинах, твитеры в стандартных чашках, но после включения отношение к ней резко меняется – пренебрежение улетучивается сразу же.
Сильный, красивый, породистый звук, с крепким мидбасовым фундаментом и достаточно нейтральной подачей СЧ и ВЧ диапазонов. Звучание ни разу не «тёмное», но если вы предпочитаете звонкий и холодный характер звука, она вам тоже не зайдёт. Она понравится, если вы стремитесь получить тёплый характер звука, но при этом чтоб без «мыла» и потери деталей.
Ну и не менее важный момент – не рассматривайте ZR для простого апгрейда штатных систем. Лучше всего эта акустика раскроет себя в связке с нормальными усилителями и заодно хорошо покажет их возможности. Причём как на небольшой громкости, так и при желании «дать жару».
- Комфортное сочетание теплоты и открытости звучания
- Основательность и наполненность мидбасового диапазона
- Предсказуемость настройки в поканальных системах
- Хорошая линейность по громкости
- Штампованные корзины и простые корпуса твитеров
Другие статьи:
2015-2025 CarMus