По-немецки рационален
Тест 4-канального усилителя Helix G Four

Этот усилитель давно вызывал у меня интерес. По цене он находится в "пограничной" зоне – вроде как и не бешено дорогой, но уже и не начальный уровень. А это самая интересная ценовая категория, в ней с одинаковой вероятностью можно встретить как сильно переоценённый шлак, так и модели, играющие наравне с усилителями чуть ли не вдвое дороже. А поскольку первые отзывы о Helix G Four были весьма положительные, было решено изучить его в деталях.

На момент тестирования рекомендованная стоимость Helix G Four составляет что-то около 16 тыс. рублей. В этой цене было бы странно увидеть в усилителе какие-то сверхпафосные элементы, материалы или технологии, но в этом-то и есть вся сложность. Спроектировать усилитель так, чтобы он нормально звучал с комплектующими умеренной цены, да ещё и сами комплектующие рационально подобрать – задача не из лёгких.

В этом смысле в выигрыше обычно находятся производители, которые сами занимаются разработкой, а не просто продают под собственной маркой ОЕМ-продукты. Таких на самом деле немного, и это в основном "старички" автозвука. Определённо, компания Audiotec Fischer среди таких (кто не в курсе, выпускает технику под брендами Helix, Brax, Match, а ещё на ОЕМ условиях для некоторых других брендов). Так что посмотрим, что у "фишеров" получилось в этот раз, и в какую систему такой усилитель "придётся ко двору".

Конструкция



Не буду забегать вперёд, традиционно начну "встречать по одёжке". Усилитель – классическая "плита", далеко не компактный, но и вроде как не гигантский. За счёт добротного радиаторного профиля из чернёного алюминия выглядит весьма брутально.



Питающие и акустические кабели заводятся в терминалы под прямым углом, но винты наклонные. Хорошее решение, при затяжке винт как бы втягивает кабель глубже в клемму, меньше вероятность, что снаружи останутся медные волоски.



Кстати, о питании. Заявлено, что усилитель нормально работает при кратковременных просадках питающего напряжения до 6 (!) Вольт. Так что, например, владельцам машин со "старт-стопом" к нему можно присмотреться повнимательнее. Правда, на деле эту фичу не проверял, лабораторный блок питания имеет жёстко фиксированное напряжение.

Разворачиваю усилитель другой стороной. Линейная часть сделана, на мой взгляд, тоже очень грамотно. RCA-разъёмы выстроены в одну линию, а регуляторы расположились над ними. Это значит, что при подключении кабелей все "крутилки" останутся относительно доступными, не нужно будет изгаляться, чтобы подлезть к ним с отвёрткой. Можно сказать, для традиционного формата корпусов это самая удачная компоновка разъёмов.



Фильтры в парах каналов разные. В каналах А/В – только настраиваемый ФВЧ. В каналах C/D можно включить разом ФВЧ и ФНЧ, организовав полосовой фильтр. Верхние пределы регулировки фильтров – 4 кГц, намёк на возможность сделать поканалку.

Впрочем, в классической системе "фронт плюс сабвуфер" этот усилитель тоже хорошо приживётся – ФВЧ в каналах C/D можно использовать как сабсоник. Для сабвуферов в фазоинверторном оформлении – очень полезная фича. К тому же в комплекте идёт проводной регулятор баса – мелочь, а приятно. Он управляет уровнем сигнала в этих каналах (специально уточняю, поскольку в некоторых усилителях он управляет бас-бустом).



На первый взгляд, кроссоверная часть Helix G Four действительно хороша – такими широкими пределами настройки может похвастать не каждый усилитель. С другой стороны, не стану торопиться с выводами. Слишком мало усилителей, в которых такие фильтры нормально бы работали. Чаще всего их характеристики нестабильны, а выставить нужную частоту оказывается практически невозможно. Так что всё покажут измерения. В конце концов, именно для такой объективной оценки я и взял этот усилитель на тестирование.

Из других особенностей отмечу наличие дополнительного переключателя – усилитель может работать от двух пар входов или всего от одной пары. Это означает, что можно построить, например, поканалку, имея в головном устройстве только одну пару линейных выходов. Или подключив Helix к одной паре выходов штатного усилителя.

Высокоуровневые входы, кстати, здесь непростые. Во-первых, они имеют систему автовключения, но это не самое главное, такая сегодня есть у многих. Интереснее то, что они оснащены системой с названием ADEP (Advanced Diagnostics Error Protection). Судя по описанию, это собственная фича Audiotec Fischer, которая исключает появление ошибок в бортовом компьютере некоторых автомобилей. Суть в том, что некоторые штатные системы при включении проводят диагностику, и если обнаруживается отсутствие динамиков, то штатный усилитель просто не включается. Усилитель имитирует подключенные динамики и не даёт штатной системе уйти в "аварийный" режим.

Теперь к "начинке ", открываю крышку. Наряду с обычными элементами широко используются SMD. Компоновка и монтаж относительно простые, но серьёзно придраться, по большому счёту, не к чему. Разве что к небольшому белесому налёту на некоторых участках платы. На работу усилителя не влияет, видимо, просто издержки сборочного процесса.



Субплата тут только одна, на ней выполнены входная часть и линейные выходы.



Всё остальное, включая фильтры, размещено на основной плате (хотя чаще всего именно фильтры выносят на субплаты). Это говорит о том, что усилитель сразу задумывался и проектировался как единое целое, а не собирался по "модульному" принципу. Технически это ни хорошо, ни плохо, просто в какой-то степени иллюстрирует подход к проектированию. Впрочем, "фишеровцы" всегда отличались "немецким" педантичным подходом при создании своих моделей.

Подбор компонентов – без лишнего пафоса и громких брендов. Но всё рационально – недорогие, но хорошие герметичные составные потенциометры, где надо – плёночные конденсаторы.



Выходная силовая часть – без экстрима, никаких сдвоенных (строенных, сдесятерённых) каскадов, в плечах используется просто пара приличных биполяров TIP35C и TIP36C производства ST Microelectronics.



В общем, "внутренний мир" усилителя оставил ровно такое же впечатление, что и при первом внешнем знакомстве – без лишних изысков (что логично, иначе цена была бы совсем другой), но всё грамотно и рационально.

Измерения



Фильтры

Вот теперь смотрим, что получилось на деле. На мой взгляд, было весьма рискованно умещать весь диапазон регулирования до 4 кГц в один оборот "крутилки". Тем не менее, должен признать, что во всём диапазоне параметры фильтров удалось сделать практически постоянными. Это очень хорошо.

Правда, поймать нужную частоту будет действительно довольно сложно, поэтому я снял для каждого из фильтров несколько АЧХ при разных положениях регулятора. Для тех, кто потом будет настраивать – можно взять как наглядное руководство.

Каналы А/В, АЧХ при разных положениях регулятора ФВЧ (минимальное / 10 часов / 12 часов / 14 часов / максимальное)


В каналах C/D ФВЧ работает абсолютно точно так же, как и в каналах А/В:

Каналы C/D, АЧХ при разных положениях регулятора ФВЧ (минимальное / 10 часов / 12 часов / 14 часов / максимальное)


Поскольку в каналах C/D ФВЧ получается неотключаемым, просто убрал его в минимум и снял несколько АЧХ при разных положениях "крутилки" ФНЧ:

Каналы C/D, АЧХ при ФВЧ в минимальном положении и разных положениях регулятора ФНЧ (минимальное / 10 часов / 12 часов / 14 часов / максимальное)


Ну и бас-буст. На мой взгляд, хорошо настроенной системе он не требуется, но многие любят такие штучки. Подъём с центром около 40 Гц (обещано, правда, 45 Гц, но это несущественно) немногим больше, чем на 12 дБ. Регулятор активен в любом режиме фильтров.



Гармонические и интермодуляционные искажения и мощность

Подаю на вход разные сочетания частот, смотрю, что и как усилитель добавляет от себя на выходе. В целом спектр искажений получился довольно "колючий", много верхних гармоник. Но уровень искажений низкий, это будет видно на графике КГИ чуть ниже.

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 120 Гц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц


А вот на следующем графике остановлюсь поподробнее. Зависимость коэффициента гармонических искажений от выходной мощности:

Зависимость КГИ от выходной мощности при работе на 4 Ом (зелёный график) и 2 Ом (синий график)


Обычно в усилителях, работающих в классе АВ, искажения на малых уровнях сигнала заметно выше, чем при обычных мощностях. Это иногда называют "проблемой первого Ватта". По сути, это всего лишь означает, что выходные каскады в таких усилителях работают ближе к классу В.

У Helix G Four с этим дела обстоят гораздо лучше – искажения даже на малых уровнях сигнала невелики. На самом деле так и должно быть в настоящем классе АВ (к примеру, у E.O.S. на этом даже отдельно акцентируется внимание и называется Real Class AB). Появилось желание посмотреть, какой у усилителя ток холостого хода. Получилось примерно так:



Хотя цифра, если честно, всё равно удивила. Усилитель ни разу не горячий, и даже при длительной работе оставался едва-едва тёпленьким.

Номинальная мощность определяется по тому же графику КГИ от выходной мощности. Согласно стандарта CEA-2006 это мощность, при которой усилитель достигает предела своих возможностей, начинает ограничивать сигнал, и КГИ пересекает отметку 1%. Заявлено по 80 или 120 Вт на канал при нагрузке на 4 или 2 Ом. По факту получилось чуть больше.

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 85 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 147 Вт


Звучание



По звучанию усилитель произвёл очень интересное и необычное впечатление. Звучит ровно, с хорошей динамикой, не создаёт ощущения накинутого на динамики покрывала, при этом ничего не выпячивает и не пытается самостоятельно расставить акценты в звучании. Абсолютно нейтральный характер.

"Цыкающие-псыкающие" звуки в голосах звучат достаточно живо и натурально, без явной "синтетики". Верха приятные и ненавязчивые, хоть в сравнении с более дорогими усилителями и кажутся немного простоватыми по своей структуре.

Расстановка звуковых образов по звуковой сцене в глубину чувствуется хорошо, усилитель звучит ни разу не плоско. Опять же, если сравнивать с усилителями из более высокой ценовой группы, можно придраться к послезвучиям, "рисующим" пространство вокруг инструментов – они затухают немного раньше, чем хотелось бы.

Бас разборчивый, где надо – упругий и вибрирующий в груди, где надо – глубокий и вальяжный, хорошо показывает индивидуальную манеру каждой записи. На самых нижних нотах артикуляция немного смазывается, но это всего лишь означает, что если отводить пару каналов на сабвуфер, то саб лучше подбирать с относительно лёгкой подвижкой и мягким подвесом. А вот ограничений по акустике, в общем-то, никаких, усилитель справится даже с относительно "тяжёлыми" мидами.

Выводы



Усилитель в целом понравился, он честно отрабатывает свою цену. Никаких украшательств, всё по делу, рационально, функционально и каждая мелочь к месту. В плане звучания очень нейтрален и жанрово универсален – от злого рока до клубной электроники, от попсы до классики. Наверное, было бы правильно сказать – педантичен. Не "мылит" звук, звучит с достаточно хорошей макро- и микродинамикой. Большинство придирок, так или иначе, основаны на сравнении с более дорогими моделями, но усилитель сам подстёгивает к этому, что на самом деле очень хороший признак.

К Helix G Four, пожалуй, есть смысл присмотреться тем, кто хочет перейти с бюджетной системы на класс повыше или же сразу начать с нормального уровня. А ещё на него можно обратить внимание участникам соревнований SQ в начальных любительских классах. В общем, когда стоит задача получить достойную систему, но без взятия пожизненного кредита на дорогущие компоненты.

  • Удачная, продуманная в мелочах конструкция
  • Очень неплохое в своей ценовой категории звучание
  • Широкие пределы регулировки фильтров
  • Терпит кратковременные просадки напряжения бортсети до 6 Вольт

  • Сложно поймать нужную частоту настройки фильтров выше 300-400 Гц



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus