Research & Development
Как рождается акустика. Взгляд изнутри. Audison

В нынешнее время "диванных экспертов" и "злостных потребителей" мало кто задумывается о том, как вообще разрабатывается техника. Я не говорю о модных брендах, которые контейнерами возят китайское барахло со своими логотипами. Я о нормальных компаниях, у которых есть собственный полноценный R&D (Research & Development) – отдел исследований и разработок. Предлагаю взглянуть на этот процесс "изнутри". "Диванным экспертам" сюда вход запрещён.

На днях прошло событие, которое не афишировалось широкой аудитории и, по большому счёту, было интересно лишь специалистам. Итальянские инженеры из Elettromedia целую неделю были в России, разрабатывая акустику для BMW. Почему в России? Где именно? Под каким брендом мы увидим новые модели? Кто те люди, которые их разрабатывают? Как это происходит? Вот об этом как раз сейчас и расскажу. Обо всём по порядку.

Под каким именем и почему?



Новая акустика с большой вероятностью увидит свет под брендом Audison и войдёт в линейку Prima (кто не в курсе, Audison и Hertz – это собственные бренды итальянского концерна Elettromedia).

Причина проста и логична. Сейчас в Audison работают по трём главным направлениям. Первое – это топовые High-End системы (серии Thesis, Voce) с ориентиром на Hi-Res Audio. Второе – это техника, которую можно легко и просто установить в автомобиль (серия Prima). И в отдельное направление выделена концепция bit – процессоры, Hi-Res-источник и т. д. Хотя, последнее как бы всё равно тесно завязано с первыми двумя.

Акустика для апгрейда BMW как раз идеально вписывается в идеологию Prima – для лёгкого апгрейда системы. Причём, до весьма серьёзного уровня – звучание первых образцов лично меня очень впечатлило. Но об этом чуть позже.

Представители "Чернов Аудио" Дмитрий Шубин и Виталий Раббот и продакт-инженеры Elettromedia Даниель Инчикко (Daniele Incicco) и Ньюли Роззетти (Newly Rossetti).


Почему в России?



Кому-то это покажется странным, но в России о доработке BMW знают больше, чем в Европе. Это в Elettromedia поняли ещё несколько лет назад, когда на одной из конференций "Чернов Аудио" завязалось общение руководства концерна с нашими инсталляторами.

Тогда итальянцев удивило знание таких нюансов штатных систем, которые даже в отделе разработок ещё не были изучены. Так, слово за слово, наладились постоянные визиты инженеров Elettromedia в студию Ego Style, и их нынешний визит – уже далеко не первый.

Причина такого интереса – узкая специализация студии на марке BMW и, как следствие, уникальный опыт, накопленный по этим автомобилям. А ещё, как ни странно, тот факт, что новейшие модели BMW впервые приезжают на "дооснащение" как раз у нас, а не в Европе.

Кстати, итальянцы – не единственные, кто держит связь с Ego Style. У других европейских производителей некоторые модели акустики для BMW были выпущены именно с подачи Павла Назарова – основателя и технического руководителя студии.



Как рождается новая акустика?



Итальянцы приехали не с пустыми руками, первые опытные образцы они привезли с собой. Расспросил в перерыве Даниэля и Ньюли, и они рассказали, как эти динамики были сделаны и что дальше с ними будет.



Процесс разработки штатной акустики состоит из двух этапов. Сначала – первичное проектирование и изготовление опытных образцов (сэмплов). На первом этапе делать собственные корзины с нуля не было необходимости, поэтому пока просто выбрали из тех, что показались более удачными. А вот магнитные системы, подвесы и диффузоры – это, разумеется, уже всё своё собственное.

С одной стороны, проектирование упрощалось заранее известными углами разворота динамиков и акустическим оформлением. С другой стороны, их расположение в салоне BMW, мягко говоря, неоптимально с точки зрения акустики. Поэтому финальная доводка образцов в любом случае делается в реальном автомобиле.

Для сравнения, слева – штатная акустика BMW, справа – рабочие образцы Audison. Например, в комплектации Business в штатных "подседельниках" при 20-см посадочном месте стоит дохлый 16-см динамик, да ещё и направленный диффузором вниз. В новом образце (справа) возможности посадочного места использованы уже по максимуму.



А вот и среднечастотники для фронтальной акустики. Для задних дверей на их основе сделаны коаксиалы.





В той же комплектации Business, кстати, на этом всё и заканчивается – в штатной системе даже твитеров нет. Сделать ещё хуже, наверное, было просто некуда. В новой акустике, разумеется, полный, сделанный по уму комплект. Правда, образцы новых твитеров отдельно сфотографировать не удалось, пропустил момент, когда всё уже встало на свои места.



Как это происходило?



Главной целью были два автомобиля – "пятёрка" BMW в новом кузове G30 и BMW X6 в кузове F16 – авто тоже со своими "приколами". Для проведения экспериментов студия нашла двух добровольцев с тем условием, что у них останется установленная система с рабочими образцами акустики.

Система в каждом автомобиле проверялась в разных конфигурациях, "гонялась" в разных режимах и неоднократно замерялись её параметры – в этом и заключался основной смысл "выездной" работы инженеров.

BMW G30



К сожалению, застать "пятёрку" G30 мне не удалось, поэтому тут очень коротко. Машина изначально была в комплектации Hi-Fi – аудиосистема без MOST-шины, но с возможностью перепрограммирования и "вытаскивания" из неё "чистого" аналогового сигнала.

Первый вариант системы – простая замена динамиков на 2-омные образцы (штатная акустика в этой комплектации тоже 2-омная). По словам всех, кто в тот момент находился в студии, это уже дало существенный прирост качества звучания и запаса по громкости. Вариант был одобрен, после чего – целый день замеров. Вся система целиком, отдельные группы динамиков, вообще каждый динамик отдельно, в том числе и в полную полосу... Для измерений использовались измерительные комплексы Audison bit Tune с "головой" APM (Acoustic Performance Measurement) и Audiomatica Clio.



Второй вариант системы – уже более продвинутый, с добавлением в систему усилителя Audison AP8.9bit. Штатное ГУ было перепрограммировано – отключена коррекция сигнала. Усилитель подключался к нему по аналогу и работал в такой конфигурации: два канала – на фронтальные СЧ и ВЧ через пассивные кроссоверы (опытные образцы дорабатывались уже по месту), четыре канала (мост) – на "подседельные" динамики, и ещё два канала – на тыловые динамики. И снова замеры.

По словам Павла Назарова, "глядя на количество предстоящей работы, появилось ощущение, что всё это затянется очень надолго". И не ошибся – целую неделю каждый день с утра до поздней ночи. Причём, основная часть времени – это именно замеры, потому как установка компонентов с подключением pin-to-pin занимала минимальное время.

BMW F16



Вот тут смогу рассказать поподробнее, поскольку процесс происходил на моих глазах. В этой машине система была уже с MOST-шиной, количество вариантов включения увеличилось до трёх. Только на этот раз все три – с использованием усилителя Audison AP8.9bit. Коротко пройдусь по компонентам.

Штатные среднечастотники в F16 мало того, что стоят в дверях, так ещё и направлены вниз. Но штатное расположение – это главное условие проектирования новой акустики.





При установке были изготовлены переходные кольца из привычной в таких случаях влагостойкой фанеры, а после окончательной подгонки отрисованы их объёмные компьютерные модели. Кольца были распечатаны на 3D-принтере, ещё раз проверены на "живом" автомобиле и уедут в Elettromedia в качестве эталонных образцов.





Подседельные динамики тоже заняли свои места.



Система в F16 построена на двух усилителях – Audison AP8.9bit и сабвуферном моноблоке AP1D. Многоканальник разместился на внутренней арке, а моноблок – в нижней нише левого крыла.



Вообще, по словам итальянцев, в большинстве случаев вполне достаточно и одного 8-канального AP8.9bit с процессором для всей системы. Этот вывод был сделан из общения с реальными владельцами VW Golf – для этого автомобиля у Audison тоже есть готовые комплекты, которые оказались очень удачными и сейчас популярны в Европе.

Специально для тех, кто сторонится этого усилителя, глядя на цифру 35 Вт на канал – каналов восемь, и они могут моститься. Ещё раз. Восемь. И могут моститься. На СЧ и ВЧ больше 35 Вт как бы и не нужно, а в мосту, на минуточку, он выдаёт уже 130 Вт. Сто тридцать, Карл!



Подключение – готовыми комплектами проводов (харнессами) Audison для автомобилей BMW безо всякого "хирургического" вмешательства в проводку, всё по принципу pin-to-pin. Новые жгуты уложены вместе со штатными. Заодно лишний повод проверить – правильно ли рассчитаны длины проводов.



Первый вариант системы – подключение усилителя по "высокому уровню", благо, AP8.9bit имеет возможность деэквализации сигнала. Все подключения с помощью готовых "харнессов" по принципу "разъединил штатный разъём – подключил новый жгут проводов". Измерения.

Второй вариант системы – головное устройство перепрограммируется на выдачу "чистого" аналогового сигнала без коррекции. Усилитель подключается по аналогу. Измерения.

Третий вариант системы – ГУ перепрограммируется как для работы с системой Hi-Fi Professional Logic 7. В этом случае "просыпается" штатная MOST-оптика, подключается адаптер MOST-SPDIF, и усилитель AP8.9bit подключается уже не по аналогу, а по "цифре". И снова бесконечные измерения…



Откуда берутся рекомендованные настройки?



Вот это, кстати, интересный момент. В усилитель-процессор Audison AP8.9bit, который будет поставляться в комплекте для BMW, планируется "заливать" уже готовые настройки. Собственно, одна из задач инженеров – собрать для этого все необходимые данные. И делалось это так.

Не секрет, что одну и ту же систему можно настроить по-разному, у людей разные вкусы и музыкальные предпочтения. Это ещё одна причина, почему итальянцы приехали именно в Ego Style – здесь давно изучили акустические свойства салонов BMW и собрали большую коллекцию настроек под самые разные задачи (взять хотя бы тот факт, что в этом году BMW Владимира Ревазова, выпущенный из ворот Ego Style, стал Чемпионом ЕММА в классе ОЕМ).



А теперь представьте, если все эти наработки будут собраны воедино, проанализированы самими разработчиками динамиков и скорректированы с учётом возможностей акустики. Думается, результат должен получиться очень вкусным.

Собственные впечатления



Мне довелось послушать систему в F16 и, если честно, звук меня слегка удивил. Да и не только меня, на что итальянцы только довольно улыбались. Во-первых, система умеет играть достаточно громко – запаса хватит для любого вменяемого человека. Во-вторых, на тот момент я точно видел, что багажник пуст, а моноблок ещё не подключен. При этом бас был такой, что создавалось полное впечатление включенного серьёзного сабвуфера. Образцы подседельников отрабатывали бас просто фантастически.

Для интереса сравнили со звучанием штатной системы Harman Kardon – в студии в работе стоял как раз точно такой же F16. Включили. Послушали. Выключили. Ребят, куда катится этот мир? Я, конечно, понимаю, что она лучше самой простецкой комплектации без твитеров. Но опция-то ведь не самая дешёвая, и когда предлагают выбрать из "очень плохо" и просто "плохо", в то время как за эти же или даже меньшие деньги можно получить нормальную систему... В общем, подумать есть о чём.



Хотя, лично для себя я только в очередной раз подтвердил – лучше грамотное дооснащение aftermarket-комплектом, чем предложенная за невменяемую цену "опция от производителя". Очень надеюсь, что первые опытные комплекты, которые Elettromedia привезли в Россию, будут доработаны и пойдут в серию. Работа проведена огромная, теперь ждём результатов.




Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus