Автозвук из Древней Греции
Тест компонентных акустических систем E.O.S. Odeon II

Недавно в одном из обсуждений зашла речь об акустике E.O.S. Odeon II, и тогда же я с удивлением обнаружил, что за всё время ни одного её полноценного теста так и не было. Нашёл несколько коротких обзоров, но все они касались первого поколения этой модели. Поскольку в архив эту акустику ещё никто не записывал, было решено изучить её подробнее. А заодно и её одноклассника – E.O.S. EX-165 из серии Experience как самую близкую по цене модель. Но о ней будет отдельно и чуть позже, а сегодня – про "второй" Odeon.

Кстати, обратили внимание, что модели E.O.S. чаще всего носят музыкальные имена? Усилители Mozart и Verdi, акустика Opera и Maestro. Или сейчас вот серия Opus к производству готовится. Название Odeon – одно из таких. Кто не в курсе, одеонами ещё в Древней Греции называли здания для проведения, цитирую дословно, "певческих состязаний". Вообще не представляю как это выглядело, но в современных состязательных... вернее, соревновательных автомобилях категории SQ встречать E.O.S. Odeon доводилось.

Конструкция



Акустика поставляется в деревянных кейсах (что для E.O.S. традиционно), сразу настраивающих на серьёзный лад. Сами компоненты, впрочем, выглядят скромно, без внешних изысков и всяких там рюшечек – всё только по делу и самое необходимое.



Разве что корзины НЧ/СЧ динамиков привлекают к себе особое внимание – добротное литьё непривычной формы со спицами, "обхватывающими" магнит. Внешне они остались такими же, как и в первом поколении, но описание заявляет, что в Odeon II заменены сам магнит, подвесы и звуковая катушка. Получается, только корзина и диффузор и остались.





Материал диффузора – целлюлоза с защитной пропиткой и дополнительным демпфирующим слоем лицевой части.





За счёт узких спиц корзина получается максимально открытой. Между прочим, на это не все обращают внимание, но на деле "воздушная подушка" под диффузором в слишком закрытой корзине заметно сказывается на работе динамика.



Твитеры выполнены в пластиковых чашках. Сетки на них съёмные, держатся на "магнитных замках", без них излучающий купол остаётся под защитой трёх дуг.





Кроссовер имеет относительно небольшие размеры. Уровень твитера регулируется трёхпозиционным переключателем, снимать крышку при этом не нужно.



Использованные в кроссовере компоненты я бы назвал разумным компромиссом. Тут нет чего-то безумно дорогого, но всё вполне приличного качества. Полипропиленовый Bennic XPP – далеко не самый слабый вариант в своей цене. Катушка, опять же, на воздушном сердечнике. А ведь часто в этой ценовой категории в кроссоверы без зазрения совести лепят самые дешманские электролиты и феррит марки "прощай линейность".



Звучание



Как обычно перед прослушиванием – прогрев динамиков в течение нескольких часов. Odeon оказались довольно критичны к этому, звучание поменялось очень заметно. Боксы с НЧ/СЧ динамиками разворачиваю почти друг на друга, чтобы видеть динамики под углом (так их направление получается почти как в автомобиле). За боксами – звукопоглощающие маты. Твитеры – на подставках с направлением в сторону слушателей. Переключатели уровня твитеров на кроссоверах – "0 дБ"

СЧ

Звучание на средних частотах – одна из самых сильных сторон Odeon II. Сравнивать с дорогими трёхполосками, конечно, некорректно, но от двухполосной акустики в этой ценовой категории (а на момент теста на официальном сайте указана цена 18 660 р.) обычно ожидаешь чего-то более скромного.

Сильно придираться не хочется, да и особо не к чему – хорошая микродинамика, высокая детализация. Не нужно вслушиваться, чтобы услышать нюансы знакомых записей. На записях, сделанных в больших залах, хорошо передаётся объём звуковой сцены, акустика не проглатывает послезвучия инструментов. Наглядный пример – трек Tsuyoshi Yamamoto – Star Dust с шикарно прописанным роялем. Odeon хорошо показали сами удары молоточков по струнам и характерное для рояля затухание. Но при этом звучание не стало холодным, корпус инструмента остался тёплым деревянным, а не превратился в стальной.

ВЧ

Тут в качестве примера я бы привёл самое начало трека Livingston Taylor – Baker Street, тоже советую найти по возможности. Послезвучия у разного рода тарелочек-колокольчиков протяжённые, звук не тухнет сразу же вслед за ударом. Очень показательный трек для проверки разрешения на верхах.

С другой стороны, иногда ВЧ кажутся уж слишком нежными. И если, например, на джазе звучание приобретает приятную лёгкость и прозрачность, то на роке это может восприниматься уже как недостаток. Ну не могут здоровые медные тарелки у ZZ Top звучать так нежно, когда Фрэнк шарашит по ним со всей дури.

На вокале иногда обращают на себя внимание сибилянты (те самые "цык" и "псык"). Правда, это на удивление не делает голоса "стеклянными", их характер остаётся вполне "живым". Скорее всего, акустика просто выявляет особенности конкретных записей. В пользу этого предположения говорит и то, что на остальных треках каких-то тональных перекосов в этой частотной области не наблюдается.

Регулировка уровня твитеров работает очень аккуратно – на слух уровень ВЧ действительно меняется, но сам характер верхов остаётся неизменным. Больше понравились значения "0 дБ" и "+2 дБ" – они будут оптимальны при прямом направлении твитеров в салон или лёгком развороте. Вариант "-2 дБ" понравился меньше – звучание "тяжелеет". Сильно разворачивать твитеры я бы тоже не стал. Максимум – направить на центр противоположного бокового стекла, но и то только в самом крайнем случае.

НЧ

Odeon II совсем не стремится поразить глубиной низких частот, хотя с длительной разминкой бас появляется и становится более плотным (что, в общем-то, логично). Но всё равно не настолько, чтобы акустике не потребовалась бы сабвуферная поддержка. В противном случае звучание может восприниматься немного "облегчённым", как будто крупные инструменты уменьшились в объёмах.

Хотя, надо признать, к структуре верхнего баса вообще никаких претензий – бас-гитара, контрабас прорабатываются очень хорошо и не "мажутся". Или вот ещё пример – литавры. Злой, кстати, инструмент, не всякая система передаёт их адекватно, чаще всего удары превращаются просто в размазанный накатывающий гул. Найдите при случае трек Henry Purcell – Argo с диска Triangle Electroacoustique, поймёте о чём я. Odeon II с ними справился неожиданно хорошо – удары и последующие вибрации натянутой мембраны – всё чётко, ясно и без гула. Хотя, по понятным причинам, масштабность этого инструмента оказалась акустике не под силу.

Причислять это к таким уж недостаткам, наверное, нет смысла. Грамотный подбор сабвуфера и нормальная настройка решат эту проблему. Тугие сабы с тяжёлой подвижкой в пару к Odeon II противопоказаны, срастить их будет сложновато. А вот что-нибудь более "отзывчивое" будет в самый раз. Как-то сразу вспоминаются старые free-air сабвуферы Challenger, жаль, что их сейчас уже не найти, они тут как раз были бы уместны.

Измерения



Для начала электромеханические параметры:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,76
  • Qes (электрическая добротность) – 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,61
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ


АЧХ для твитеров и НЧ/СЧ динамиков измерил в двух вариантах – в широкую полосу и при подключении через кроссовер. Первое нужно для понимания особенностей динамиков и пригодится тем, кто решит сделать процессорную "поканалку". Второй вариант позволяет оценить работу кроссовера, да и в целом посмотреть что получилось.

  • Красная кривая – АЧХ по оси динамика
  • Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
  • Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов


АЧХ отдельно НЧ/СЧ динамика


Небольшой горбик на "верхней середине" компенсируется кроссовером – частота настройки ФВЧ выбрана чуть ниже этого подъёма, и в результате АЧХ по оси получается ровной вплоть до 4 кГц. Под углами, естественно, спад начинается чуть раньше, но тут всё тоже выглядит достаточно прилично и без резких выбросов.

АЧХ НЧ/СЧ динамика при включении через кроссовер


Измерения АЧХ твитеров подтвердили услышанное – сильно отворачивать их не нужно, теряется отдача на самом-самом верху. Хотя ниже по диапазону, надо признать, АЧХ даже при развороте остаётся достаточно ровной.

АЧХ отдельно твитера


При подключении твитера через кроссовер измерил АЧХ только по оси, но зато при разных положениях переключателя уровня. Действительно, изменения он вносит совсем не радикальные, но, как показало прослушивание, вполне достаточное для настройки системы.

  • Фиолетовая кривая – АЧХ в положении аттенюатора "+2 дБ"
  • Оранжевая кривая – АЧХ в положении аттенюатора "0 дБ"
  • Зелёная кривая – АЧХ в положении аттенюатора "+2 дБ"


АЧХ твитера, включенного через штатный кроссовер


Выводы



Если коротко, то главный конёк Odeon II – музыка с "живыми" инструментами и вокалом – джаз и классика звучат лёгко и комфортно. Очень интересное и подробное звучание на СЧ, нетипичное для двухполоски в этой цене, плюс нежные и тоже достаточно детальные ВЧ. С твитерами можно не выдумывать, а сразу ориентировать их в салон. Не обязательно прямо на слушателей, главное – без сильного разворота. Потом, если что, звучание можно будет аккуратно скорректировать переключателем на кроссовере.

Некоторые особенности работы в басовом диапазоне, похоже, перешли по наследству от первого поколения Odeon – его в своё время многие упрекали в "легковесности". Но модернизация, судя по всему, дала свои результаты, и верхний бас в любом случае прорабатывается очень хорошо. Так что тут, скорее, вопрос уже не к акустике, а к правильности выбора и грамотной настройке сабвуферного звена.

  • Открытое и детальное звучание на СЧ
  • Лёгкие и нежные ВЧ
  • Хорошая артикуляция на верхнем басе

  • Твитеры и кроссоверы выглядят, как будто они классом ниже



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus