Совсем другой Sundown
Тест сабвуферных динамиков Sundown Audio SD-3 10D2 и SD-3 12D2

Было довольно неожиданно узнать, что Sundown Audio сделали сабвуферы, ориентированные не столько на максимальную отдачу, сколько на точный и неискажённый бас. Их главная фишка – мотор с короткой звуковой катушкой, довольно сложная и требовательная конструкция, на которую решается далеко не каждый производитель.

Конструкция



Ко мне на изучение попали две модели – 10 дюймов и 12 дюймов. Первое, что привлекло внимание – малая установочная глубина и неожиданно большой вес динамиков. Во многом за счёт моторов с непривычной геометрией, но о них ещё расскажу отдельно. А пока что – "встречаем по одёжке".



Sundown Audio SD-3 10D2 (10 дюймов)


Sundown Audio SD-3 12D2 (12 дюймов)


Если уж по правде, то динамик не рекордно плоский, есть сабы и с ещё меньшей установочной глубиной. Но, во-первых, магнитная система не имеет осевого вентиляционного отверстия, а значит SD-3 можно смело ставить в плоские корпуса магнитом вплотную к задней стенке. Во-вторых, здесь использован обращённый верхний подвес, а это избавляет от необходимости оставлять место перед динамиком, и в конечном итоге инсталляция опять же получается более компактной.



Диффузоры имеют привычный профиль, выполнены из непрессованной целлюлозы, и вместе с крупным выпуклым колпачком представляют собой довольно жёсткую конструкцию.

Sundown Audio SD-3 10D2 (10 дюймов)


Sundown Audio SD-3 12D2 (12 дюймов)


Нижние подвесы (спайдеры) здесь тоже используются такие же, как и в обычных сабах. Подводящие, традиционно для Sundown Audio, – плоские "плетёнки", пришитые к центрирующей шайбе. Звуковая катушка – 2,5 дюйма.



А вот сами моторы здесь очень интересные. И дело не столько во внешних пропорциях, сколько во внутренней геометрии.



Постараюсь пояснить как можно проще. Большинство сабвуферов имеют длинные звуковые катушки. Их так называют потому, что длина намотки больше, чем высота магнитного зазора. Проще говоря, постоянно в магнитном зазоре находится лишь часть звуковой катушки:

Длинная звуковая катушка


Достоинства такого мотора – возможность получить в зазоре большую индукцию, катушки хорошо охлаждаются, и с такими конструкциями несложно получить большой ход диффузора. Недостатки, само собой, тоже есть – линейность перемещения оставляет желать лучшего, а часть катушки, находящаяся вне зазора, по сути, является паразитной и ухудшает демпфирование (длинноходные сабы просто по определению не могут хорошо контролироваться усилителем).

Моторы с короткой звуковой катушкой устроены иначе. В них катушка действительно имеет меньшую длину намотки и полностью находится в магнитном зазоре.

Короткая звуковая катушка


Казалось бы, недостатков у такой конструкции тоже хватает. Магнитный поток уже не сконцентрирован в коротком магнитном зазоре, а "размазан" по большой площади. Соответственно, магнитная индукция B меньше, а вслед за ней падает и сила мотора (силовой фактор BL). Решить эту проблему можно либо применением более мощного магнита, либо увеличением числа витков в обмотке, а всё это тянет за собой новые сложности.

Но зато и достоинства моторов с короткими катушками очень весомые. Во-первых, катушка всегда работает вся целиком, у неё нет "нерабочих" витков вне магнитного зазора. А это значит, что усилитель контролирует динамик намного лучше, и он точнее реагирует на подаваемый сигнал. Во-вторых, у коротких катушек линейность перемещения в зазоре практически идеальная. Иными словами, пока она движется в пределах магнитного зазора, искажения будут очень и очень низкими. Правда, при её выходе из зазора искажения начинаются резче, но при хорошем контроле до этих пределов её ещё надо постараться раскачать.

Парни из Sundown Audio сделали следующие пропорции мотора. Толщина верхней части магнитопровода (по сути, высота магнитного зазора) – 1 дюйм. Высота звуковой катушки – всего 0,5 дюйма, но она намотана в 8 слоёв. Выглядит это примерно так, как на 3D-картинке. Правда, это 8-дюймовый SA-3, но в "десятке" и "двенашке" всё точно так же.



При этом заявляется ход диффузора в одну сторону Xmax = 14,5 мм (до падения силового фактора BL до 70%). Выглядит довольно оптимистично, но если стоит задача получить нормальный бас, а не выплёвывать диффузор "неграми", то линейного хода в любом случае должно быть вполне достаточно.

Измерения



С измерениями всё выглядит вполне пристойно. Да, силовой фактор BL у обоих динамиков, может, и не самый сногсшибательный, а вслед за ним и опорная чувствительность не очень высокая. Но, во-первых, такой динамик совсем иначе контролируется усилителем, и напрямую сравнивать с обычными конструкциями тут не совсем корректно. А во-вторых, это же опорная чувствительность, на деле к ней наверняка ещё и оформление несколько дБ подкинет. Посмотрим это чуть позже, а пока вот получившиеся цифры:

Зависимость импеданса от частоты для Sundown Audio SD-3 10D2


Зависимость импеданса от частоты для Sundown Audio SD-3 12D2


Измеренные параметры SD-3 10D2 (10 дюймов):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 28 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 22 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,97
  • Qes (электрическая добротность) – 0,66
  • Qts (полная добротность) – 0,56
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 159 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 81,1 дБ


Измеренные параметры SD-3 12D2 (12 дюймов):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 24 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 58 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,31
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56
  • Qts (полная добротность) – 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 174 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,9 дБ


Расчёт акустического оформления



Sundown Audio SD-3 10D2 (10 дюймов)

Когда нужен точный бас, делайте ЗЯ и не переживайте, что отдача в салоне будет слабой, здесь с этим полный порядок. При этом совсем не обязательно точно соблюдать объём корпуса – динамик может нормально работать в ЗЯ от 15 до 25 литров.

Фазоинвертор для этого динамика получается спорный. Во-первых, здесь довольно низкая резонансная частота. По хорошему, порт лучше бы настраивать не выше Fs, но при компактном корпусе это практически невозможно – порт получается слишком большим. Как компромиссное решение можно рассмотреть вариант 30 литров с портом на 35 Гц. Если удастся сделать ниже – будет только лучше. Плюс к этому в усилителе (или процессоре) обязательно должен быть включен сабсоник.

Расчётная АЧХ в салоне автомобиля для Sundown Audio SD-3 10D2


  • Синяя кривая – ЗЯ 15 литров (Qtc=0,79)
  • Красная кривая – ФИ 30 литров / 35 Гц


Sundown Audio SD-3 12D2 (12 дюймов)

Вариант с ЗЯ для этого саба тоже получается самым удачным – и отдача в салоне вполне нормальная, и бас максимально точный. Как и для десятки, точного соблюдения объёма не требуется – динамик может работать в объёмах от 26 до 40 литров. Я бы сделал литров 35, но это не жёсткая рекомендация. Просто результирующая добротность тогда выходит на классическую баттервортовскую 0,7.

Вариантов ФИ можно предложить два. Для "мясного" баса – объём поменьше и настройка порта повыше. Для "негров" и "ветров" по салону – объём побольше и настройка порта пониже. Но не забывайте, что тут короткая катушка, и при превышении Xmax искажения начинаются резче! Так что в обоих случаях сабсоник must have, и следить за ходом диффузора.

Расчётная АЧХ в салоне автомобиля для Sundown Audio SD-3 12D2


  • Синяя кривая – ЗЯ 26 литров (Qtc=0,79)
  • Фиолетовая кривая – ФИ 40 литров / 35 Гц
  • Красная кривая – ФИ 55 литров / 28 Гц


Выводы



Самое лучшее оформление для SD-3 – это закрытые ящики, в них они покажут самый точный бас, на который способны моторы с короткими катушками. Звучание действительно получается очень вкусным.

В фазоинверторах играть тоже будут, и с очень неплохой отдачей. Но нужно помнить, что эти сабы не для SPL , так что любителям вваливать на всю шишку лучше посмотреть на более традиционные модели. Если всё же решитесь, не забудьте про сабсоник.

Одним словом, SD-3 – для тех, кто подустал от флекса и посматривает в сторону SQ. Ну или, как минимум, уже вырос и перестал рвать сабы большими ходами, а начал обращать внимание на качество баса. Конструкция рискованная, но у Sundown Audio, похоже, получилось найти довольно удачную геометрию мотора.

  • Малая установочная глубина
  • Могут работать в компактных корпусах
  • Непривычно низкие искажения в пределах Xmax

  • При превышении Xmax искажения начинаются резче, чем у обычных сабов



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus