Олдскул даёт жару
Тест 2-канального усилителя Steg K2.03

Сегодня рынок требует от усилителей быть мощнее и дешевле, но это порождает лишь однотипные модели под разными брендами, построенные по самым простым схемам. О большинстве таких "шедевров", прошедших через мой измерительный комплекс, я даже отчёты не делаю – сплошные провалы по всем пунктам. На этом фоне тест Steg из серии К стал для меня настоящим удовольствием. Он разработан больше десятка лет назад, но конкурентов по соотношению цены, выходной мощности и качества звучания ему до сих пор так и нет.

Что такое Steg сегодня?



Кто не в курсе, имя Steg принадлежит компании GTTrading. Она была образована ещё в 80-х годах итальянцем Тициано Джакомони (поначалу она называлась GTElectronics). Кроме Steg компания делала автомобильные усилители под брендом Audio System и крутой домашний High End под брендом ALOIA. Кстати, тот же самый Бартоломео Алойя в своё время приложил руку и к автомобильным усилителям.

В конце нулевых дела у компании не заладились, часть акций была продана, в 2010 году GTTrading слился с компанией Siliato, и где-то в это же время Steg пропал с нашего рынка. Однако слухи о том, что этот бренд прекратил своё существование, опровергает тот факт, что новенький и официально привезённый в Россию Steg К2.03 сейчас лежит передо мной.

Чем интересна серия К?



Вообще, серия К всегда славилась своими силовыми способностями и стабильной работой на 1 Ом. Последнее сегодня заявляют многие, но действительно стабильно и без напряга на такую нагрузку могут работать лишь единицы усилителей.

А самое важное, что Steg K – это не грубые примитивные "эстрадники", работающие в классе В, это всегда были усилители с аудиофильским качеством звучания и множеством правильных фич. В том числе очень хитрым блоком питания, о котором я ещё расскажу особо.

У меня в лаборатории оказался двухканальный Steg К2.03. Он способен выдать в каждый канал 245 Вт на 4 Ом, 875 Вт на 1 Ом, а в мосту на 2 Ом развить все 1750 Вт. При этом цена на него очень даже вкусная – что-то около 27 тысяч рублей.



Вообще же, в серии сейчас есть четыре двухканальника (K2.01, K2.02, K2.03 и K2.04) и два четырёхканальника (K4.01 и K4.02).

Самый младший двухканальник, Steg K2.01, выдаёт в каждый канал по 100 Вт на 4 Ом, по 365 Вт на 1 Ом и 730 Вт на 2 Ом в мост. И это настоящей, RMS мощности. Нормальный такой "младший", да?

Самый старший двухканальник, Steg K2.04, выдаёт в каждый канал серьёзные 400 Вт на 4 Ом, 1400 Вт на 1 Ом и целых 2800 Вт на 2 Ом в мост.

Мало? Усилители можно мостить, получая, например, от двух К2.04 чудовищные 4800 Вт на 4 Ом. Да, кто не врубился, это одна из фишек серии K – два двухканальника (четыре канала) можно объединить для работы на одну нагрузку.

Ну и одноканальные K1.2500 и K1.5000. На этот раз класса D и, судя по предварительным описаниям, они тоже должны получиться весьма интересными. Тоже с непростыми стабилизированными блоками питания с непривычно высокой по меркам моноблоков частотой преобразования 125 кГц. В общем, будет на что обратить внимание.

Конструкция



За время своего существования серия К почти не претерпела изменений. Разве что цвет корпуса сейчас не чёрный, а серебристый.



Намёк на то, что это усилитель не из простых – хлопковые перчатки в комплекте. Лёгкий штрих, который, судя по всему, призван провести параллель с домашним итальянским High End. А что, имеют право.



Терминалы "силы" принимают кабель до 2 Ga. Собственных предохранителей нет, и в этом есть своя логика. Такие усилители используются в основном сложных системах, а там в любом случае будет дистрибьютор. На этот случай описание как раз приводит рекомендуемые номиналы.



Отдельно отмечу неприметный разъём StegLink. Через него усилитель можно контролировать через компьютер. Замечу, что тут нет встроенного звукового процессора, речь именно о мониторинге. Эта фича существует уже добрый десяток лет и отмечалась, когда усилитель получал награду EISA "Лучший автомобильный усилитель 2007-2008".

Правда, несмотря на столь приличный возраст, интернет очень немногословен насчёт этой возможности. Так что о ней потом тоже расскажу отдельно.



Чтобы подключить усилитель к компьютеру, есть отдельный модуль, называется Steg USB-01.



С компа можно контролировать одновременно до десяти усилителей. В этом случае их нужно подключить через хаб Steg HUB-01.



Фильтры реализованы привычным для Steg способом, но необычно в общем понимании. Выставить нужную частоту можно двумя способами. Во-первых, переключателями с фиксированными значениями частот.



Во-вторых, установкой резистивных модулей Steg AQXM2, рассчитанных на фиксированную частоту. Их придётся докупать отдельно. Всего в списке Steg насчитывается 55 таких модулей – от 22 Гц до 8,5 кГц.



Для многих подбор модулей становится большой проблемой, но если уметь держать в руках паяльник, то их можно сделать и самому. В своё время, будучи обладателем усилителей Steg серии Quality MOS, я так и делал. Формул с того времени уже не осталось, но главное – знать куда копать. На просторах интернета нашёл вот такую фотографию (взято с autozvuk.org, автор – Arrt). Рассчитываете по этой формуле сопротивление и подбираете ближайший номинал резистора.



Внутри усилитель скомпонован довольно просторно. Не в последнюю очередь за счёт использования SMD-компонентов.



Оригинальная фича звуковой части – GR.I.P.S. (Ground improved path system). Не вдаваясь в подробности, это фирменный принцип разделения "нулей", который позволяет избежать "петель" и защитить сигнал от наводок и шумов.

Силовые транзисторы прижаты пружинными скобами к бортам усилителя.



Вообще, в охлаждении участвуют главным образом не верхняя плоскость корпуса, а именно боковые стенки. Они имеют ребристый профиль, на каждой стороне закреплены по два вентилятора, и всё это прикрыто плотной металлической сеткой.



Снял сетку для наглядности. Включаются вентиляторы только тогда, когда это необходимо.



Про блок питания скажу особо. Во-первых, он стабилизированный – согласно заявке выходная мощность у усилителя постоянна при колебаниях напряжения в бортсети от 10 до 16 Вольт.

Стабилизированные блоки питания встречаются у многих усилителей, однако такой широкий диапазон напряжений при такой выходной мощности можно считать действительно выдающимся.



Во-вторых, он управляется микропроцессром, в котором реализована фигова туча защит, и который служит "мостом" между блоком питания и компьютером.



Мониторинг усилителя с компьютера



А теперь, как и обещал, о том, как Steg контролируется с компьютера. Близко сталкиваться с этой фичей, если честно, до сих пор не доводилось. А тема на деле оказалась крутая. В чём-то эту систему можно сравнить с подключением через OBD в автомобиле – контроль параметров, режимов работы, "пробега" усилителя и чуть ли не дистанционная диагностика техподдержкой Steg.

Софт представляет собой пакет из драйверов и самих программных модулей, которые нужно поставить в определённой последовательности (всё есть в файле Read Me). Можно было бы упаковать их в одну "инсталляшку", но придираться не буду – всё и так установилось просто и быстро.



Жмём на кнопку Steg Link, жмём Connect, программа ищет подключенные усилители и выводит их в левой части окна. В моём случае, правда, был только один усилитель.

Сходу можно проконтролировать напряжение питания, температуру как минимум с двух датчиков по разным сторонам корпуса, работу кулеров, состояние систем защиты и всё такое прочее. Можно вручную задать задержку включения при подаче напряжения на вход Remote.

Интересная особенность – поскольку выходные мощности позволяют использовать усилители серии К в том числе и для соревнований SPL, в программе есть отдельный пункт, настраивающий срабатывание защиты по КЗ на выходе.

Идём дальше. Вкладка Device Diagnostics. В усилителе сохраняется "история" событий вроде срабатывания защит и прочих нештатных ситуаций. Можно проследить очень многое из того, что с ним происходило за последнее время.



Софт позволяет контролировать входное питание в виде графика – хорошая возможность проследить кратковременные просадки питания при работе усилителя.



Ещё одна фишка Steg – программа видит не просто безымянный усилитель определённой модели. В каждый экземпляр индивидуально "зашивается" серийный номер, можно сравнить информацию на экране с серийником на корпусе.

Дополнительно в усилитель можно зашить данные о его пользователе, инсталляторе и даже присвоить ему какое-нибудь собственное имя. И да, разумеется, защитить всё это паролем.



Измерения



Фильтры

Собственный ФВЧ имеет четыре фиксированных положения – 60, 80, 100 и 120 Гц. Отдельным переключателем можно задавать его добротность – классическая 0,7 или 1,2. Во втором случае АЧХ получаются с более резким переходом от прямого участка к наклонному и с небольшим горбом в зоне перехода:

АЧХ при включенном ФВЧ в положениях 60, 80, 100 и 120 Гц


У ФНЧ набор частот несколько отличается – 60, 70, 80 и 90 Гц. Добротность постоянная, но зато если перевести каналы в режим моно, то можно выбирать крутизну – 12 или 24 дБ/октава.

АЧХ при включенном ФНЧ в положениях 60, 70, 80 и 90 Гц


Кстати, небольшой лайфхак для тех, кто будет использовать этот усилитель в качестве сабвуферного. Если включить оба фильтра – ФВЧ и ФНЧ, и первый переключить в режим модуля Steg AQXM2, но сам модуль не вставлять, то получится фильтр-сабсоник.

АЧХ при включенном ФВЧ в режиме AQXM2 (без модуля) и разных положениях переключателя ФНЧ


Гармонические и интермодуляционные искажения и выходная мощность

С величиной искажений разберусь чуть позже, а пока что коротко об их характере. Для этого, как обычно, подаю на вход разные сочетания частот и смотрю, что усилитель добавляет лишнего.

Спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц, 80 Гц + 90 Гц, 5 кГц + 6 кГц и 10 кГц + 11 кГц


Не буду скрывать, спектры получились довольно колючими. Помнится, в 2008 году этот усилитель был на тестировании в Car&Music, решил покопаться в архивах. Нашёл. Правда, там тестировался Steg K2.2, но вся серия сделана по одним схемным принципам. По сути, усилители отличаются лишь количеством транзисторов в выходных каскадах. Оказалось, что там получалась примерно та же картинка.

Что касается количества искажений, тот тут всё выглядит более чем прилично. Коэффициент гармонических искажений в несколько сотых процента практически на любой мощности – очень хороший показатель.



При этом усилитель действительно не дохляк, ограничение выходного сигнала начинается при весьма приличных мощностях. Если определять номинальную мощность по уровню 1% (как того требуют стандарты), то заявка перекрывается даже с небольшим запасом:

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 258 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 496 Вт


Работу на на 1 Ом, к сожалению, проверить у меня не получилось. Всё же АВ-класс сам по себе прожорливый, и лабораторного блока питания просто не хватило, чтобы довести усилитель до клиппирования. Но, судя по тому, как Steg K2.03 вёл себя на этой нагрузке, заявленные 875 Вт он должен отработать.

Звучание и выводы



Звучание я бы назвал "мониторно-нейтральным". В нём нет какой-то уютной теплоты, но оно и не холодное. В этом смысле усилитель "растворяется" в тракте, и общий характер звучания во многом начинают определять источник, акустика, кабели.

СЧ и ВЧ

Серединка ясная, нейтральная. Мелкие нюансы не выставляются напоказ, но детальность неплохая. Субъективно звучание воспринимается как "скорострельное". Что, в общем-то, всегда водилось за серией К.

Верх поначалу показался несколько суховатым, но с прогревом это ощущение прошло. Лишний повод напомнить, что усилителям обязательно нужно давать поработать хотя бы пару десятков часов, чтобы стабилизировались параметры новых элементов.

Если придираться, то передачу СЧ и ВЧ диапазонов, наверное, можно назвать уж слишком беспристрастной и даже безэмоциональной. Но, в конце концов, система состоит не из одного элемента, конечный результат – это всегда подбор сочетания многих составляющих.

Звуковая сцена

Тут ощущения получились немного необычными. С одной стороны, усилитель не вызывает с первых же секунд "вау-эффект" и не заставляет захлёбываться "воздухом" и "пространством". С другой стороны, он честно разделяет планы звуковой сцены и легко передаёт все эти пространственные нюансы.

НЧ

Бас – это самая сильная сторона усилителя. В звуке нет и намёка на жирность, он плотный. Рельеф инструментов прорабатывается очень хорошо, усилитель отлично контролирует динамики и "держит диффузор" даже на приличной громкости.

При такой мощности работа K2.03 на мидбасовое звено или на сабвуфер выглядят наиболее логичными. Да и вообще, "бодрые" музыкальные жанры в исполнении этого Steg понравились немного больше. Впрочем, не буду говорить за всю серию, вполне возможно, что при прямом сравнении с моделями K2.01 или K2.02 приоритеты расставились бы иначе.

Выводы



Steg поступили разумно, вернувшись на рынок именно с серией К. Лишний повод убедиться, что правильный олдскул может легко поджарить хвост новомодным брендам. Давайте на чистоту – назовите мне хоть один современный усилитель с такими мощностями, который может звучать с аудиофильским качеством и быть столь продвинутым технически? Не напрягайтесь, за такие деньги даже близко нет ничего похожего.

Область применения этого усилителя мало чем ограничена. В SQ-системах это в первую очередь сабвуфер и мидбасовое звено (для применения в широкой полосе тогда уж лучше использовать K2.01, K2.02 или один из четырёхканальников – К4.01 или К4.02).

В громких "эстрадных" системах Steg тоже отлично себя покажет – с такими мощностями он может спокойно работать и в сабвуферном звене, и на огромные массивы динамиков. К тому же в серии можно подобрать модели с разной мощностью под конкретные нужды. Цена при этом будет вполне разумной, а качество звучания – гораздо выше, чем с любыми новомодными усилителями аналогичной мощности. И не забудьте, работа в 1 Ом для Steg – обычное дело и не заставит усилитель выжимать из себя последние соки.

  • Высокое качество изготовления
  • Мощный, очень мощный
  • Стабильная работа на 1 Ом (и на 2 Ом в мостовом включении)
  • Для такой мощности низкий уровень искажений
  • Высокое качество звучания, контроль в басовом и мидбасовом диапазоне
  • Стабилизированный блок питания в диапазоне от 10 до 16 Вольт
  • Система мониторинга через компьютер
  • Для такого технического уровня цена совсем не кусается

  • Звучание интересное, но "бойкие" музыкальные жанры понравились больше



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus