Кевлар, который умеет звучать тепло
Тест компонентных акустических систем ESX VE6.2C MK2

Бывает так, что акустика на первый взгляд кажется вполне себе обычной и мало чем примечательной, разве что цветом диффузоров выделяется. А на деле оказывается, что в ней немало "скрытых" возможностей, а цвет того же диффузора определяется очень нетипичным и интересным материалом. Знакомство с этими ESX, признаюсь, преподнесло немало сюрпризов. К счастью, в основном приятных.

Конструкция



Это уже второе поколение акустики ESX VE6.2C (топовая серия Vision), о чём свидетельствует "хвостик" в названии MK2. В первом поколении были алюминиевые диффузоры, что делало динамики легко узнаваемыми.



Во втором поколении диффузоры изготовлены из пара-арамидного композита. Если это вам ничего не говорит, то названия Kevlar или Twaron уж наверняка многие знают – это просто коммерческие названия этого материала.



Диффузоры достаточно тонкие, но на удивление жёсткие. При этом неплохо задемпфированы вязким связующим, немного "силиконистым" на ощупь. Похоже, ESX удалось получить неплохое сочетание жёсткости и лёгкости и при этом хорошо погасить призвуки, обычно присущие кевлару. Это, кстати, подтвердится потом при измерениях и прослушивании.



А вот корзина, в отличие от первого поколения, попроще – штампованная. Но зато с качественным порошковым покрытием.



В комплекте, разумеется, идут защитные грили.



Твитер имеет хоть и небольшие размеры, но пропорции говорят о наличии акустической камеры. Интересно будет посмотреть, что он умеет на деле. Излучающие куполы – шёлк с пропиткой.



Кроссоверы – средних размеров. Чтобы добраться до регулировок, нужно открутить четыре винта и снять верхнюю крышку.



Кроме традиционной регулировки уровня твитера предусмотрен джампер High/Low в цепи мидбаса. Как всё это работает – будет видно на измерениях и при прослушивании.







Измерения



Сначала, как обычно, снимаю электромеханические параметры динамиков. Данных производителя, к сожалению, не нашёл, но измеренные параметры навскидку показались многообещающими – у мидбаса лёгкий диффузор, сильный мотор, высокая чувствительность. Динамики разминались несколько часов, но в реальной эксплуатации при полной разминке Fs должна ещё немного снизиться.

Импеданс мидбасового динамика и твитера


Измеренные параметры:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,01
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0, 58
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,5 дБ


Включение через кроссовер, кстати, заметно меняет характер импеданса НЧ/СЧ динамика на нижних частотах. Ничего не поделаешь, лишнее сопротивление всегда сказывается на демпфировании. Импедансные кривые снял при всех возможных вариантах перемычек:

Импеданс акустической системы в сборе с кроссовером, перемычка в мидбасовом канале в положении High


Импеданс акустической системы в сборе с кроссовером, перемычка в мидбасовом канале в положении Low


АЧХ мидбаса на удивление ровная, без резких всплесков. "Разброд и шатание" в зависимости от угла разворота начинаются только выше 2 кГц, но и то не слишком криминально.

АЧХ мидбасового динамика, включенного в полную полосу (по оси / 30 градусов / 60 градусов)


Впрочем, кроссовер это дело неплохо осаживает даже в положении перемычки High

АЧХ мидбасового динамика, включенного через кроссовер, перемычка High (по оси / 30 градусов / 60 градусов)


При переводе перемычки в положение Low верхний край диапазона поджимается ещё сильнее:

АЧХ мидбасового динамика, включенного через кроссовер, перемычка Low (по оси / 30 градусов / 60 градусов)


АЧХ твитера без кроссовера пригодится тем, кто будет использовать акустику в поканалке. Судя по её характеру, просится ФВЧ с крутизной 12 дБ/октава и настройкой около 5-6 кГц. А ещё интересный вариант может получиться с фильтром 6 дБ/октава и частотой настройки где-нибудь в районе 10 кГц.

АЧХ твитера, включенного в полную полосу (по оси / 30 градусов / 60 градусов)


Собственный кроссовер всё делает как надо (уровень твитера выставлен в "дефолтном" положении "-3 дБ"). Причём, обратите внимание – самая лучшая АЧХ получается не по оси, а когда твитер стоит с небольшим разворотом. Это значит, что его лучше направлять примерно в центр салона или на противоположного пассажира, это и будет его оптимальная ориентация.

АЧХ твитера, включенного через кроссовер, уровень твитера "-3 дБ" (по оси / 30 градусов / 60 градусов)


По этой причине я немного нарушил традицию и проверил работу переключателя уровня ВЧ, измерив АЧХ как раз под углом 30 градусов. Обратите внимание, при перестановке джампера меняется не только общий уровень твитера, но и наклон АЧХ выше 7 кГц:

АЧХ твитера, включенного через кроссовер (угол 30 градусов, разные положения переключателя уровня твитера).


Звучание



Прослушивание проводил как обычно – НЧ/СЧ динамики в боксах смотрят почти друг на друга (так результаты прослушивания получаются ближе всего к автомобильным, проверено практикой), твитеры – на подставках с возможностью оперативной смены направления.

Общее впечатление, звучание на СЧ и ВЧ

Сейчас уже сложно сравнить звучание ESX VE6.2C MK2 с тем, как звучало первое поколение с алюминиевыми диффузорами, слишком много прошло времени. Насколько помню, у тех характер был слегка "прохладный". Нынешние Vision звучат очень тепло, комфортно и сбалансированно. Можно слушать долго, не уставая. Детальность высокая, но нюансы не лезут на передний план, из-за чего невольно переключаешься с оценки звучания просто на саму музыку. Интересное сочетание мягкости и комфортности и одновременно высокой разрешающей способности.

Поэкспериментировал с разворотом высокочастотников, но прослушивание только подтвердило выводы, сделанные при измерениях – твитеры не любят, когда они направлены совсем "в лоб" или, напротив, развёрнуты слишком сильно. В первом случае появляется эффект, когда отдельные звуки привязываются к ближнему твитеру, а во втором – звучание теряет лёгкость. Джамперы уровня в итоге так и оставил на "-3 дБ".

В мидбасовом канале перестановка перемычки в положение High слегка подчёркивает вокал и делает звучание каким-то более эмоциональным что ли. Получилось интересно, но в положении Low звучание показалось более сбалансированным. Так что тут явных приоритетов я бы не расставлял, лучше подбирать по месту. На выбор может повлиять в том числе и взаимное расположение мидбасов и твитеров.

Басовый потенциал

Про басовые возможности – отдельный разговор, это вообще одна из сильных сторон акустики, достойная особого упоминания. Во-первых, динамики играют неожиданно глубоко для размера 6,5 дюймов. При этом структура НЧ прорабатывается старательно, бас не рыхлый. Это слышно и на бас-гитаре в роке, и на контрабасе в джазовых композициях. Совсем "распускать" мидбасы вниз я бы не стал, но "резать" их можно достаточно низко.

Во-вторых, у мидбасов какая-то нереальная перегрузочная способность. Разумеется, принимать их за сабвуферы не нужно, но запас по неискажённой громкости у них очень большой. Правда, с таким потенциалом нужно готовиться к соответствующей подготовке дверей. С парой листов вибры и дохлыми колечками вся эта "вкуснота" просто не прочувствуется.

Выводы



Не так часто встречается акустика, которую потом можно будет советовать почти без оговорок. На момент теста её цена составляет 19 тысяч рублей, и она, учитывая звуковой потенциал, совсем не выглядит завышенной.

Если коротко, то к ESX VE6.2C MK2 в первую очередь можно присмотреться цениителям "живой" музыки. Классика, джаз, блюз, инструментал будут звучать тепло, прозрачно и "атмосферно", с хорошей передачей тонких нюансов.

В электронике качественный басовый потенциал нужен как никогда, а с этим у ESX VE6.2C MK2 как раз полный порядок. Хотя, характер СЧ и ВЧ тут тоже важен. По крайней мере, акустика даёт понять, что даже Chemical Brothers с их "грязным" звучанием лучше слушать во FLAC, а не в MP3.

Рок и метал – вот тут небольшие оговорки всё же есть. Несмотря на хорошую динамику и "скорострельность", какие-нибудь волосатые викинги, запиливающие жёсткие фуззы, всё же любят звучание поострее. Причём, дело не столько в мидбасовых динамиках, сколько в твитерах – они для этого слишком правильные и деликатные. А вот классический рок – это другое дело, с ним акустика справляется на ура.

  • Отличное звучание, жанровая универсальность
  • Грамотное использование материалов для диффузоров
  • Твитеры оптимально работают под углом – в машине это то, что нужно

  • На агрессивной музыке звучание может показаться слишком академичным



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus