Тёплый ламповый
Тест модернизированной версии гибридного усилителя E.O.S. Mozart

E.O.S. Mozart появился далеко не вчера и, казалось бы, уже хорошо изучен. Более того, его уже как-то начали подзабывать. А зря. Во-первых, в разряд винтажа его никто не записывал, он всё ещё в продаже, и это до сих пор один из лучших автомобильных гибридников по мнению многих. А во-вторых, сейчас компания PIT предлагает версию этого усилителя, которая отличается тех, что были раньше. Можно сказать, рестайлинг. Ну или, если хотите, заводской тюнинг. Именно такой и попал ко мне на тестирование.

Кто таков?



Для тех, кто не в курсе, поясню, E.O.S. Mozart – это гибридный лампово-транзисторный усилитель, ориентированный на серьёзные High End системы.



Это чистый оконечник, т. е. никаких фильтров, бас-бустов, фазовращателей и прочей лабуды тут нет и быть не может. Они не нужны ни ортодоксалам, ратующим за предельно короткий усилительный тракт, ни ярым сторонникам процессоров. Максимум, что тут есть – регулировка уровня. Само собой, раздельная в правом и левом каналах.



Немного предыстории и общих понятий



Вообще, E.O.S. Mozart задумывался с целью взять лучшее от лампы и от транзистора и соединить всё это вместе. Не секрет, что лампа обладает собственным звуковым почерком, отличным от звучания схем на полупроводниках. И дело не только в "чудодейственной второй гармонике", от которой экстатируют фанатики-аудиофилы. Всё гораздо сложнее – у лампы иные фазовые зависимости, иные переходные процессы, иные особенности межкаскадного согласования, иные порядки паразитных параметров. Так что "тёплая ламповость" – это чуть больше, чем простой набор формальностей.



В усилителе используются пентоды CV4010. Если не ошибаюсь с производителем, то это Mullard. На них построены каскады усиления напряжения. Если пояснить сильно упрощённо и совсем на пальцах, то классическая схема усилителя содержит три основных каскада усиления – предварительный, промежуточный и оконечный. Предварительный "раскачивает" напряжение входного сигнала до нужной амплитуды и через промежуточный каскад "управляет" оконечным каскадом, который работает как "кран" – пропускает большие токи от блока питания в нагрузку. Сильно утрировано, но суть, думаю, понятна. Т. е. лампа здесь используется в предварительном каскаде.

Вообще, лампы – капризная штука, большой разброс их параметров при производстве – обычное дело. Как-то в беседе с В. Л. Резниковым, разработчиком этого усилителя, зашла речь про отбор ламп, и оказалось, что в своё время для E.O.S. Mozart компания PIT закупила их чуть ли не на порядок больше, чем планировалось выпустить усилителей. Сделано это было для того, чтобы для каждого усилителя подобрать индивидуальную пару. Полагаю, это наглядно показывает всю серьёзность подхода к конструированию.

Что изменилось?



Однако вернёмся к "заводскому тюнингу". Чтобы понять, чем отличается нынешний Mozart от прежнего, логично было бы просто сравнить их воочию. К счастью, удалось найти оба варианта.



По иронии судьбы даже серийные номера у них оказались близкими. Собственно, оно и понятно, обновлённые усилители – это не новый заказ на фабрике, модернизация производится на базе имеющихся в наличии усилителей силами самой компании здесь, в Москве.





Надпись Designed & Engineered in USA пусть вас не вводит в заблуждение, усилители и разрабатывались тоже у нас. Просто сама компания PIT в своё время была организована нашим соотечественником, живущим за океаном, и юридически действительно американская. Зато про военный стандарт уже безо всяких двузначностей – MIL105D хоть ныне уже и не действует, но требования к вибростойкости, прочности и надёжности у него похлеще любых гражданских автомобильных стандартов.

Открываю нижнюю крышку. Платы у старой и новой версии одинаковы, так что для начала просто пробегусь по основным моментам.



Монтаж компактный, но не тесный. Где это допустимо, использованы SMD-компоненты. Где недопустимо – дискрет. Элементный состав весьма солидный. Взять хотя бы конденсаторы – плёночники WIMA, электролиты ELNA, George Acoustic. Ни разу не ширпотреб, мягко говоря.

Блок питания построен на совсем небольшом тороидальном трансформаторе. Кого-то это может насторожить, ведь нынче многие оценивают мощностной потенциал усилителя как раз по размеру "бублика". Но всё нормально, просто здесь используется более дорогой феррит, который как раз и позволил уменьшить размеры и сэкономить место в корпусе. На измерениях сами увидите потенциал, усилитель далеко не слабак. А учитывая ещё и "скорострельные" конденсаторы, с питанием у Mozart`а точно всё в порядке.



Ламповая часть вынесена на субплату. Сами лампы стоят на панельках и, в случае чего, их можно без проблем заменить. Хотя ресурс у них вполне приличный – самой модели уже не первый год, так что проверено практикой. Ну или на тот случай, если сильно зачешется подобрать другую лампу, благо, для CV4010 можно найти кучу аналогов. Правда, не уверен, что оно действительно нужно.



На выходе каждого канала трудятся по 4 транзистора в каждом плече. Т. е. всего 8 штук на канал. В старых публикациях Car&Music в своё время отмечалось, что выходной каскад построен таким образом, что не "перебивает" звуковой почерк лампового каскада. Тот тест был не мой, но повода не доверять мнению коллег вроде бы нет.





Собственно, всё это было в старой и осталось в новой версии усилителя. Главные же изменения коснулись входа. В первой версии на входе использовались операционники AD712. Сами по себе очень неплохие, но, учитывая уровень усилителя, здесь они уже выглядят слабым звеном.

Входная часть платы в усилителе первого поколения


В текущей версии они уступили место LME49720, убран инвертор, переворачивающий фазу в одном из каналов. Кто не в курсе, он нужен, чтобы каналы потом можно было подключать мостом. Но я что-то ни разу не видел, чтобы этот усилитель хоть кто-нибудь включал на сабвуфер, так что его исключение вполне логично.

Входная часть платы в модернизированном усилителе


Впрочем, один AD712 всё же остался. Тот, который "обслуживает" линейный выход. На практике применительно к Mozart`у тоже не сильно востребованная штука, но, как говорится, пусть остаётся, раз уж есть.

Измерения



В общем-то, измерения проводил больше для порядка, поскольку главным в тесте было прослушивание. К примеру, фильтров здесь нет, а что толку на прямую АЧХ смотреть.



Как обычно, посмотрел ситуацию с искажениями – подавал на вход разные сочетания частот и смотрел, что усилитель даёт на выходе. Вторая гармоника действительно выше остальных по уровню, но усилитель её не акцентирует, как можно было бы ожидать от лампы. Гармоники верхних порядков практически отсутствуют.

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 120 Гц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 1 кГц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 500 Гц + 5 кГц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц


Уровень гармонических искажений практически не зависит от мощности. Здесь нет извечной "проблемы первого Ватта", что может говорить лишь об одном – на мощностях до единиц Ватт усилитель работает в классе А.

Зависимость КГИ от выходной мощности


  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 155 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 280 Вт


Прослушивание



Ну вот, теперь, собственно, то, ради чего всё затевалось. Буду откровенен, иметь дело с этим усилителем раньше доводилось лишь в составе готовых систем. Поэтому я хорошо представлял его уровень, но выделить какие-то особенности самого усилителя всегда затруднялся. Сейчас же он оказался в тестовом тракте, звучание которого я хорошо знаю.

Предупрежу сразу, оба усилителя – и старый, и новый – звучат просто отлично и полностью оправдывают свою принадлежность к классу High End. Без пафоса и маркетинга, а настоящего, в правильном толковании этого понятия. Так что нужно понимать, что все описанные ниже нюансы могут быть слышны далеко не во всяком тракте и не на всякой музыке. Да простят меня фанаты 50 Cent и Ice Cube, но для рэпчика сойдёт и что-нибудь попроще.

Подготовка

Поскольку оба усилителя ко мне попали абсолютно новыми, пришлось устроить им пару десятков часов прогрева. Для лампового усилителя он нужен как никакому другому. В первые часы идёт "приработка" элементов и стабилизация параметров, после чего звучание меняется просто радикально. Это так, напоминание для тех, кто попытается оценить усилитель, только достав его из коробки.



Тестовый тракт

Итак, в качестве источника использовался ноутбук, к которому подключен PCI-бокс со звуковой платой ESI Juli@. Питание бокса – отдельное.

Акустика – изученные вдоль и поперёк PSB Synchrony One B на самодельных подставках с гранитным основанием.

Акустические кабели сначала использовал свои прежние hand made (медь, плетение), потом сменил их на E.O.S. TA-11.

С межблочными кабелями получилось интереснее. Как оказалось, усилитель легко показывал разницу в звучании при их смене, так что собрал всё, что имелось к тому моменту – мои неизменные The Chord Indigo Plus и несколько межблочников E.O.S., о которых потом напишу отдельно.

Особенности включения лампы

Как и полагается, усилитель включается не сразу. Нужно примерно полминуты, чтобы накал лампы вышел на рабочий режим. В течение этого времени лампа подсвечивается крохотным красным светодиодом.



После этого усилитель включается полностью, о чём сигнализирует синее свечение.



Впрочем, на мой слух, усилителю нужно ещё минут 10, чтобы он начал раскрываться. Считаю, это немного. По крайней мере, знаю по собственному опыту – иным лампочкам требуется не меньше получаса, чтобы в звучании появилась должная макро- и микродинамика.

Прослушивание старой версии Mozart

Прослушивание прежней версии Mozart`а нужно было лишь для понимания отправной точки, поэтому не буду сильно вдаваться в подробности. Звучание действительно тёплое и комфортное, но отнюдь не "пыльно-бархатное", с которым обычно ассоциируют ламповую технику. Скорее, это можно описать словом "телесность". Звуковые образы формируются цельно и как-то осязаемо, не рассыпаются на отдельные звуки как осколки калёного стекла. Но при этом мягкость звучания не идёт в ущерб детальности. Даже на самых сложных треках хорошо слышны все мелочи, да и объём звукового пространства рисуется вполне реалистично.

Возникли небольшие вопросы по мидбасовому диапазону, он показался слегка сглаженным. Такое впечатление сложилось в основном на треках с контрабасом – обычно ждёшь более упругой подачи этого инструмента. Но выводы пока делать не стал, оставил их до прослушивания новой версии.

Для интереса попробовал несколько межблочных кабелей. Из всех имевшихся интереснее всего усилитель зазвучал с The Chord Indigo Plus. Кабель во всех смыслах офигенный, но на него иногда косо смотрят некоторые аудиофилы-теоретики. Причина – жилы и экраны имеют посеребрение, услышав про которое, многие начинают морщиться. Впрочем, напрасно. В данном случае кабель подошёл идеально – сделал звучание чуть более уверенным и дал ему немного открытости на ВЧ. Обращаю на это внимание специально, поскольку с новой версией ситуация немного поменялась.

Прослушивание новой версии Mozart

В общем-то, вопрос по мидбасовому диапазону, как оказалось, возникал не зря. В новой версии он и правда подсобрался, тот же контрабас превратился из эфемерного звукового облачка в реально стоящий на звуковой сцене. В качестве показательного примера – диски "Super Bass" и " Super Bass 2", на которых играют аж сразу сразу трое дядек, знающих толк в извлечении живых басовых нот (Ray Brown, John Clayton и Christian McBride). Вообще, одни из моих мои любимых дисков для оценки разборчивости и динамики в мидбасовой области. Рекомендую. Качественно расставить инструменты по звуковой сцене может далеко не всякая система.

Что касается СЧ и ВЧ диапазонов, то разница тоже есть, и тоже в лучшую сторону. На грани едва заметных нюансов, но чем больше слушаешь качественной музыки, тем больше это различие становится явным. С детальностью и у прежней версии, на мой взгляд, особых проблем не было, но в новой нюансы передаются более открыто что ли. Сами музыкальные инструменты рисуются натуральнее и как-то насыщеннее.

Слушал много всего разного, но, наверное, в качестве самого показательного примера могу привести трек Tsuyoshi Yamamoto – Star Dust с диска The Super Extended Resolution Sound of TBM. Похоже, я ещё не раз в тестах буду к нему возвращаться, он оказался очень показательным. Как впрочем, и весь диск. В данном случае внимание привлекло звучание щёточек на заднем плане. Да, без вопросов, прежняя версия усилителя их показывала живо и натурально. Но новый Mozart показал их интереснее и как-то более явно "нарисовал" в пространстве. И таких "мелочей" в каждом треке наберётся немало, из-за чего восприятие музыки уже становится другим.

И снова о кабелях. Модернизированный усилитель оказался более универсальным, чем предшественник. Как мне показалось, система интереснее звучит с более нейтральными кабелями. К примеру, с теми же E.O.S., которые, в отличие от The Chord, не так остро передают ВЧ диапазон. Но о кабелях, как обещал, напишу отдельно, есть кое-что в планах.

Выводы



Хоть усилитель и был разработан "ещё в те времена", старая версия легко даст фору более дорогим усилителям и сейчас. Факт. Лично для меня он был и остаётся в топе лучших гибридников. Более того, сам факт, что в PIT замутили "заводской тюнинг", только укрепило его позиции.

На первый взгляд, разница получилась на уровне мелочей – там щёточки прозвучали чище, тут скрипачка ножкой шаркнула заметнее, там сопля во-флейте свистнула живее, тут пианист рукавком прошуршал отчётливее... Короче, вроде бы заморочки на уровне "клинической аудиофилии". Но такое впечатление может сложиться, если подходить к делу формально – послушал несколько треков как на судействе, и готово. С длительным же прослушиванием разница становится всё отчётливее с каждым новым прослушанным треком, а то и целым альбомом.

Тут можно провести аналогию с обычной картинкой, она хоть и складывается из отдельных пикселей, мы всегда оцениваем изображение целиком. Пока я пишу этот отчёт, система играет фоном, при этом я периодически меняю усилители. Благо, они оба под питанием, и эта процедура занимает меньше минуты. И знаете что? Mozart даёт понять, что слушать нужно не технику, а музыку. Вот это действительно дорогого стоит.


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus