Без лишних затрат
Тест акустических систем Challenger серии Concept: SD-652, SD-692 и SD-650 II

Построить аудиосистему с приличным звуком в минимальном бюджете – сложная задача. В этот раз на изучении – целая серия очень доступных акустических систем Challenger, которые стоят едва больше, чем полный бак бензина. Что умеет эта акустика – как раз и предстоит выяснить.

Серия Concept составлена из трёх моделей самых востребованных форматов – компонентная акустика 6,5 дюймов и две модели коаксиалов – 6,5 и 6х9 дюймов. Цены на момент теста очень приятные – самая дорогая компонентная модель SD-650 II стоит всего 3600 рублей. Думаю, будет правильно, если основное внимание сосредоточу именно на ней.

Конструкция



Недорогая акустика должна предполагать простую установку, так что корзины НЧ/СЧ динамиков с универсальным набором отверстий (в некоторые штатные места встанут без доработок) и компактные кроссоверы – это в порядке вещей.



Диффузоры выполнены из прессованной целлюлозы с "полуматовым" покрытием лицевой части, внешне немного напоминающим покрытие soft-touch. Выглядит, кстати, солидно, и неброский глянцевый логотип Challenger это только подчёркивает.



Кольцо в центре диффузора – это не только декор, но и корректировка веса подвижной системы. Совсем немного, "подвижка" всё равно осталась очень лёгкой. Но резонансную частоту это снизило, потом сами увидите на измерениях.

Корзины у динамиков стальные, штампованные. На удивление, жёсткие и не дающие никаких лишних призвуков. Во-первых, благодаря подштамповкам по краям окон. А во-вторых, определённый эффект даёт ещё и порошковое антирезонансное покрытие.



Центрирующие шайбы средних размеров (в бюджетной акустике чаще встречаются небольшие). Подводящие выполнены классическими "удочками", длины подобраны удачно, "звенеть" при перемещениях диффузора не должны.



Твитеры в серии Concept шёлковые, что можно отметить как большой плюс. Обычно в бюджетной акустике используется что попроще вроде того же майлара. Сами твитеры допускают поворот на небольшой угол в обойме – крепление типа "рыбий глаз".



В комплекте идут как чашки для врезного монтажа, так и два варианта чашек для монтажа на поверхность, в том числе для крепления твитеров под углом.



Кроссоверы миниатюрные, с размещением точно проблем не возникнет. Двусторонняя клейкая лента или нейлоновые стяжки вполне сгодятся. Выходы на НЧ/СЧ динамик и твитер на самом корпусе не отмечены, но разъёмы на концах проводов разные, так что перепутать сложно. Провода, правда, тонкие, вот это уже можно зачесть в минусы.



Кроссовер представляет собой фильтр первого порядка на твитер – плёночный конденсатор и резистор, "подгоняющий" чувствительность высокочастотника к чувствительности НЧ/СЧ динамика. Плюс варистор для защиты высокочастотника от перегрузки. НЧ/СЧ динамик включен в полную полосу.



Коаксиальная модель Concept SD-652 выполнена на базе того же НЧ/СЧ динамика, что и в компонентной Concept SD-650 II. Разве что вместо фазовыравнивающей пули – стойка с твитером. Между прочим, не каким-нибудь майларовым, а тоже шёлковым.



Вместо металлического кольца в центре диффузора наклеено более уместное для коаксиалов фетровое кольцо. Оно в какой-то степени поглощает и рассеивает излучение, отражённое от обратной стороны твитера.



Разделительный конденсатор для твитера упрятан внутрь стойки, провода аккуратно зафиксированы резиновым чехлом на магните. Никаких висящих "соплей", так что по этой части тоже зачёт.



Овалы 6х9 выполнены по тем же принципам – диффузоры из плотного целлюлозного композита с покрытием лицевой части и шёлковые твитеры.



Магнитная система, правда, другая. Пусть не внешне, но внутри – точно, это потом будет видно при измерениях.



Ну и, разумеется, в комплекте ко всем моделям идут защитные грили. Для твитеров в коаксиалах, правда, получается аж двойная защита, но тут, полагаю, ничего криминального.



Звучание



В первую очередь интересовал компонентный комплект Concept SD-650 II – именно этой модели уготована роль основной фронтальной акустики. Коаксиалы в большинстве случаев пойдут на тыловую "подзвучку" или в совсем бюджетный фронт, тут аудиофильские заморочки как бы ни к чему.

Первое, что сразу же обратило на себя внимание – акустика неплохо себя чувствует на нижних частотах. Сабвуфер, понятное дело, не заменяет, но до сабвуферного диапазона дотягивает уверенно. На электронной музыке или качественно записанной попсе басовый удар получается неожиданно плотным и насыщенным, как раз то, что и требуется от недорогой акустики.

Разумеется, чтобы прочувствовать эти возможности в машине, нужно поставить динамик не на хлипкую обивку или голую жестянку, а сделать хотя бы простейшую аудиоподготовку дверей вибродемпфирующими материалами.

В остальном звучание Concept SD-650 II воспринимается ясно, с небольшим акцентом на "верхней середине". Но достаточно деликатным – он проявляется не как яркая навязчивость, а как подчёркивание вокала на спокойной музыке и дополнительный драйв на ритмичной электронике.

При установке акустики не торопитесь крепить твитеры. Кроссовер не предусматривает регулировки их уровня, поэтому есть смысл предварительно попробовать их разную ориентацию – если верхних частот покажется многовато, то твитеры можно слегка развернуть.

В большинстве случаев самым оптимальным будет их направление на противоположного пассажира, в центр противоположного бокового стекла или, в крайнем случае, друг на друга. Но не сильнее, иначе звучание станет "тусклым". Кстати, играясь с разворотом, можно заодно ещё и звуковую сцену без процессора получить неплохую – старый приём, который сейчас почему-то многие забыли.

Измерения



Компонентная модель Challenger Concept SD-650 II

Измерения во многом объяснили басовитость динамиков. Сочетание добротности выше 0,7 и резонансной частоты ниже 70 Гц как раз и подчеркнуло средний бас. Подвижная система довольно лёгкая, поэтому на средних частотах НЧ/СЧ динамики работают легко и не "зажимаются".

Challenger Concept SD-650 II: Импеданс отдельно НЧ/СЧ динамика (красная кривая), твитера (синяя кривая) и всей акустической системы в сборе (зелёная кривая).


Параметры Challenger Concept SD-650 II:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 68 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,21
  • Qes (электрическая добротность) – 1,03
  • Qts (полная добротность) – 0,86
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,2 дБ


Собственно, всё услышанное ушами подтвердилось и при измерении АЧХ – акцент на среднем басе и некоторое "возмущение" на "верхней середине". Которое, впрочем, становится спокойнее при развороте НЧ/СЧ динамика. Отсюда и небольшая окрашенность этого диапазона. Но аккуратная, без навязчивой яркости звучания. В целом, для акустики за 3600 рублей, считаю, неплохо.

Challenger Concept SD-650 II: АЧХ НЧ/СЧ динамика (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов)


Твитер начинает эффективно работать уже начиная с 4-5 кГц. Получается, что в довольно большом диапазоне он будет работать вместе с НЧ/СЧ динамиком. Это лишний раз подтверждает необходимость покрутить твитер перед его установкой. Задача – "поймать" наиболее цельное и согласованное звучание акустики (чтобы твитер не воспринимался звучащим "отдельно"). Не нужно недооценивать эту возможность, при вдумчивом подходе эту акустику можно заставить звучать дороже её цены.

Challenger Concept SD-650 II: АЧХ твитера при включении через кроссовер (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов)


Коаксиальная модель Challenger Concept SD-652

В принципе, параметры практически полностью повторили Concept SD-650 II. Неудивительно, ведь НЧ/СЧ динамик и даже твитер одни и те же. Замена металлического кольца в центре диффузора на лёгкий фетр дало небольшое увеличение резонансной частоты, но это, скорее, формальность – в целом на басовитости динамиков это не сказалось.

Импеданс Challenger Concept SD-652


Параметры Challenger Concept SD-650 II:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 73 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,05
  • Qes (электрическая добротность) – 1,08
  • Qts (полная добротность) – 0,89
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 10 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,2 дБ


Поскольку коаксиальные Concept SD-652 – это те же Concept SD-650 II, только собранные в единую конструкцию, было интересно оценить АЧХ такой системы.

Challenger Concept SD-652: АЧХ по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов


Все характерные особенности компонентной модели действительно остались, включая "буйную" АЧХ в области 3-7 кГц. Однако, это буйство заметно лишь по оси, а в машине коаксиалы всегда видны под углом. А с таким расположением у Concept SD-652 никаких особых сложностей.

Коаксиальная модель Challenger Concept SD-692

Тут практически классика овальных динамиков 6х9. Низкая резонансная частота и высокая добротность дают динамикам хорошую басовитость. Ставить – только в хорошо укреплённую заднюю полку, так они будут хорошо "бомбить" даже без отдельного усилителя.

Импеданс Challenger Concept SD-692


Параметры Challenger Concept SD-692:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 20 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,92
  • Qes (электрическая добротность) – 1,42
  • Qts (полная добротность) – 1,14
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 20 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,2 дБ


Выводы



Простая, недорогая и вполне приличная акустика для систем начального уровня. На фронт выбираем компонентную Concept SD-650 II, на тыл – коаксиалы Concept SD-652 или Concept SD-692. Последние есть смысл выбрать, если сабвуфер в системе не планируется.

А вообще, если подойти с умом и нестандартно, то с компонентными Concept SD-650 II можно получить звучание как у систем раза в три дороже. Не верите? Вот вам готовый рецепт.

Берёте бездисковое головное устройство Kenwood KMM-BT203, стоит всего около 4500 рублей. Считаю, это уникальный в своей цене аппарат – поддерживает FLAC, им можно управлять со смартфона, но самое главное – в нём есть фильтры для поканального подключения акустики и даже поканальные задержки. Естественно, переключаете его в режим 3-way.

НЧ/СЧ динамики подключаете напрямую к одной паре каналов, а твитеры – напрямую к другой паре каналов. Кроссовер самой акустики в этом случае остаётся ненужным. Заходите в меню головного устройства и настраиваете фильтры:

ФНЧ мидбасовых каналов – частота 4 кГц или 5 кГц и крутизна 6 или 12 дБ/октава.
ФВЧ каналов твитера – частота 5 кГц или 6,3 кГц и крутизна 12 дБ/октава.

При таких настройках акустика покажет звучание намного интереснее, чем в обычном варианте. В итоге вы получите процессорную (!!!) систему с приличным звучанием всего за 8 с небольшим тысяч рублей. Разве что при желании к линейным выходам можно подключить усилитель для сабвуфера или готовый активный саб.

  • Доступная цена
  • Жёсткие диффузоры из целлюлозного композита
  • Шёлковые твитеры
  • Басовитые НЧ/СЧ динамики

  • Тонкие провода кроссовера у компонентной модели



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus