Классика в формате MINI
Тест 4-канального усилителя FSD Audio AMA-4.100AB

Если от усилителя требуется сочетание компактности и мощности, то в большинстве случаев это автоматически означает, что он должен работать в классе D. Однако если подойти с умом, то "классика" тоже может неплохо показать себя. Усилитель, который мне предстояло изучить в этот раз, работает в классе АВ и имеет заявленную мощность 4х100 Вт, но при этом имеет совсем не гигантские размеры. Да и название серии тоже говорит само за себя – FSD Audio MINI.

Вообще, в серию MINI входят несколько усилителей. Многоканальные модели работают в классе АВ, а вот моноблоки – уже D-класса. Они выполнены в таких же узких корпусах и ещё меньше в длину. Самый старший из моноблоков – FSD Audio AMA-1.1000D с заявленной мощностью 400/600/1000 Вт на 4/2/1 Ом, соответственно.

Конструкция



Начну, как всегда, с внешней стороны. Компоновка корпуса обычная – двусторонняя. Вес неожиданно приличный для таких небольших размеров.



Кроссоверное оснащение можно считать традиционным для 4-канальных усилителей – фильтры ориентированы на системы "фронт + тыл" или "фронт + саб мостом".



В силовые и акустические терминалы кабели вставляются под прямым углом, но винты зажимают их под 45 градусов. Хорошее решение – контакт получается надёжнее, при затяжке кабель не норовит вылезти из своего гнезда, винт его как бы дополнительно "втягивает" внутрь терминала.



Открываю нижнюю крышку корпуса. Блок питания, как и полагается, занимает больше трети внутреннего пространства.



Предохранители расположены внутри корпуса. Определённая логика в этом есть, если они перегорают, то искать причину всё равно придётся внутри корпуса. С другой стороны, контролировать их целостность действительно уже сложнее.



Блок входных фильтров разделён на две части. Одна часть, которая отвечает за каналы 1/2, расположена на основной плате. Вторая часть, отвечающая за каналы 3/4, вынесена на субплату.



А вот и сама усилительная часть. Обратите внимание, силовые транзисторы здесь закреплены не на боковых стенках, как это частот делают, а под платой непосредственно на плоскости корпуса. Места их крепления выдают крупные винты, которыми они прижимаются. Такая компоновка обеспечивает более равномерное распределение тепла по корпусу.



Плата делит корпус, фактически, на два объема – под платой и над платой. Вентилятор прогоняет воздух из одного объёма в другой и как раз обдувает выходные транзисторы. Втягивается воздух через отверстия в нижней крышке, а выходит через отверстия в торцах корпуса.



Кстати, по этой причине желательно ставить усилитель так, чтобы он был приподнят над поверхностью хотя бы на несколько миллиметров. Это обеспечит доступ воздуха к нижней крышке, и тогда вентилятор не окажется бесполезным.

Измерения



Для начала, как обычно, фильтры. Параметры стабильны во всём диапазоне регулировок, форма АЧХ остаётся постоянной при любой настройке. Интересно, что у фильтров повышенные добротности – при стандартной в таких случаях крутизне 12 дБ/октава АЧХ резче переходит от прямого участка к наклонному, и даже с небольшим горбом в месте "перегиба".

АЧХ усилителя при включении ФВЧ. Регуляторы частоты в минимальном и максимальном положениях


АЧХ усилителя при включении ФНЧ. Регуляторы частоты в минимальном и максимальном положениях


Небольшие замечания есть к точности настройки. При заявленном диапазоне настройки от 50 до 250 Гц по факту регулятор работает в пределах от 25 до 180 Гц. Впрочем, точно настраивать сабвуфер, по-хорошему, всё равно нужно на слух, так на деле промах не такой уж и существенный.

Бас-буст двухступенчатый. В среднем положении переключателя он настроен на частоту примерно 45 Гц, а при максимальном усилении – немного выше 50 Гц. Усиление даже чуть больше обещанного – 7 и 13 дБ, соответственно.

АЧХ усилителя при включении Bass Boost. Переключатель в положениях 6 дБ и 12 дБ


Теперь оцениваю гармонические и интермодуляционные искажения. Для этого подаю на вход сигналы с разными сочетаниями частот и смотрю, много ли усилитель добавляет "отсебятины" на выходе.

Спектры выходного сигнала довольно типичны для усилителей АВ класса, максимально форсированных по мощности – в нём присутствуют высшие гармоники, причём даже при небольших уровнях сигнала.

Это означает, что усилитель, фактически, работает в классе В, не склонен к нежностям и рассчитан в основном на повышенные уровни сигнала. Проще говоря, FSD Audio AMA-4.100AB – это усилитель для тех, кто любит погромче.

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 80 Гц + 90 Гц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц


С характером искажений всё ясно. Дальше – величина искажений. Тут снимаю зависимость КГИ (коэффициента гармонических искажений) от выходной мощности. По этому графику видно, как минимум, две вещи. Во-первых, он подтверждает, что усилитель действительно работает ближе к классу В – на малых уровнях сигнала искажения на два порядка выше, чем при работе на средних и больших уровнях мощности. Это называется "проблема первого Ватта" и так или иначе присутствует во всех усилителях АВ класса.

Во-вторых, по этому графику наглядно видно, при какой мощности начинается ограничение сигнала. Получилось довольно неплохо, заявленные 100 Вт усилитель действительно выдаёт без искажений. При переходе на 2 Ом искажения практически не возрастают, прирост мощности при этом получается около 60 процентов. Так что подключать к усилителю 2-омную нагрузку (или 4-омный сабвуфер мостом) можно спокойно.

Зависимость КГИ от выходной мощности на нагрузку 4 Ом (зелёная) и 2 Ом (синяя)


  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 104 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 163 Вт


Выводы



FSD Audio AMA 4.100AB – относительно простой, но при этом добротно выполненный усилитель без каких-то откровенных конструктивных промахов. По крайней мере, при цене меньше 11000 рублей все решения выглядят рациональными и разумными.

Что касается мощности, то в нём, фактически, выжат максимум, на который вообще способен класс АВ. Правда, ценой некоторого снижения точности звучания на малых уровнях сигнала. Зато на средних и высоких уровнях сигнала он чувствует себя даже лучше.

Это же подтвердило и прослушивание – усилитель не склонен к аудиофильским изыскам, но обладает неплохим энергетическим запасом. Самое интересное и напористое звучание он показывает именно при повышении громкости. В своей цене это чаще всего как раз то, чего и ждёт потенциальный покупатель.

Так что FSD Audio AMA 4.100AB можно считать ориентированным в первую очередь на громкие "эстрадные" системы. Ну или на традиционные системы, от которых требуется повышенный запас по громкости. Тем более, что обещанную мощность в 100 Вт на канал он выдаёт легко, а это позволяет подключать к нему целые массивы динамиков. Главное – следить за общим импедансом нагрузки, суммарно он не должен быть ниже 2 Ом (для мостового включения – 4 Ом).

  • Компактный корпус
  • Высокая выходная мощность
  • Добротная конструкция

  • Затруднённый доступ к предохранителям



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus