Выше мощность, жестче контроль
Тест 2-канального усилителя ZAPCO Z-150.2 LE

На этот раз ко мне в руки попал вот такой усилитель. Z-серия у Zapco интересна сама по себе, а тут и вовсе Limited Edition – один из двухсот экземпляров, выпущенных компанией к своему 40-летию. Конкретно этот – экземпляр за номером 119. Подход к тестированию будет соответствующий, так что не пугайтесь, будет много букв.

Вообще, бренд Zapco в России не слишком популярен в широких массах, а совершенно напрасно. Это одна из старых американских фирм, которая по-настоящему разрабатывает технику, а не ограничивается заказом своих логотипов на китайскую ОЕМ-продукцию. Олдскул в самом лучшем смысле этого слова – один из локомотивов нашей отрасли.

Лимитированная серия – это, по сути, не что иное, как заводской твик усилителей обычной Z-серии. Доработка изначально задумывалась для автозвуковых спортсменов команды Zapco, выступающих в категориях SQ. Однако многие форматы соревнований не допускают твиков, так что можно считать, что LE – это как омологация в автоспорте, кольцевой или раллийный болид, предлагающийся к широкой продаже.



Конструкция



Никаких украшательств в виде светящихся логотипов и прочих рюшечек тут нет. Литой массивный корпус-радиатор, традиционная двусторонняя компоновка. Но качество изготовления и сборки просто шикарные – это понимаешь, как только берешь его в руки. Вес, кстати, приличный для своих размеров.

Схемотехнически Z-150.2 LE абсолютно идентичен обычному Z-150.2. Твик заключается в подборе комплектующих и отсутствии фильтров на входе. Теперь это чистый оконечник, в котором из всех регулировок – лишь чувствительность. Кстати, своя для каждого канала.







Внутри корпуса, на плате, в районе звуковой части, имеются два подстроечных резистора, зафиксированных капельками клея. Это регулировка токов покоя выходных транзисторов. В заводских настройках они убраны в минимум, усилитель работает в традиционном классе АВ. Но можно эти регуляторы и вывернуть, приблизив усилитель к классу А. Инструкция об этом деликатно умалчивает, но в компании подтверждают возможность такой регулировки самим пользователем.





При обычном положении регулятора усилитель почти не греется – он становится едва теплым лишь при хорошем «вжаривании» на приличной громкости. При увеличении тока покоя, надо полагать, он будет более горячим. Я не стал экспериментировать, измерения и прослушивание проводил в заводской настройке.

Прослушивание



Главное и самое ценное достоинство усилителя, которое слышно с первых секунд – это бешеная скорострельность, энергетика, напор, и при этом кристальная прозрачность. Кто-то любит мягкость и легкую вуаль в звуке, но лично для меня одни из главных критериев – это все же атака и динамический диапазон. Судя по всему, в компании не зря заморочились, этот Zapco действительно умеет играть, не зажимаясь. Будто с акустики покрывало сбросили.

Что понравилось – усилитель не зашивается даже на высоких уровнях громкости. Даже ядреный трэш-метал не смешивается в грязную кашу. Естественно, если нормально записан, многие тяжелые альбомы изначально имеют достаточно грязный звук. Но, что самое интересное, усилитель не становится грубым или небрежным и на малых уровнях сигнала. Такое сочетание, между прочим, встречается не слишком часто.

Все это – очередное подтверждение тому, что можно до бесконечности подбирать операционники, менять конденсаторы и проделывать прочие аудиофильские пассы, но все это может не дать реальных результатов без хорошего блока питания, способного без задержек и в достаточном количестве «кормить» выходные каскады. Исходя из этого, становится понятным, почему для выпуска лимитированной юбилейной серии за основу взята именно серия Z – изначально удачные и достаточно мощные усилители.



Бас. Контроль, контроль и еще раз контроль. Никаких размахиваний диффузором, бубнежки, гудения и дряблой размазни. Удар – динамик встал. Сухо, четко, жестко. Вместо жира - упругие объемные мышцы. И, что, на мой взгляд, особенно важно – на любой громкости. В этом смысле очень показательны треки с огромными японскими барабанами. Здесь нет привычного эффекта, когда на тихих ударах барабан будто сжимается в размерах до пионерского, а на сильных ударах раздувается на все пространство. Инструмент легко и реалистично «рисуется» в пространстве, сохраняя свой размер. Вообще, усилитель играючи может контролировать даже тяжелую акустику, которую иногда упрекают в нехватке атаки. Так что для тех, кто подыскивает усилитель, к примеру, для Scanspeak’ов – вот вам достойный вариант.

Средние и верхние частоты. Звучание открытое, свободно дышащее. Холодное, но не металлическое. Скорее, кристально-прозрачное, как воды Байкала в солнечный день. Звуковые образы на звуковой сцене не размазаны, формируются предельно четко. Виолончели Apocalyptica подробны, никаких украшательств в виде теплой бархатистости в их звуке не замечено. Саксофон, как ему и положено, резок и напорист (кто хоть раз слышал этот инструмент вживую, тот поймет), хорошо слышна «медная вибрация» в звуке инструмента. Но при этом он не переходит ту грань, за которой звучание становится звенящим.

Сибилянты воспринимаются без синтетики, как ни странно, даже на треках, где вокалист записывался слишком близко к микрофону, а звукорежиссер слабо вычистил все его «цыканья» и «псыканья».

При всей прохладе звучания в тарелках ударных установок или треугольнике нет и намека на стеклянность. Очень понравилось, как на джазовых треках ударник играет по тарелкам или барабанам щеточками – усилителя, который может передать этот звук с такой подробностью еще поискать.

Из существенных минусов – усилитель своей разрешающей способностью и скоростью атаки уж слишком выявляет косяки звукорежиссеров. Нисколько не жалеет наши эстетические чувства, выдает все как есть. Циник, однозначно.

Измерения



Вот оно и объяснение холодности звучания. При невысоком уровне искажений в целом, спектр гармоник простирается далеко вверх. Но при этом обратите внимание на интермодуляционные искажения. С уменьшением частоты их становится не больше, а наоборот – меньше. Фактически, это объясняет то, почему при всей своей прохладности в звуке инструменты и голоса воспринимаются все же достаточно натурально – частотный диапазон, в котором лежат основные тона инструментов и голосов, у этого усилителя относительно «чистый». А все интермодуляционное «украшательство» касается лишь верхних гармоник. Кстати, это наталкивает на аналогию со старыми Poweramper – их во многом как раз и любят за то, что они тоже имеют «красивый» характер интермодуляционных искажений.

АЧХ усилителя. Собственно, тут смотреть особо и нечего - никаких фильтров у этого Zapco все равно нет


Зависимость КНИ от выходной мощности. Зеленая - на 4 Ом. Синяя - на 2 Ом. Обещания по мощности выполняются даже с запасом - порядка 170 и 250 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно. При измерениях были нагружены, естественно, оба канала.


Характер гармонических искажений при одночастотном сигнале 1 кГц


Характер интермодуляционных искажений при подаче 5 + 6 кГц


Характер интермодуляционных искажений при подаче 500 Гц + 5 кГц


Характер интермодуляционных искажений при подаче 100 Гц + 1 кГц


Характер интермодуляционных искажений при подаче 100 Гц + 200 Гц


Выводы



Знаете, мне всегда чертовски нравилось и нравится иметь дело с хорошей техникой, и я, признаюсь, получил немалое удовольствие от теста этого усилителя. Однозначно, Zapco Z-150.2 LE достоин внимания. В первую очередь своим сочетанием скорости и запаса по мощности, что позволяет ему без смазываний и искажений воспроизводить острые пики звукового сигнала и не зажиматься при увеличении громкости. Как итог – легкое открытое звучание и завидная линейность. Какие есть существенные минусы? Увы, это цена. Но свое он, пожалуй, отрабатывает.


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus