Недорогие удовольствия
Тест бюджетных компонентных акустических систем Airtone S6.5 Comp

Эта акустика появилась в открытой продаже совсем недавно, но интерес у меня вызывала давно. Парни, которые их разрабатывали, подошли к делу не совсем обычно – предсерийники были сделаны по отдельному техзаданию, и по ходу дела в них неоднократно вносились коррективы. В бюджетном сегменте сегодня мало кто так заморачивается, так что результат обещал получиться интересным. И вроде бы даже получился.

Сразу скажу, что стоимость этого комплекта определена на уровне всего 2800 рублей. Это немногим дороже бака 95-го бензина, так что позволить себе эту акустику может уж точно любой автовладелец.



Конструкция



Первое, что замечает каждый – это цвет диффузора. Красный – вообще традиционен для Airtone. До этого были целых три линейки акустики тоже в этом цвете. Почему-то вспомнились старые добрые Cervin-Vega, там красный тоже был в почёте. А вообще, многие выбирают технику именно "глазами", так что почему бы и нет?



Сам диффузор, кстати, из обычной плотной целлюлозы, а красный цвет имеет только покрытие лицевой части



Второе, что сразу замечаешь – нетипичный подвес. Он широкий, из-за чего динамик выглядит почти как мини сабвуфер. Выполнен из вспененного полиуретана. Этот материал хорошо работает на больших ходах, но имеет минус – динамику нельзя давать жару в сильный мороз, пока машина ещё не прогрелась.



При ближайшем рассмотрении приятно удивило качество сборки. Динамики очень опрятно сделаны, в руках держать приятно. Клеевыми соплями и облоем на пластике порой грешат и модели подороже, а тут всего-то... В бюджетном сегменте такое большая редкость, так что по этой части однозначно зачёт.



Центрирующая шайба вкупе со здоровенным подвесом обеспечивают диффузору огромный (по меркам 6,5-дюймовых динамиков) механический ход. С такой свободой можно ожидать хорошей линейности в пределах обычного хода и, как следствие, малых искажений. Посмотрим, послушаем, оценим.



Постарался заглянуть внутрь мотора, чтобы увидеть звуковую катушку. Её длина приличная – над шайбой магнитопровода виднеется миллиметра четыре намотки. Это означает, что мотор тоже позволяет динамику работать с приличным ходом.



Твитеры – шёлковые, с диаметром излучающего купола 25 мм. Очень, кстати, неглубокие, так что с установкой точно проблем не будет. Можно даже сказать, slim-исполнение.



По умолчанию твитеры идут в чашках для врезного монтажа, но в комплекте есть и чашки для установки на поверхность.



Кроссоверы небольшого размера. Форма корпусов, кстати, взята у одного известного итальянского бренда. Многие, думаю, узнали.



Внутри элементы скомпонованы довольно плотно – кроссовер состоит из фильтров второго порядка, да ещё и с возможностью менять уровень твитеров. Обычно в такой цене стараются использовать кроссоверы заметно проще.

Катушки здесь – на воздушных сердечниках. Правда, есть у них и свои недостатки – если дочитаете до измерений, то поймёте какие.



Уровень твитеров выставляется с помощью небольших джамперов. Всего доступно три положения – "-3 дБ", "0 дБ" и "+3 дБ". Правда, описание, вложенное в коробку, об этом почему-то молчит.



Ну и, заканчивая разбор конструкции, упомяну защитные грили. Никаких изощрённых форм и дешёвого гламура, в комплекте идут нормальные аккуратные сеточки – строго и со вкусом.



Измерения



И вот тут самое время вернуться к катушкам в кроссовере. При замерах импеданса обратил внимание на разницу между сопротивлениями отдельно мидбасового динамика и системы в сборе с кроссовером.



Первая мысль – в цепи мидбаса присутствует последовательно включенный резистор. Вторая мысль – на кой шиш он там нужен. Снова достал кроссовер, разобрал.

Никакого резистора, конечно же, нет, а вот сопротивление катушки в ФНЧ мидбаса действительно подбирается к 1-омной отметке. Вот он, наглядный пример недостатков катушек без сердечников – начинает сказываться большая длина провода. Как всегда, в мире нет ничего идеального и абсолютного.

Измеренные параметры Airtone S6.5 Comp:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 74 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,09
  • Qes (электрическая добротность) – 1,32
  • Qts (полная добротность) – 1,11
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,4 дБ


Сразу обратило на себя внимание высокое значение добротности. В первую очередь электрической Qes (а вслед за ней и полной Qts). Это означает, что электрический "держак" у мотора не очень сильный – не в последнюю очередь сказалось стремление повысить рабочий ход динамика, не увеличивая силу магнита.

С другой стороны, а можно ли считать высокую добротность недостатком в данном случае? Думаю, что нет. Даже наоборот – при высокой добротности на АЧХ обычно получается небольшой горб в районе Fs. Думаю, покупатели бюджетной акустики не будут расстроены, если она окажется басовитой. Ну да, чёткого и быстрого баса не получится, но вы Вольфганга Амадеича с Иоганом Себастьянычем что ли на ней слушать собрались?

Собственно, это и подтвердилось инструментальным измерением АЧХ. Вот такая она у динамика, подключенного напрямую, без кроссовера.



Между прочим, достаточно ровная, с аккуратным и предсказуемым спадом в верхней части рабочего диапазона. Так что мидбас можно было спокойно пускать в полную полосу, и он прекрасно состыковался бы с твитером. Пожалуй, есть смысл обратить на эту особенность особое внимание, она позволяет подключить акустику поканально, мидбасы – напрямую, а твитеры – через кроссоверы. В выводах потом остановлюсь на этом подробнее.

При включении же мидбаса через кроссовер, обратите внимание, изменяется не только верхняя часть рабочего диапазона, но и становится заметнее горб ниже 100 Гц. Вот оно, влияние паразитного сопротивления катушки индуктивности, которое заметно сказалось на демпфировании динамика.



К твитеру вопросов не нашлось – он продемонстрировал классическое "шёлковое" поведение.



А вот такая АЧХ получается при его включении через кроссовер.



Всё ровно и аккуратно. Обратил на себя внимание небольшой провал в районе 8 кГц. Но хуже от него не будет. Во-первых, наше ухо не так чувствительно к провалам АЧХ. А во-вторых, это как раз тот участок частотного спектра, который отвечает за "сипилявость" звучания. Так что прибрать его, может, действительно не мешает.

Звучание



В целом звучание мягкое, спокойное, абсолютно без резкости. Голос передаётся ровно, без назойливого цыканья. Есть ощущение "придушенной" середины, но твитер при этом не "уходит в отрыв", а неплохо стыкуется с мидбасами.

Звучание на НЧ

Акустика действительно оказалась очень басовитой. В иных случаях и саб может не понадобиться. Бас массивный, объёмный. Не слишком аккуратный, что особенно заметно на требовательных жанрах вроде джаза или рока, но на клубной музыке или ритмичной электронике – вообще огонь. Если честно, я даже как-то подзавис, слушая недавно скачанный сет Shingo Nakamura. Отличный, кстати, мелодичный и ненавязчивый progressive trance.

Причём, можно даже пошалить и немного навалить громкости, не теряя в басовых способностях. В разумных пределах, конечно же. Из-за высокой добротности динамик не слишком жёстко контролируется усилителем, поэтому ход у него становится заметным уже на средней громкости. Но если обычные динамики в таких случаях начинают "упираться", то здесь из-за запаса хода искажения растут не так резко.

Как ставить твитеры

Самое интересное звучание получится при направлении твитеров в сторону слушателей. Однако этот вариант хорош, если в головном устройстве есть функция задержек. В противном случае звук будет слишком "прилипать" к твитерам.

Небольшой совет для начинающих, как поступать в таких случаях. Прежде, чем крепить твитеры окончательно, поэкспериментируйте с их направлением. Например, направьте не в салон, а друг на друга. В этом случае свою роль сыграют отражения от стекла, и звук более равномерно "распределится" между левой и правой стороной.

И ещё – не поленитесь попробовать все три положения уровня твитера в кроссовере. Для этой акустики все три варианта вполне рабочие, и выбрать самый оптимальный можно только после того, как найдёте твитерам оптимальные места и направление.

Выводы



В несомненных плюсах у Airtone S6.5 Comp – басовитость. С этими динамиками, может, даже и сабвуфер покупать не каждому придётся. Резать акустику снизу по частоте можно хоть на 80 Гц, хоть на 60 Гц, перегрузочного запаса у динамиков вполне хватит (для разумного применения, естественно).

Разумеется, чтобы реализовать этот басовый потенциал, динамики нужно крепить не двумя саморезами на обивки, а сделать им пусть и простые, но прочные и крепкие подиумы, жёстко сидящие на каркасе двери. И обязательно обработать двери вибродемпфирующими материалами, закрыв технологические окна и герметично отделив пространство двери от салона. Вот тогда результат будет гарантирован.

И да, как обещал – рецепт поканального включения. Мидбасы подключаем к одной паре каналов усилителя напрямую, а твитеры – ко второй паре каналов через кроссоверы. Наличие фильтров для поканалки в головном устройстве в этом случае не принципиально. Ну или если ГУ всё же позволяет "поканалку" (таких моделей в малом бюджете сегодня много), то штатный кроссовер можно совсем исключить из системы и подрезать твитеры снизу примерно на 4-5 кГц (12 дБ/октава).

Не вдаваясь в подробности, такое подключение само по себе имеет преимущества перед обычным в плане качества звука. А здесь, за счёт того, что из работы будет исключён ФВЧ для мидбаса (который заметно "душит" середину), звучание ещё и на средних частотах получится более ясным.

Так что если денег совсем в обрез, но нужно что-то действительно интересное, то Airtone S6.5 Comp – очень неплохой вариант. Как раз для тех, кто любит не яркое, а плотное и басовитое звучание.

  • Неожиданно качественная для своей цены сборка
  • Приятное басовитое звучание
  • Неплохой запас громкости без потери басовитости

  • Можно было бы обойтись без фильтра для мидбаса



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus