Парное катание
Тест усилителей Korkunoff Audio Master Unlim 50.2 и Master Unlim 150.2

Усилители серии Master Unlim появились всего несколько месяцев назад, но уже засветились в нескольких соревновательных инсталляциях и даже помогли своим владельцам завоевать награды. Так вышло, что получить на тест сразу обе модели этой серии долгое время не было возможности, первые экземпляры находили своих покупателей уж слишком быстро. А тестировать их, по словам производителя, нужно было именно парой. Почему именно так, стало понятно после прослушивания.

Конструкция



Как обычно, встречаю "по одёжке". Навскидку, Master Unlim имеют более серьёзное исполнение, нежели серия Master. Массивный радиатор позволил отказаться от активного охлаждения, но и размеры корпусов тоже немного подросли. Боковые стенки пока что выкрашены, но в будущем планируется, что такой цвет им будет придавать анодирование.



"Итальянская" односторонняя компоновка даёт возможность достаточно компактной инсталляции. Более того, в комплект входят планки, с которыми усилители можно крепить в один ряд.



Из приятных мелочей – объёмные полимерные наклейки в комплекте, которые можно наклеить в салоне или даже снаружи автомобиля в виде дополнительного шильдика.



В плане фильтров оба усилителя – полные аскеты. Вполне логично, потому как они изначально создавались с прицелом на процессорные системы. Из всех регуляторов – только гейны. Возможно, при таком подходе был бы смысл сделать регулировку чувствительности поканально, но это, скорее, пожелание на будущее, чем придирка.



Внутри обе модели практически идентичны, отличия лишь в мощности блоков питания и выходных транзисторах – в модели Master Unlim 50.2 их по одному в каждом плече, а в 150.2 – по паре в каждом плече. Соответственно, последний мощнее.



Внутренняя компоновка классическая – блок питания максимально удалён от линейной части. Обычно это хорошо сказывается на уровне фонового шума. Измерения, кстати, показали, что шумит усилитель действительно мало, потом обратите внимание на спектрограммах.

Входы построены на дискретных элементах, без использования операционных усилителей.



Подстроечные потенциометры на выходах – регулировка тока покоя силовых транзисторов и установка нуля.



Кстати, обратил внимание, что на корпусах не предусмотрено предохранителей. Поначалу это немного смутило, однако оказалось, что усилители имеют хитроумную токовую защиту, реализованную в блоке питания. Расскажу как это работает, когда дойду до измерений.



Измерения



Гармонические и интермодуляционные искажения

Всё как обычно – на вход подаются сочетания разных частот и смотрится сигнал на выходе (не секрет, что абсолютно любой усилитель добавляет отсебятину в виде гармоник). Делаю эти измерения в обязательном порядке, поскольку, на мой взгляд, важнее не величина гармонических искажений, а именно их состав. Можно привести множество примеров "незвучащих" усилителей с мизерными КГИ (коэффициент гармонических искажений), а некоторые ламповые усилители с КГИ в единицы процента могут звучать очень даже душевно.

Про лампы я вспомнил не просто так, в случае с Master Unlim спектральный состав гармоник в каком-то смысле имеет ламповый "закос" – со значительным уровнем идёт вторая гармоника, уровни более высоких гармоник быстро спадают. Хотя, если уж откровенно, чистым спектр я бы не назвал, особенно у Master Unlim 50.2:

Korkunoff Audio Master Unlim 50.2: Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц


Korkunoff Audio Master Unlim 50.2: Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 120 Гц


Korkunoff Audio Master Unlim 50.2: Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц


Korkunoff Audio Master Unlim 50.2: Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц


У Master Unlim 150.2 спектры выглядят поспокойнее:

Korkunoff Audio Master Unlim 150.2: Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц


Korkunoff Audio Master Unlim 150.2: Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 120 Гц


Korkunoff Audio Master Unlim 150.2: Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц


Korkunoff Audio Master Unlim 150.2: Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц


Гармонические искажения при разной мощности

Оба усилителя имеют схожий характер искажений, хотя у 50.2 их уровень почему-то оказался выше, чем у 150.2. Допускаю, что это особенность конкретного экземпляра. Впрочем, десятые доли процента при таком спектральном составе – это всё равно немного.

Korkunoff Audio Master Unlim 50.2: Зависимость КГИ от выходной мощности при нагрузке 4 Ом (зелёная кривая) и 2 Ом (синяя кривая)


Теперь, как обещал, про защиту. Эту особенность я обнаружил как раз во время измерений. При превышении заданного порога токопотребления усилитель просто отключает блок питания. Получается что-то вроде "электронного предохранителя". Вот почему традиционные предохранители тут оказались не нужны. Порог срабатывания выставлен так, что на 2-омной нагрузке усилитель 50.2 едва-едва подбирается к клиппированию (даже график удалось получить далеко не с первого раза). А 150.2 так и вовсе до клипа не доходит. Впрочем, когда дело касается защиты, то тут "лучше перебдеть, чем недобдеть". Правда, из-за этого график работы на 2-омную нагрузку снять не удалось, только на 4-омную:

Korkunoff Audio Master Unlim 150.2: Зависимость КГИ от выходной мощности при нагрузке 4 Ом


Ещё обращу внимание на работу усилителей на малых уровнях сигнала. В усилителях класса АВ на мощностях меньше 1 Вт искажения обычно бывают повышенными (так называемая "проблема первого Ватта"). Это вызвано нелинейностью при переходе сигнала через ноль – когда одно плечо выходного каскада "передаёт эстафету" другому плечу. Здесь такой проблемы нет. Это говорит о том, что на малых уровнях сигнала усилители работают ближе к классу А. Кстати, холодными эти усилители я бы точно не назвал – они пусть и не адово горячие, но заметно тёплые.

Силовой потенциал

Номинальная мощность усилителей определяется по тем же самым графикам КГИ. Согласно "правильного" стандарта СЕА-2006 это мощность, при которой усилитель только-только начинает ограничивать сигнал, но КГИ ещё не вылезает за отметку 1%.

Если для Master Unlim 150.2 всё получилось ожидаемо – 154 Вт при обещанных 150 Вт, то для 50.2 производитель явно поскромничал. Можете вернуться немного назад и проследить по графику – при работе на 4-омную нагрузку усилитель начинает ограничивать сигнал только при достижении... 86 Вт. И это вместо заявленных 50 Вт! Нормальный такой запас, да? А при переходе на 2-омную нагрузку заметное ограничение сигнала наступает и вовсе далеко за сотней Ватт.

Звучание



Тестовый тракт на этот раз был составлен следующим образом:

  • Источник – ЦАП на XMOS + Asahi Kosei 4490
  • Регулировка громкости и предусилитель – самодельный, на лампе 6Н28Б-В
  • Межблочные кабели – The Chord Indigo Plus
  • Акустические кабели – E.O.S. TA-14
  • Акустика – PSB Synchrony One B


Результаты прослушивания только подтвердили, что стремление к красивым параметрам и необычайно низкому КГИ не делает звучание лучше. А усилитель с не самым выдающимся (формально) КГИ, но "удачным" составом гармоник и с хорошими динамическими способностями может оказаться для нашего слуха куда как приятнее. Человеческий слух – штука слишком сложная, чтобы о качестве звука можно было судить лишь небольшим набором цифр.

Master Unlim 50.2

Для начала о хорошем. Приступая к прослушиванию, невольно вспоминались самые первые усилители серии Master – "скоростные", лёгкие, воздушные, что как раз и создавало с первых секунд "вау-эффект". Относительно них "малый" двухканальник Master Unlim создаёт впечатление определённо более высокого класса. По крайней мере, на СЧ и ВЧ придраться к нему сложно. И пусть он не делает звучание красивее и не вызывает таких же ярких и "воздушных" эмоций, но звучит более академично и точно.

Усилитель отлично рисует пространство звуковой сцены в ширину и глубину, у него очень высокая детальность, он не зашивается и не "мажет кашу" на сложных ядрёных треках. Недостаток у такой звуковой подачи только один – он порой слишком уж выявляет косяки звукорежиссуры, если таковые имеются.

Некоторые претензии нашлись к передаче НЧ и "нижней середины". В этих диапазонах усилитель хоть и не теряет разборчивости и старается передать всё как можно точнее, но звучит как-то скучновато и упрощённо. К примеру, "нижняя середина" – это самый информативный диапазон в вокале, который придаёт ему полноту и насыщенность. Master Unlim 50.2 "высушивает" голос, делает его проще. И это заметно диссонирует с возможностями усилителя на более высоких частотах.

То же и про нижний бас. В качестве наглядного примера – большие японские барабаны Тайко, которые в подаче этого усилителя сильно теряли в объёме и масштабности. Контрабас – упруго, без "размазни", но корпус инструмента тоже как будто уменьшился в размерах.

Master Unlim 150.2

А вот этот усилитель звучит уже иначе. У него вроде бы тоже неплохая микродинамика на СЧ и ВЧ, он старается прорисовать звуковую сцену в глубину, но по сравнению с 50.2 звучит как-то отстранённее что ли, будто все инструменты отодвинули чуть дальше и накрыли лёгкой вуалью. Зато гораздо более насыщенно и выразительно звучат НЧ и "нижняя середина". Бас не лезет на передний план, но на него как-то особенно обращаешь внимание.

Главный плюс, который я заметил за Master Unlim 150.2 – отсутствие "похожести" звучания баса на разных треках. Те же японские барабаны – глубокий, масштабный, обволакивающий, контрабас – натянуто-упругий и вибрирующий, ритмичная электроника – плотный, с хорошим тактильным ударом. Усилитель не однообразен, он хорошо показывает эту разницу.

Явное достоинство – усилитель не "зажимается" на большой громкости, но одновременно с этим хорошо прорабатывает тонкие нюансы звучания. С линейностью у Master Unlim 150.2 всё в порядке, в отличие от многих усилителей с аналогичной мощностью. Сильный, с хорошим басовым потенциалом, но при этом не огрубевший и остающийся деликатным.

Выводы



Первый и самый главный вывод – усилители своих денег стоят. На момент теста их цена составляет 29 900 рублей и 34 900 рублей. Второй вывод – усилители хороши именно в паре. После прослушивания стало понятно, почему производитель так настоятельно рекомендовал именно их одновременное тестирование.

Master Unlim 50.2 лучше использовать в поканальных системах для СЧ/ВЧ диапазона, здесь он звучит детально, правильно, с хорошей макро- и микродинамикой. Можно и в полную полосу, но как по мне, так звучание становится каким-то уж слишком "стерильным" что ли, "высушенным".

Master Unlim 150.2 немного "отодвигает" СЧ/ВЧ на вторые планы, зато добавляет в звучание объём и полноту на НЧ и "нижней середине". При этом, что важно, не зажимает динамику и обладает хорошей линейностью. Так что его основное предназначение – работа в НЧ/СЧ диапазоне.

  • Хорошо звучат, легко конкурируют с более дорогими усилителями
  • Каждый из усилителей имеет своё чёткое предназначение и максимально его отрабатывает, не стараясь прикинуться "универсалом"
  • Конструкция позволяет инсталлировать усилители "в линейку"
  • Токовая защита по типу "электронного предохранителя"

  • Формально не самые низкие искажения, но... "вам шашечки или ехать?"



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus