Классический подход к сабвуферам для SQ
Тест сабвуферных динамиков Oris EL-10 (10 дюймов) и Oris EL-12 (12 дюймов)
23.06.2025
Эти сабвуферы довелось видеть ещё на стадии предсерийных образцов, и уже тогда я обратил на них особое внимание. У них очень заманчивое сочетание не слишком тяжёлых (а значит, и малоинертных) подвижных систем и достаточно сильных для такой массы подвижки моторов – то, что надо, чтобы получить более точный отклик на подаваемый сигнал. Проще говоря, имеем классический подход к построению сабвуферов для SQ систем.

Поэтому неудивительно, что в линейке Oris они отнесены к серии Element – она стоит немного особняком от других и нацелена исключительно на сегмент «народного Sound Quality». До недавнего времени в ней были только акустика и усилители, а с выходом сабов появилась возможность собрать полную систему на одной серии. За исключением, разве что, источника.



К слову, о доступности. Сабы действительно недорогие: 10-дюймовый Oris EL-10 на момент этого теста стоит 9700 рублей, а 12-дюймовый Oris EL-12 – 10900 рублей.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Сходу отмечу, что сабвуферы идут сразу с грилями в комплекте – вот за это отдельный респект. Сетки достаточно толстые, с гексагональными 6-миллиметровыми ячейками, отштампованы точно по внешнему диаметру динамика и туго на него надеваются.



По большому счёту, такие грили можно использовать с любыми сабами аналогичных размеров, поэтому они предлагаются и отдельно (в каталоге производителя их модельные индексы – Oris G-250 и Oris G-300). Высота достаточна, чтобы проблем не возникло даже с «губастыми» длинноходными моделями.



Теперь, собственно, к самим сабвуферным динамикам. Стремление уместиться в доступную цену заставило отказаться от «украшательств», не влияющих на работу, поэтому выглядят динамики относительно стандартно.





Диффузоры – прессованная целлюлоза с полимерным покрытием лицевой части, центральные колпачки – пластиковые с рельефным логотипом серии, верхние подвесы – полиуретан.





Динамики построены на штампованных корзинах, профиль достаточно удачный – заглушены хорошо, не звенят. «Молотковое» покрытие в некоторой степени тоже гасит их звонкость.





Моторы у обеих моделей имеют одинаковые внешние габариты, собраны на двойных ферритовых кольцах диаметром 140 мм с общей высотой 40 мм.



Центрирующие шайбы имеют выраженный прогрессивный профиль (увеличение шага и длины волн от центра к краям) для избавления от возможных резонансов. Правда, таковые обычно лежат за пределами рабочего диапазона сабвуфера, но мера в любом случае лишней не будет.





Звуковая катушка у обеих моделей намотана на 2-дюймовом каркасе. Высота верхней шайбы магнитопровода – 7 мм (читай – высота магнитного зазора и длина «рабочей» части звуковой катушки). Полную высоту намотки описание не сообщает, но визуально в зазоре находится около трети – разумный компромисс между стремлением получить контролируемость динамика усилителем и достаточностью линейного хода без выхода катушки из зазора.



Измерение параметров и анализ работы



Измеренные параметры довольно точно попали в заявку, т. е. серийные сабы неплохо повторили образцы – хороший признак культуры производства. Ну, может, с очень лёгкой поправкой на необходимость более длительной разминки, но несущественной. Так что можно смело ориентироваться на заявленные показатели.



Заявленные/фактические параметры Oris EL-10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 40 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 20 л / 18 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,00 / 6,80
  • Qes (электрическая добротность) – 0,46 / 0,48
  • Qts (полная добротность) – 0,43 / 0,45
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 122 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 15,7 Тл м / 15,4 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом / 4,0 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,0 дБ / 85,8 дБ




Заявленные/фактические параметры Oris EL-12:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 31 Гц / 33 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 59 л / 52 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,76 / 6,42
  • Qes (электрическая добротность) – 0,45 / 0,46
  • Qts (полная добротность) – 0,42 / 0,44
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 152 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,0 Тл м / 15,8 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,1 Ом / 4,1 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 88,2 дБ


* - при последовательном включении катушек

Собственно, о чём и говорил в самом начале – далеко не самые тяжёлые подвижки (по нынешним временам уж точно заметно легче среднестатистических для автомобильных сабов) плюс достаточно сильные моторы – очень хорошее соотношение BL и Mms.

Добротности – чуть ниже, чем в основном встречается в сабах этой ценовой категории, а это один из признаков, что Element можно использовать не только в ЗЯ, но и в ФИ, не рискуя получить гулкий и размазанный бас.

Теперь чуть более детальный анализ работы динамиков. Первым делом, посмотрим, не ломает ли диффузоры. Микрофон измерительного комплекса – в ближнее поле, смотрим, что происходит с фазой излучаемого сигнала (набеги и отставания на отдельных частотах – основной признак локальных резонансов в подвижке и подвесах).

По этой части – никакого криминала. Кое-какие мелочи, как обычно, начинают появляться выше 500-600 Гц, хотя даже пластиковый колпак почти не даёт о себе знать. Очень хороший результат, обещающий достаточно чистый бас без ненужных мод за пределами сабвуферного диапазона.





Собственные гармонические искажения в рабочей частотной области невысоки, с понижением частоты рост умеренный, КГИ достигает отметки 3% вообще ниже 30 Гц, где это не так уж и важно. Эти измерения, как обычно, провожу при ходе диффузора до 1 см, т. е. довольно значительном.





Расчёт акустического оформления



Oris EL-10. Описание рекомендует очень компактное оформление: ЗЯ объёмом 10-12 литров или ФИ объёмом 20 литров с портом на 42 Гц. В принципе, ни добавить, ни убавить, всё выглядит логично:



Oris EL-12. Для «двенашки» объёмы тоже относительно невелики: ЗЯ 27-30 литров или ФИ 45 литров с портом на 35 Гц. Тоже без вопросов, разве что ЗЯ при необходимости можно на пару литров поджать:



Проба в деле и выводы. Для каких задач выбирать?



Немного поэкспериментировал в своей машине с тестовыми корпусами, закидывая их кусками пенопласта до нужного объёма. Правда, ФИ не пробовал, только в ЗЯ. По результатам получились следующие выводы.

Первым делом, больших объёмов этим динамикам точно не нужно, бас становится немного скучноватым что ли, теряет плотность. Самые интересные результаты как раз получаются плюс-минус в расчётных пределах.

Oris EL-10 способен на «быстрый» бас с хорошей артикуляцией. При необходимости можно состыковать с мидбасовым звеном хоть на 70-80 Гц без особого риска получить гудёж (в отличие, к слову, от инертных и тяжеловесных сабов, которые уже на 50-60 Гц просто дубасят, теряя разборчивость). На инфрабасе не столь уверен, но информативное басовое «мясо» можно получить очень «вкусное» – упругий, плотный саунд, с хорошим ударом бас-бочки и подвижной бас-гитарой в роке, не раздутым и собранным контрабасом в джазе, приятным тактильным ударом на ритмичной электронике. В общем, как раз то, чего обычно ждут от сабвуфера в SQ.

Oris EL-12 даёт чуть более массивный бас и немного уверенней забирается вниз. По-прежнему позволяет стыковать сабвуферное звено с не слишком басовитой основной акустикой, хотя тут, по понятным причинам, выше 60-70 Гц я бы стык уже не поднимал. В целом звук воспринимается чуть потяжелее что ли. Но речь именно о сравнении с десяточкой, по своей сути EL-12 – это опять же далеко не инертный тяжеловес, и с ним тоже можно получить очень хорошую разборчивость в информативном басовом диапазоне.

  • Способны работать в очень компактных корпусах
  • Защитные грили уже идут в комплекте
  • В отличие от «тяжеловесов» отзывчивы на малом сигнале
  • В ЗЯ способны на собранный, точный, артикулированный бас
  • Одни из немногих сабов, способных на музыкальный бас в ФИ

  • С учётом цены и целевых задач придраться особо и не к чему

Другие статьи:

Вернуться на главную
2015-2025 CarMus