Эстрадный профессионал
Тест "эстрадных" СЧ динамиков FSD Audio Profi-6 и Profi-8
Есть такая пословица – не нужно оценивать рыбу по умению летать, а птицу – по умению плавать. Это я к тому, что не бывает универсальной техники – каждая модель предназначена для своих задач. Например, динамики, которые на этот раз у меня на измерениях, даже и не пытаются забраться в мидбас. Но при этом нужно признать – именно как громкие среднечастотники они сделаны очень толково.
Конструкция
Для начала, как обычно, немного изучения с внешней стороны, а уж потом – измерения и всё такое прочее. Динамики явно сделаны по единым конструктивным принципам. Отличия у 8-дюймовой и 6,5-дюймовой версии минимальные.
Диффузоры выполнены из прессованной целлюлозы – тонкие, но неожиданно плотные и жёсткие. По крайней мере, жёсткость у них гораздо выше, чем у диффузоров из рыхлой целлюлозы, которые используются в "эстрадной" акустике гораздо чаще. Как потом показали измерения, они ко всему ещё и очень лёгкие.
Определённую роль тут, конечно, сыграла и форма диффузоров – конусы имеют криволинейную образующую, которая придаёт им конструктивную жёсткость.
FSD Audio Profi-6
FSD Audio Profi-8
Вместо пылезащитных колпачков применены фазовыравнивающие "пули". С одной стороны, это немного уменьшает излучающую площадь. С другой стороны, это делает и подвижную систему легче. Оправдан ли такой выбор – тоже можно будет оценить по измерениям.
Верхние подвесы допускают небольшой механический ход по меркам мидбасовых динамиков, но если посмотреть на них с точки зрения среднечастотников, то хода будет даже с запасом. Это хорошо, поскольку в обычных режимах работы повышается линейность и, соответственно, уменьшаются искажения.
Корзины литые, прочные. Магнитные системы очень компактные, собраны на кольцевых неодимовых магнитах. Монтажная глубина 6,5-дюймового Profi-6 всего 68 мм, а 8-дюймового Profi-8 – всего 83 мм.
Кстати, в очередной раз обращу внимание на верхние шайбы магнитопроводов. Здесь они достаточно толстые, а это значит, что увеличивается и число "рабочих" витков звуковой катушки. Обычно это требует применения более сильных магнитов (поскольку магнитный поток "размазывается" по большей площади магнитного зазора), но с неодимом это можно себе позволить. Катушки, кстати, здесь используются 1,5-дюймовые.
FSD Audio Profi-6
FSD Audio Profi-8
А вот и первое более-менее заметное, хотя не очень существенное внешнее различие – немного разные терминалы подключения акустических кабелей. В обоих случаях – пружинные нажимные.
Более существенное различие – центрирующие шайбы. В 8-дйюмовом динамике использована "высокая" шайба, хотя корзина позволяла применить такую же плоскую, как и в 6,5-дюймовом. Но что-то мне подсказывает, что форма тут ни при чём. Скорее всего, эта шайба была выбрана просто из-за своих характеристик, чтобы на выходе получить от динамика определённые параметры.
FSD Audio Profi-6
FSD Audio Profi-8
Измерения
Электромеханические параметры
Измерения недвусмысленно показали, что оба динамика – это среднечастотники без малейшего намёка на мидбасовый диапазон. А это значит, что лучше всего они покажут себя в 3-полосных системах.
Характер импеданса говорит о том, что в моторах использованы кольца Фарадея (короткозамкнутые витки) – с ростом частоты импеданс практически не растёт, а это значит, что индуктивность звуковой катушки здесь "скомпенсирована". Я уже неоднократно говорил о том, что такое кольца Фарадея и как они работают. Если коротко, то их главное достоинство – они заметно снижают искажения.
Кстати, совсем недавно на измерениях были динамики FSD Audio из серии помладше, в них тоже используются такие кольца. Я там расписал чуть подробнее, можете почитать при случае.
Зависимости импеданса от частоты для FSD Audio Profi-6 (красная) и Profi-8 (синяя)
Измеренные параметры FSD Audio Profi-6 neo:
- Fs (собственная резонансная частота) – 205 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,9 л
- Qms (механическая добротность) – 6,65
- Qes (электрическая добротность) – 0,75
- Qts (полная добротность) – 0,67
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 6 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,7 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,5 дБ
Измеренные параметры FSD Audio Profi-8 neo:
- Fs (собственная резонансная частота) – 147 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 5,3 л
- Qms (механическая добротность) – 9,91
- Qes (электрическая добротность) – 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,4 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,4 дБ
Измерения АЧХ
АЧХ динамиков измерял при их установке в корпус объёмом около 35 литров. Когда Vas (эквивалентный объём) составляет всего около двух и шести литров (для Profi-6 и Profi-8, соответственно), то для них такой корпус можно считать free-air.
Измерил, как всегда, точно по оси динамиков и под углами 30 и 60 градусов. Громкость выставлял так, чтобы получить в каждом случае средний уровень чуть выше 90 дБ, так что сравнивать отдачу 6,5-дюймовой и 8-дюймовой версий по графикам не нужно. Для этого чуть выше я привёл параметры опорной чувствительности.
АЧХ FSD Audio Profi-6 neo по оси (красная), под углами 30 градусов (синяя) и 60 градусов (зелёная)
АЧХ FSD Audio Profi-8 neo по оси (красная), под углами 30 градусов (синяя) и 60 градусов (зелёная)
Динамики на удивление очень хорошо забираются вверх по частоте, хотя вполне естественно, что на частотах примерно выше 2 кГц звучание начинает зависеть от угла их разворота – чем выше, тем сильнее. Но от этого никуда не деться, просто длины волн становятся соизмеримыми с размерами диффузоров.
А вообще, широкий частотный диапазон означает, что их можно стыковать с твитерами на более высоких частотах, чем обычно (например, на 10 кГц). При этом твитеры будут работать в более щадящем режиме, что повысит запас неискажённой громкости. А вот то, как резать динамики снизу и куда их ставить – это отдельная тема.
Как ставить и настраивать
На первый взгляд, оба динамика ведут себя очень похоже, и может возникнуть вопрос – в каком случае какой из них лучше выбрать.
Во-первых, куда ставить. Оба динамика имеют относительно невысокие значения Qts и совсем уж маленькие Vas. Это означает, что их можно ставить не только в двери, но и в очень компактные корпуса. Например, если делать в дверях массивы таких динамиков, то можно изготовить сами обивки в виде корпусов.
Особенно для такого варианта подойдут 6,5-дюймовые Profi-6 – им достаточно и пары литров на динамик. С 8-дюймовыми Profi-8 немного посложнее. их тоже можно "зажать", но по хорошему им нужно не меньше 3-4 литров на динамик. Поэтому 8-дюймовые проще ставить так, чтобы они работали на объём двери.
Во-вторых, как их резать снизу. Это важный вопрос, поскольку от этого будет зависеть в том числе и запас по громкости. А резать эти динамики нужно радикально – никак не ниже 300 Гц (для определённости 12 дБ/окатава). Если опускать частоту среза ниже, то получите искажения далеко не на пределе их возможностей – динамики начнут "выходить на ход", а хода у них как раз и нет, они на это не рассчитаны. Если же резать выше, то это "разгрузит" динамики и повысит запас неискажённой громкости.
Выводы
Громко сегодня умеют играть многие, а вот громко и чисто – это уже совсем другой уровень. Если всё правильно настроить, то динамики дают низкие искажения даже на очень приличной громкости. Значение тут имеет буквально всё – материал и форма диффузоров, линейность подвесов, геометрия магнитной системы, применение всё тех же колец Фарадея...
И, кстати, о громкости. FSD Audio серии Profi не просто громкие. Они ну очень громкие. Причём с их величинами чувствительности для этого даже мощный усилитель не потребуется.
Но нужно понимать, что это чистейшие среднечастотники, без вариантов. Ни о каком мидбасе речи даже не идёт. Иными словами, если вы хотели поставить себе "по быстрому" что-нибудь громкое в штатные места, лучше выбрать для этого какие-нибудь другие динамики. Среднечастотники серии Profi – для серьёзных систем, в которых за мидбас должно отвечать отдельное звено. Причём, раздел с мидбасом нужно делать никак не ниже 300-400 Гц.
Какую модель выбрать – 6,5 или 8 дюймов – зависит от того, куда вы их будете ставить. Если нужно подобрать динамики в тесные корпуса, то тут лучше выбрать 6,5-дюймовые FSD Audio Profi-6. Если же динамики будут работать просто на объём двери, то можно рассмотреть оба варианта.
- При правильной настройке низкие искажения даже на высокой громкости
- Очень высокая чувствительность
- Легко забираются вверх по частоте
- Мидбасовый диапазон – это не про них
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2025 CarMus