Про цены и ценности
Тест компонентной акустики Kenwood KFC-PS704P

У нас мало кто воспринимает автомобильную акустику Kenwood всерьёз, ведь в продаже можно видеть в основном только младшие модели. Хотя для внутреннего японского рынка у компании есть и очень интересная топовая SQ-акустика. В домашних-то системах Kenwood был силён ещё с 70-х годов, было бы странно, если бы такой опыт пропадал зазря. К нам дорогая акустика не поставляется, но зато ко мне на измерения попало кое-что интересное и заслуживающее внимания за вполне вменяемые деньги.

Кое-что о странностях ценообразования



Вообще, с компонентной акустикой Kenwood ситуация в последние несколько лет сложилась своеобразная. Не с самыми младшими моделями, а с ценовым сегментом "чуть выше, чем совсем дёшево". Тут, наверное, самый наглядный пример – это Kenwood XR-1800P. Вспомнил я про неё не просто так – модели уже не первый год, и её хоть немного, но всё же знают. А цена на новую Kenwood KFC-PS704P оказывается примерно сопоставима с ценой на XR-1800P. К тому же, похоже, образуется она примерно из тех же соображений, что и у XR-1800P. Вот тут немного поясню.

Когда я в своё время услышал как звучит Kenwood XR-1800P и спросил про цену, то был сильно удивлён, поскольку был готов к ценнику как минимум раза в два выше. И оказался недалёк от истины – у нас эта модель действительно продавалась намного дешевле, чем, скажем, в Европе. А причина-то оказалась простой.

Kenwood изначально позиционировал её для профессионалов – в первую очередь для установочных студий. В Европе и Штатах такой подход действительно работает. Но у нас же, сами знаете, продажи порой до неразумности зависят от рекламы. В итоге дрянная, но разрекламированная "для лохов" техника может продаваться дороже и больше, чем нормальная, но о которой не дерут глотки на каждом углу. Студиям тоже надо как-то выживать, поэтому большинство не предлагают клиенту разумные варианты, а действуют по принципу "раз клиент хочет г-но, будет ему г-но". Так, продажи удачной, в общем-то, модели тормознулись, и цену на неё пришлось снизить до предельно возможного минимума, из-за чего в своё время и появилась дикая разница в российских и европейских прайсах.

Похоже, что на новую акустику Kenwood KFC-PS704P российская цена формировалась как раз с оглядкой на Kenwood XR-1800P. Она уже сейчас ниже, чем в других странах, хотя модель появилась буквально в конце 2016 года. Возможно, так японцы стараются обойти грабли, на которые они уже наступали. Хотя нам, покупателям, такой расклад вроде бы даже оказывается на руку.

Конструкция



От рассуждений – к делу. Для начала немного о том, как построена эта акустика.



Конструкция НЧ/СЧ динамиков, на первый взгляд, вполне обычная, разве что фланец корзины имеет непривычный рельеф.



Этим решаются, как минимум, две задачи. Во-первых, увеличивается жёсткость корзины. У обычных "плоских" фланцев с этим всё же есть проблемы – перекосить штампованную корзину при затяжке динамика – пара пустяков. Во-вторых, в комплекте с акустикой идут переходные кольца для установки в штатные места, и динамики этим рельефным фланцем идеально в них садятся.



Кстати, установке в штатные места тут явно уделили особое внимание – в комплекте ещё идут и "паучки" для установки твитеров.

Диффузоры динамиков выполнены из полипропилена – материала давно известного и проверенного. Впрочем, полипропилен тоже бывает разный, многие производители играются с технологией, получая иногда очень интересные результаты. Описание Kenwood KFC-PS704P на этот счёт ничего не сообщает, но на деле диффузор оказался непривычно жёстким, совсем не как таким, как у дешёвых ширпотребных динамиков. И при этом совсем не тяжёлым, потом на измерениях это сами увидите. Короче, при всей кажущейся простоте на деле всё оказывается не так уж и просто.



Катушки вполне привычного размера для динамиков такого калибра – 1 дюйм.



Терминалы подключения акустических проводов имеют двойной набор клемм. Это сделано для удобства подключения твитеров (если они будут установлены недалеко от НЧ/СЧ динамиков, например, в дверях в уголках зеркал). Дело в том, что кроссоверов в привычном понимании тут нет. НЧ/СЧ динамик работает "как есть" в полную полосу, и только твитер "подрезается" снизу фильтром 2 порядка, выполненным заедино с проводом.



Внутри термоусадки скрыты неполярный электролит и катушка индуктивности, намотанная на ферритовом стержне. Перепутать входы-выходы невозможно, клеммы имеют разные размеры.

Сами твитеры имеют мягкий тканевый купол диаметром 25 мм. Сетки несъёмные. Корпуса далеко не огромные, но монтажная глубина у них всё равно получается немаленькой, особенно, если учесть торчащие с "тыла" крепёжные шпильки.



Зато сами твитеры можно выставлять в обойме под углом. Это очень часто бывает полезным, когда динамики имеют выраженную направленность – можно корректировать их угол уже после установки.



Звучание



Пожалуй, продолжу начатую в предыдущих тестах традицию – сначала постараюсь оценить звучание акустики, и только потом сделаю измерения.

Общие впечатления

Учитывая ценовую доступность, первое впечатление Kenwood произвел очень хорошее. Что понравилось – ровный тональный баланс, никакой крикливости или, напротив, приглушённости. Ровно и сбалансировано. Конечно, если подходить к прослушиванию со всей строгостью, то придраться есть к чему. Но при всех своих нюансах акустика имеет важное достоинство – от её звучания не устаёшь, а для недорогих систем это, может, даже важнее, чем "сопли во флейте" и "натуральность бубна".

Звучание на ВЧ, оптимальная установка твитеров

Верхние частоты, при всей своей ясности и лёгкости, воспринимаются несколько простовато. Но это если подходить к прослушиванию со всей строгостью и сложными тестовыми треками. Если же не ударяться в аудиофилию, то музыка попроще вроде лёгкого инструментала или электроники (и уж тем более попсы) даётся акустике без труда и звучит очень комфортно. Впрочем, тут важно ещё и не налажать с установкой твитеров.

При направлении их в лоб звучание не становится звонким и цыкающим, но всё равно ощущается заметный избыток верхов. Поэтому твитеры лучше ставить с лёгким разворотом. Поэкспериментировав, пришёл к выводу, что оптимальная установка для них – в стойки с направлением на противоположное боковое стекло. Совсем сильно тоже разворачивать не нужно – теряется лёгкость звучания. Самое большее – с направлением друг на друга вдоль стекла.

Звучание на СЧ и НЧ

Тут претензий тоже немного. Для столь доступной акустики важнее, чтобы в звучании не было откровенных "резаков" или грязи. В этом плане у Kenwood дела обстоят хорошо, вокал или "живые" инструменты звучат ненавязчиво, желания убавить громкость не возникает. И в то же время нет откровенных провалов – средние частоты достаточно ясные.

В суббасовые глубины акустика не лезет, но для своего размера басит неплохо. Характер баса я бы назвал аккуратным – без лишнего акцентированного панча, но и без замыливания и низкочастотной размазни. По крайней мере, сложные тестовые треки акустика отрабатывает уверенно, динамик не живёт своей жизнью на нижних частотах, а довольно точно откликается на подаваемый сигнал.

Лично я подобрал бы к этой акустике в качестве сабового звена пару десяточек или хорошую "быструю" двенашку. При грамотной настройке от системы вполне реально добиться вкусного плотного баса без "отслоения" нижних нот. Тут, думаю, есть смысл присмотреться к тому же Kenwood. Только не к самым младшим сабвуферам, а к этой же серии PS – KFC-PS3016W или KFC-PS2516W. По своей идеологии они хорошо подходят к этой акустике – в правильном корпусе дают плотный "мясистый" бас, но при этом тоже достаточно "отзывчивы" и музыкальны, ни разу не тугие дудящие тяжеловесы.

Измерения



Описание приводит довольно подробный список параметров, что в автомобильной акустике встречается нечасто, а уж в недорогой – и вовсе большая редкость. Как всегда, проверяю. Расхождения незначительные, это хороший признак. Правда, обычно отклонения бывают в сторону большей жёсткости (некоторые динамики, бывает, нужно разминать дольше, чем есть возможность), а здесь динамик оказался чуть-чуть мягче. Но лично мне получившиеся параметры понравились даже больше, чем заявленные.



  • Красная кривая – импеданс НЧ/СЧ динамика
  • Синяя кривая – импеданс твитера
  • Зелёная кривая – импеданс акустической системы в сборе с кроссовером


Параметры НЧ/СЧ динамиков (заявка/измеренные)

  • Fs (собственная резонансная частота) – 69,5 / 67 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,75 / 9,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,5 / 7,9
  • Qes (электрическая добротность) – 1,01 / 0,86
  • Qts (полная добротность) – 0,92 / 0,78
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,5 / 13,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,35 / 4,44 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86 / 87,4 дБ


А теперь самое время посмотреть АЧХ. Как обычно, выставляю уровень сигнала примерно таким, чтобы звуковое давление было между 90 и 100 дБ. Это громкость лишь немногим выше обычной, но ещё в пределах разумного (скажем, как если бы мы прибавили уровень, когда услышали любимую композицию). Есть мнение, что для практической оценки АЧХ такие измерения более информативны.



К НЧ/СЧ динамику вообще вопросов никаких. Отличный динамик. Всё ровно, никаких "резаков" и прочих неприятностей. Теперь понятно, почему разработчики обделили его фильтром и решили пустить в полную полосу. Фильтр здесь и не нужен – динамик доигрывает вверх сколько ему положено, а дальше – плавный, но решительный спад отдачи. Всё как по учебнику.

По оси мидбасы эффективно доигрывают до 6-7 кГц, но это нам не очень интересно, в машине так их всё равно никто не ставит. Под углом дотягивают до 3-4 кГц, а дальше, по идее, эстафету должен плавно принять твитер.

Для начала АЧХ твитера как есть, без фильтра. Это чтобы понять, как он вообще работает и что умеет:



Тоже всё ровно, никаких особых "резаков" не вылезло. Правда, под углами он заметно теряет отдачу на самом верху своего диапазона, так что разворачивать его под большими углами действительно не нужно – прибор лишь подтвердил услышанное.

А вот так твитер работает при включении через родной фильтр.



Формально, фильтр получается настроенным достаточно высоко. Но при прослушивании какого-то сильного провала в зоне его стыка с мидбасом я не заметил. К тому же верхние частоты не "отрываются" от всего остального. Всё это в очередной раз говорит о том, что на результат влияет даже не столько АЧХ, сколько фазовое согласование полос.

Выводы



Ну что, акустика действительно не дала повода ёрничать над невысокой ценой. Да, это не High End, но если начинать придираться, то в какой-то момент ловишь себя на мысли, что сравниваешь с заведомо более дорогими моделями. Звучит легко, сбалансировано, абсолютно не утомляет. А это, как мне кажется, в данном случае важнее.

Вот вам рабочий вариант хорошо звучащей системы в минимальном бюджете. Взять ГУ с задержками (производители даже в русскоязычных описаниях любят называть её функцией Time Alignment). Как вариант – тот же Kenwood. Насколько мне известно, в модельном ряду 2017 года задержки будут во всех моделях с Bluetooth, так что выбор есть.

Заморачиваться с фильтрами для поканалки нет никакой необходимости – кроссовер у Kenwood KFC-PS704P свёлся к фильтрам для твитеров, так что подключаете их через эти фильтры к одной паре каналов, а мидбасы – к другой. И получаете нормальную поканалку с возможностью рулить задержками раздельно на мидбасы и твитеры. Получится ну очень умеренно по цене, но при этом грамотно и, если не накосячить с установкой и настройкой, с очень и очень хорошим результатом.

  • Ровное, сбалансированное звучание
  • Хорошее согласование твитеров с НЧ/СЧ динамиками
  • Возможность построить поканалку с малыми затратами
  • Переходные кольца для штатных мест в комплекте

  • Посадочная глубина твитеров не самая маленькая



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus