Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
У этой акустики, определённо, большой SQ-потенциал. Но если не учитывать некоторые её особенности, а действовать по стереотипным стандартным схемам, то добиться хорошего результата может оказаться слишком сложно. В общем, занимательный конструктор совсем не для дилетантов. Этот тест как раз и затевался с целью показать возможности акустики и пути обхода "острых камней".

Во-первых, для тех, кто не знает, что такое Dego. Этот бренд принадлежит одному из крутейших европейских производителей акустики – компании Ehmann & Partner GmbH. Название компании мало что говорит обычному потребителю, потому как она разрабатывает и делает динамики в основном для других брендов, в том числе и домашней акустики. Причём уже больше 30 лет. Вся разработка и производственные мощности расположены в Германии, так что "Made in Germany" в данном случае – чистейшая правда.

Акустика в сегодняшнем тесте принадлежит к линейке Powerline. Это уже не самая младшая акустика в семействе Dego, но цены, на мой взгляд, для такого уровня вполне разумные. К примеру, полный комплект динамиков для трёхполосной системы обойдётся в 20 500 рублей. Для "Сделано в Германии" это по нынешним меркам совсем недорого.

Все компоненты продаются раздельно – 6,5-дюймовые НЧ/СЧ динамики, 3-дюймовые СЧ динамики, твитеры, кроссоверы... Грили – тоже отдельно. Да чего уж там, даже некоторые элементы крепления для твитеров – и то идут опцией.



Конструкция



НЧ/СЧ динамики Dego PO 650MW собраны на штампованной корзине. Подвесы мягкие. Диффузор – целлюлоза с дополнительным покрытием лицевой части.



Магнитные системы не гигантские, но всё же несколько крупнее среднестатистических.



Звуковая катушка диаметром 1,5 дюйма. Подводящие – классические "поводки".



Среднечастотники Dego PO 3.0MR имеют номинальный размер 3 дюйма. Диффузоры у них тоже бумажные, но состав покрытия лицевой части явно другой.



Кстати, интересная деталь – в исходной версии этого динамика использовались алюминиевые колпачки. Однако по просьбе российского дистрибьютора была выпущена специальная партия, в которой алюминий заменён на ткань с пропиткой, придающей колпачку жёсткость. Благо, в Ehmann & Partner довольно отзывчивы к подобным пожеланиям заказчиков.



В моторах СЧ динамиков используются кольцевые неодимовые магниты, поэтому размеры более чем умеренные.



Твитеры Dego PO 2.5T имеют классическую конструкцию. Излучающий купол – шёлковый, диаметром 25 мм.



Кроссоверы PO/SP Line, как можно догадаться из названия, предлагаются сразу к двум линейкам акустики – Powerline и Spaceline.



Кроссоверы, кстати, только двухполосные, и это вполне логично. Если покупатель задумывается о трёхполоске, то с большой вероятностью это будет поканальная система с процессором, и пассивный кросс тут как бы уже не нужен.

Измерения



Параметры динамиков

Для начала измеряю динамики отдельно. Параметры довольно точно повторяют заявленные. Плюс-минус небольшие естественные отклонения и, скорее всего, динамики просто ещё не до конца размялись, но в целом всё очень хорошо.

Зависимость импеданса от частоты для каждого динамика отдельно


  • Красная кривая – импеданс НЧ/СЧ динамика Dego PO 650MW
  • Зелёная кривая – импеданс СЧ динамика Dego PO 3.0MR
  • Синяя кривая – импеданс твитера Dego PO 2.5T


Заявленные/измеренные параметры для Dego PO 650MW:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц / 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11,9 л / 8,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,4 / 6,5
  • Qes (электрическая добротность) – 0,54 / 0,57
  • Qts (полная добротность) – 0,5 / 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г / 14 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,9 Тл м / 5,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 / 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89 дБ / 88,4 дБ


Заявленные/измеренные параметры для Dego PO 3.0MR:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц / 123 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,12 л / 1,02 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,0 / 3,1
  • Qes (электрическая добротность) – 0,43 / 0,46
  • Qts (полная добротность) – 0,38 / 0,40
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,2 г / 3,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м / 3,8 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 / 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87 дБ / 88,1 дБ


С пассивным кроссовером в двухполосном варианте импеданс выглядит следующим образом.

Зависимость импеданса от частоты в варианте с пассивным кроссовером


  • Фиолетовая кривая – уровень твитера "0 дБ"
  • Оранжевая кривая – уровень твитера "-3 дБ"
  • Зелёная кривая – уровень твитера "-6 дБ"


Измерение АЧХ для НЧ/СЧ динамика Dego PO 650MW

Характерная особенность многих конусных динамиков с лёгкими подвижными системами – выброс АЧХ на верхнем краю рабочего диапазона. Если Dego PO 650MW будет использоваться в 2-полосной системе, это обязательно нужно учитывать при выборе частот раздела. Например, если "резать" его сверху на 3-3,5 кГц вторым порядком, это "опустит" горб, и динамики будут эффективно дотягивать примерно до 4 кГц.

АЧХ Dego PO 650MW без кроссовера (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов)


Чего-то подобного я ожидал и от пассивного кроссовера. Но, судя по АЧХ, фильтр нижних частот здесь имеет добротность явно выше баттервортовской – он эффективно "режет" выше 4 кГц, но перед этим усиливает и без того неспокойную область 2-4 кГц. Впрочем, это если смотреть на динамик "в лоб" или под небольшим углом. А в машине, как вы понимаете, так всё равно никто не делает. При развороте же, соответствующем стандартной "дверной" установке, АЧХ заметно выравнивается (зелёная кривая):

АЧХ Dego PO 650MW с кроссовером (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов)


Измерение АЧХ для твитера Dego PO 2.5T

Для начала включаю твитер в полную полосу, это даст понять, что он может вообще. Как оказалось, играет довольно ровно, без резких выбросов и провалов. Классический пример хорошего шёлкового высокочастотника. Лучше всего покажет себя по оси или с совсем небольшим разворотом.

АЧХ Dego PO 2.5T без кроссовера (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов)


Описание рекомендует "резать" Dego PO 2.5T снизу не ниже, чем на 4 кГц вторым порядком, что при резонансной частоте немногим ниже 2 кГц выглядит разумным. Просто некоторые, бывает, отпустят твитер играть чуть ли не до резонансной частоты, а потом жалуются, мол, твитер плохой. Кроссовер, кстати, "режет" как надо, к нему в этот раз вопросов не возникло:

АЧХ Dego PO 2.5T с кроссовером (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов)


Подключение к клеммам "0 дБ", "-3 дБ" и "-6 дБ" даёт вполне корректный результат – затухание вносится, а форма АЧХ остаётся неизменной:

АЧХ Dego PO 2.5T с кроссовером (при подключении к клеммам "0 дБ", "-3 дБ" и "-6 дБ")


Измерение АЧХ для СЧ динамика Dego PO 3.0MR

Для среднечастотника есть два важных момента. Во-первых, у него достаточно сильный магнит и, как следствие, низкая добротность. А это значит, что если ставить динамик во free-air, то "по низу" получится слишком плавный спад.

Во-вторых, на верхнем краю рабочего диапазона у него тоже имеется всплеск АЧХ, который придётся учитывать при выборе частот раздела с твитером.

АЧХ Dego PO 3.0MW (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов)


Моделирование и эксперименты показали, что динамик можно ставить во free-air, но частоту раздела с мидбасом придётся делать не ниже 400-500 Гц. А можно поставить в корпус, но не слишком зажимать его в объёме – никак не меньше 0,4-0,5 литра, и заполнить его, например, распушённым синтепоном. В этом случае динамик сможет играть, начиная уже от 300-350 Гц (для определённости тоже возьмём второй порядок).

Крайне необычный и далёкий от общепринятых стереотипов, но очень многообещающий вариант – корпус объёмом 1 литр с портом на 120 Гц. В этом случае Dego PO 3.0MW можно заставить играть ровно, начиная уже от 150 Гц. Разумеется, не слишком напрягая его громкостью.

Расчётная АЧХ для Dego PO 3.0MW в фазоинверторном оформлении 1 литр / 120 Гц


Оценка звукового потенциала



Учитывая, что компоненты продаются раздельно и могут использоваться в поканалке, задача оказалась довольно сложной. Однако возможность собрать систему в 2-полосном "пассивном" варианте позволила сделать кое-какие выводы.

Общее впечатление, звучание на СЧ

Понравилось, что акустика обладает отличной микро- и макродинамикой, очень "скорострельная" и, как следствие, без труда прорабатывает мелкие нюансы даже в самых сложных треках. Из-за этого звучание воспринимается ясно и открыто. В этом смысле сочетание лёгкого диффузора и сильного магнита дало свои положительные результаты.

Предположение, сделанное во время измерений, подтвердилось – НЧ/СЧ динамики однозначно ориентированы на классическую автомобильную установку, когда они "смотрят" друг на друга. Имеем классическую ситуацию, когда при прослушивании где-нибудь в стенде эту акустику можно "не понять", а в реальной инсталляции она зазвучит намного ровнее. Впрочем, это в любом случае актуально только для "пассивных" систем – в поканалке возможная яркость на верхней середине легко устраняется настройкой среза не выше 3-3,5 кГц.

Звучание на ВЧ

На ВЧ акустика звучит легко и ровно, детальность высокая. Немного "по-немецки" суховато и педантично, но это уже из разряда "вкусовщины". Избыточного "воздуха" и каких-то лишних украшательств в звуке замечено не было, но самый верх твитеры отрабатывают честно.

Интереснее всего звучание ВЧ получается при ориентации в сторону слушателей. Хотя лёгкий разворот им тоже не вредит. А вот сильно разворачивать я бы их не стал, звучание "тускнеет".

Басовый потенциал

Вот тут оказалось интересно. Dego PO 650MW позволяют получить как сухой, точный и быстрый "академичный" бас, так и добиться сочного мясного баса с небольшой долей "жирка".

Во-первых, обычная дверная установка. Звучание характерно для большинства низкодобротных динамиков с хорошим электрическим "держаком". Они неплохо забираются вниз по частоте, и когда ставишь треки с могучим басом (вроде последних альбомов Yello), это не заставляет их биться в истерике, они просто нормально отрабатывают подаваемый на них сигнал. При этом бас быстрый, чёткий, подробный – бас-гитара на роке или контрабас в джазе прорабатываются отлично. В этом случае сабвуфер лучше подбирать с достаточно лёгкой подвижной системой и хорошим импульсным откликом. Для рока, да и вообще для "быстрой" музыки получится самое то.

Впрочем, для любителей "жирного" баса и более простой музыки такой вариант установки может показаться скучноватым – "не качает". В этом случае можно рассмотреть вариант установки в корпуса. Прикидки в Speakershop дали понять, что вкусно получится в фазоинверторном оформлении. В объёме 10-11 литров с портом примерно на 60-65 Гц (для ориентира – диаметр порта 5 см, длина 10-12 см) средний бас будет отрабатываться эффективнее:

Расчётная АЧХ для Dego PO 650MW в фазоинверторном оформлении 10 литров / 63 Гц


Выводы



Главное преимущество этой акустики – её "скорострельность". Легко отрабатывает атаку, не затирает мелкие детали и в целом обладает очень ясным и открытым звучанием. Но, как обычно, имеет свои особенности, которые обязательно нужно учитывать. Постараюсь коротко подытожить.

Штатный кроссовер есть смысл использовать в бюджетном варианте, когда акустика ставится под штатные сетки без разворотов-доворотов и прочих подвыподвертов. Если же планируется более серьёзная инсталляция, этой акустике однозначно прописана поканалка.

Ставите мидбасы в двери – ждите сухой, точный и "скорострельный" бас. В меру глубокий, но аккуратный, с умеренным уровнем. Саб лучше подобрать не слишком тугой, "быстрый", способный на панч. Для любителей более сочного баса можно рассмотреть вариант фазоинверторного корпуса.

В поканальной двухполоске не забывать про особенность звучания мидбасов на "верхней середине". Чтобы получить ровный тональный баланс, поверху их лучше резать не выше 3-3,5 кГц, а твитеры снизу – не ниже 4-5 кГц.

Твитеры лучше ставить с направлением в салон или с совсем небольшим разворотом. Это хорошие представители классических шёлковых ВЧ динамиков, так что с ними всё предсказуемо.

Среднечастотники позволяют играться с вариантами установки. Ставите их во free-air – получаете отличный импульсный отклик и высокую детальность, но раздел с мидбасом придётся поднимать до 400-500 Гц. Ставите в закрытый корпус – можно заставить их играть от 300 Гц. Хотите заставить играть ещё ниже – выгораживайте объёмы по литру и делайте фазоинверторное оформление. Во всех случаях направление СЧ я бы выбрал примерно как для твитеров – в салон.

При стыке СЧ с твитерами нужно не забывать про подъём АЧХ на верхнем краю рабочего диапазона и делать "разнос" частот фильтров – СЧ сверху "обрезать" пониже, а твитеры – повыше.



  • Может иметь разный характер звука в зависимости от способа установки
  • При любой установке хорошая макродинамика, высокая детальность
  • Качественное изготовление, made in Germany
  • Возможность приобрести компоненты раздельно

  • Есть вопросы к пассивному кроссоверу



Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
Еще немного свежих материалов
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2018 CarMus