Насколько я успел познакомиться с брендом Recoil, он не ставит своей задачей залезть в самый топовый сегмент High End с космическими ценниками. Но в среднем ценовом диапазоне предлагается немало моделей, которые показывают интересные результаты и однозначно заслуживают внимания.
3-полосная акустика Recoil SAM365 вышла в продажу вот только в первой половине 2025 года, и в иерархии бренда занимает верхние строчки. На момент этого теста на официальном российском сайте указана цена 49990 рублей. Если что, есть ещё 2-полосный комплект Recoil SAM265 – его цена 37990 рублей.
В прошлом году довелось иметь дело с предшественником – 2-полоской Recoil SAM65, и, доложен отметить, акустика оставила приятные впечатления. Посмотрим, что получилось с её обновлением.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Начну с НЧ/СЧ динамиков. Построены на таких же литых корзинах, что и у упомянутых SAM65 – моторы крепятся к ним не снизу, как обычно, а как бы находятся внутри. У некоторых производителей встречал упоминания, что такая конструкция позволяет соблюсти при сборке более жёсткие допуски по точности позиционирования элементов, но утверждать не буду.
А вот диффузоры здесь совершенно иные. Это довольно интересный слоёный композит на базе целлюлозы – с ощутимой волокнистой фактурой лицевого слоя и более однородным составом пульпы в основном, тыльном слое. Как показали дальнейшие измерения, получилось неплохое сочетание жёсткости и внутреннего демпфирования – гашения возникающих механических резонансов.
Мотор построен на 30-мм звуковой катушке. Центрирующие шайбы имеют прогрессивный профиль – с лёгким увеличением шага и высоты волн от центра к краям – это позволяет избежать характерных резонансов, приводящих к неравномерностям АЧХ и ФЧХ в области средних частот.
Теперь среднечастотники. Построены тоже на литых корзинах, сборка аккуратная, выглядят достаточно опрятно.
Диффузоры – тоже слоёный композит, с чуть более прозрачным волокнистым лицевым слоем. Базовый состав целлюлозной пульпы, судя по всему, тот же, что и у НЧ/СЧ динамиков.
Окна корзины достаточно открытые, моторы компактные, но центрирующие шайбы крупные, поэтому при изготовлении подиумов нужно быть внимательней, чтобы не перекрыть окна и не создать эффект «воздушной подушки» за диффузором.
В комплекте идут защитные грили с металлическими кольцами. Внешний диаметр по фланцу самих динамиков – 93 мм, внешний диаметр колец – 96 мм.
Твитеры выполнены в металлических корпусах, внешний диаметр – 56 мм.
Сетки вообще-то несъёмные, но попробовал аккуратно поддеть, чтобы лучше показать сами тканевые купола (в описании указан материал Tetolon). Они тут немного утоплены и находятся как бы в коротком рупоре. Как это скажется на характеристиках – посмотрим на измерениях.
Если придираться, то клеммы подключения коротковаты, так что для надёжности я бы выбрал вариант с пайкой акустических проводов.
В комплекте идут пассивные кроссоверы. В принципе, акустику этой ценовой категории логично использовать в процессорных поканальных системах, но ничто не мешает использовать кроссы в варианте с «полупоканалкой», т. е. с подключением НЧ/СЧ динамиков к одной паре каналов, а СЧ и твитеров – через пассивный кроссовер к другой паре. Тем более, кроссы здесь не такие уж и крупные, а в комплекте даже идут вырезанные по их контуру клейкие площадки.
Компактность сказалась на элементном составе – 3 из 4 катушек намотаны на ферритовых сердечниках. Правда, в цепи ВЧ всё же использован приличный полипропиленовый конденсатор.
Для подстройки уровня твитеров предусмотрен джампер на 3 положения.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Акустика имеет крайне интересную концепцию. Для начала сами циферки параметров, потом пару комментариев по ним.
Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика Recoil SAM365:
- Fs (собственная резонансная частота) – 56 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 15 л
- Qms (механическая добротность) – 8,61
- Qes (электрическая добротность) – 0,47
- Qts (полная добротность) – 0,44
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,4 дБ
Измеренные параметры СЧ динамика Recoil SAM365:
- Fs (собственная резонансная частота) – 157 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л
- Qms (механическая добротность) – 7,03
- Qes (электрическая добротность) – 0,81
- Qts (полная добротность) – 0,73
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,1 дБ
У НЧ/СЧ далеко не самая тяжёлая подвижка, сильные моторы, которые даже с кольцами Фарадея (а судя по характеру импедансной кривой они тут точно есть) дали сниженную полную добротность. Вообще, сочетание повышенной механической и сниженной электрической добротностей (из которых и складывается полная), как показывает практика, даёт более интересный импульсный отклик и хорошо сказывается на динамике звучания. Плюс хорошая чувствительность – даже немного выше, чем можно было бы ожидать от такой акустики.
СЧ динамики явно ориентированы на установку в условный Free Air – тесные объёмы для них точно противопоказаны. Подвесы достаточно мягкие, так что динамики могут «чувствовать» разного рода отражёнку своей тыльной стороной. Как вариант, можно попробовать слегка демпфировать объём за динамиком каким-нибудь, например, синтепоном, но тут обойдусь без конкретики, всё зависит от особенностей конкретного инсталла.
Твитеры явно имеют ферромагнитную жидкость в зазоре – резонансный горб превратился в едва заметный холмик. Он тут не слишком высоко – ниже 1 кГц.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков. На графике импеданса в районе 1,3 кГц был виден небольшой локальный резонанс (с большой вероятностью проявление изгибных механических напряжений в конусной части диффузора), на АЧХ и ФЧХ он тоже дал лёгкую неравномерность. Но не настолько, чтобы это оказалось критичным и как-то повлияло на появление окраса в звучании, характеристики остались достаточно линейными.
Демпфирование у диффузора тоже неплохое – характерных горбов на верхнем краю рабочего диапазона нет, и, например, в 2-полосной поканалке настройка стыка с ВЧ звеном обещает быть предсказуемой. Глядя на характеристики, я бы начинал искать оптимальный срез ФНЧ в районе 3,5-4 кГц.
Что касается работы в нижней части диапазона, то моторы показали неплохой «держак», искажений с понижением частоты не наблюдается.
Анализ работы СЧ динамиков. Очень хорошая линейность вплоть до 3 кГц. Дальше – диффузор уже начинает себя проявлять, так что эту частоту можно принять за верхнюю границу рабочего диапазона, и настройку ФНЧ при стыке с твитером начинать искать примерно с неё.
Вниз динамики тянут без увеличения искажений чуть ли не до резонансной частоты, так что свобода настройки стыка с НЧ звеном в 3-полоске имеется. Можно руководствоваться принципом разумности, учитывая калибр, и начинать настройку ФВЧ, скажем, от 250-300 Гц, 12 дБ/октава. Ну а дальше, как всегда, уже по ситуации.
Анализ работы твитеров. На первый взгляд наклон АЧХ от 5 до 10 кГц может немного смутить, но он легко нивелируется настройкой ФВЧ (чуть дальше увидите, как это делает пассивный кроссовер из комплекта).
При снижении частоты рост искажений плавный, так что некоторая свобода при настройке стыка с СЧ звеном в 3-полоске (или СЧ/НЧ в 2-полоске) имеется. Я бы искал оптимум, начиная с 3,5 кГц при крутизне 12 дБ/октава. И однозначно есть смысл пробовать фильтры с плавными характеристиками – Бесселя или Линквица.
Включение через пассивный кроссовер из комплекта. По понятным причинам пассивный кроссовер сложно сделать так, чтобы раздел НЧ/СЧ и СЧ получился достаточно низко (всё это тянет за собой увеличение размера катушек в фильтрах), так что здесь их стык получился в районе 650-700 Гц. В поканалке его можно будет немного и опустить, среднечастотники это позволяют.
А вот стык СЧ и ВЧ получился как раз в районе 3-3,5 кГц, и зона неравномерности СЧ динамиков выведена за пределы рабочего диапазона. При этом наклон АЧХ твитера тоже неплохо нивелировался характеристикой фильтра, и результирующая характеристика получилась без единого намёка на спад на ВЧ.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Как оценивал? Прослушивание проводил в двух вариантах – с пассивным кроссовером и в поканальном варианте. Задача – понять потенциал и проверить предварительные выводы, сделанные при измерениях.
Расположение динамиков, как всегда, близко к автомобильному – НЧ/СЧ в напольных боксах с направлением почти друг на друга, СЧ – в боксах объёмами около 2 литров на уровне глаз, ну и рядышком с ними – твитеры.
Общий характер звучания. От акустики вполне реально получить открытое звучание, без эффекта «накинутого покрывала». Причём поигрался не только с 3-полоской, но и попробовал свести на этих динамиках 2-полоску – разрешение в области верхней середины чуть ниже, но «мыла» в этом диапазоне ещё нет, результат тоже хороший.
Басовые способности НЧ/СЧ динамиков характерны для динамиков с невысокой добротностью – бас без тяжеловесности, но с хорошей контролируемостью динамиков усилителем, «держак» есть. Мидбасовый диапазон отрабатывается уверенно, низкие голоса сохраняют наполненность. Ну, может, на агрессивном роке иногда хочется удар в бас-бочку пожёстче, но, например, в джазе контрабас достаточно артикулирован, не срывается в гудение, и при этом уж точно не становится тощим.
Саб к этой акустике я бы подбирал с не слишком тяжёлой подвижкой. Но не от того, что динамики не умеют играть внизу – с этим как раз порядок. Просто он будет лучше соответствовать ему по «скорострельности» (к басу это слово не слишком применимо, но оно как-то понятней интуитивно) и станет лучшим компаньоном, нежели какой-нибудь инертный «тяжеловес».
Поканалка или пассивный кроссовер? На самом деле пасскросс в этом комплекте совсем не плох, и стыкует полосы вполне корректно. Тем не менее, в отличие от поканалки, на сложных тестовых треках появился повод придраться к раннему затуханию послезвучий, хотя это вроде бы и не приводит к сильному упрощению, даже сцена сохраняет свой объём. Возможно, при построении кроссовера на более серьёзных компонентах ситуация была бы иной, но тогда и кроссы получились бы размером с иной усилитель, а оно того стоит?
В общем, вывод оказался однозначен – пасскросс имеет право на использование, но поканалка раскрывает эту акустику намного полнее. Сделанные ранее предварительные выводы насчёт стыковки полос в целом подтвердились, тут повторяться не буду, в любом случае это не более, чем отправные точки для настройки.
Вариант «полупоканалки» с пассивным делением СЧ и ВЧ. По ходу экспериментов пришёл к выводу, что твитеры и среднечастотники лучше располагать как можно ближе друг к другу и делать их в одной плоскости. Короче, тут без неожиданностей – классическая «матрёшка» рулит. При этом, напомню, важно продумать конструкцию, чтобы не «зажать» среднечастотники слишком маленьким объёмом.
Джамперы уровня ВЧ в кроссоверах лучше выбирать из значений «0 дБ» или «+3 дБ» в зависимости от того, под каким углом в конечном итоге «матрёшка» будет направлена. Положение «-3 дБ», признаюсь, не понравилось ни при каком направлении твитеров – уж слишком кроссовер «душит» верх в этом варианте.
Если же рассматривать установку СЧ/ВЧ звена с разнесением СЧ и ВЧ (например, по штатным местам), то тут снова «полупоканалку» лучше не рассматривать, а переходить на полноценную поканальную систему, чтобы была возможность «двигать» полосы относительно друг друга задержками.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Хороший вариант, когда хочется получить тонально «аккуратное» звучание без яркости или, напротив, лишнего смягчения. Включение через пассивный кроссовер даёт вполне приличный результат, хотя поканалка с процессором однозначно раскроет возможности динамиков полнее. Единственное условие – постарайтесь организовать среднечастотникам оформление, близкое к Free Air, ну не любят они тесноты.
Усилителей с ломовой мощностью акустика не требует, но и со штатными свои возможности не покажет, так что вывод – Recoil SAM365 буквально созданы для работы в связке с процессорными усилителями. Подберите приличный сабик, ориентированный на сегмент SQ, и получится очень даже достойная система.
- Хорошо покажет себя в связке с процессорными усилителями
- НЧ/СЧ динамики умеют хорошо работать в 2-полоске
- Предсказуемость при настройке поканальной системы
- Для твитеров не предусмотрены элементы крепления
- Пассивный кроссовер не соответствует уровню динамиков
Другие статьи:
2015-2025 CarMus