Записки аудиофила. Часть 1
Почему усилители звучат по-разному? Попытка объяснить на пальцах, что цифры иногда ничего не значат

Когда-то в журнале была рубрика, в которой было принято делиться своими мыслями на какую-нибудь тему или отвечать на вопросы читателей. Думаю, сейчас самое время вернуться к ней, после первых тестов почти сразу же стало ясно, что некоторые моменты требуют отдельного прояснения. Я еще не раз буду возвращаться к такому способу, в конце концов, сам формат блога к этому располагает.

Сегодня я хотел бы затронуть тему измерения усилителей. Если вы считаете, что в усилителе главное – это моща, а все остальное – полная шняга, дальше можете не читать. Для остальных буду рад поделиться своими наблюдениями, а заодно и узнать ваше мнение. Если оно по делу, естественно.

Давайте представим себе обычный такой нормальный усилитель. Неважно какой – у одних это будет Hannibal, у других, к примеру, Sinfoni. Казалось бы, невелика задача – взять сигнал от источника и усилить его, чтобы подать на динамики. И ведь что интересно – судя по цифрам на коробках, оба умеют делать это почти идеально – искажения составляют не то что десятые, а сотые или даже тысячные доли процента. Но вот, поди ж ты, а звучат все равно по-разному. Я бы сказал, ппц как по-разному. Как так?



Тут, на самом деле, даже глубоко копать не надо. Как проводятся почти все измерения? Подключаем к усилителю резистор… Стоп! Вот в этом и есть одна из засад. Сопротивление-то у резистора одинаково, что бы мы на него не подавали – хоть постоянный ток, хоть переменный, хоть рэпчину с мегабасами, хоть классику с джазом, хоть блюз с роком, хоть Киркорова с Дорном, ну мало ли.



А что в жизни? А в жизни мы цепляем к усилителю никакие не резисторы, а акустические системы. А это такая, знаете, капризная гадость… Вот посудите сами, что заставляет динамик работать? Правильно, катушка в магнитном поле. Ничего не напоминает? Да это ж, мать его, самый настоящий электромотор! И все бы ничего, но когда катушка начинает двигаться в этом самом магнитном поле, то динамик сам превращается в генератор и норовит пульнуть часть энергии обратно усилителю. Прямо как капризный ребенок, которого кормят с ложечки, ага. А если учесть, что динамик – это колебательная система со своими резонансами, то все это начинает выглядеть еще хуже. Яблочную пюрешку он, видите ли, лопает, а вот тыквенную кашу – обратно в ложку.



И это заметьте, только один динамик! А в акустических системах их несколько, да еще и каждый со своим характером. В хорошей акустике, конечно, кроссовер пытается подружить всю эту веселую братию между собой. Но часто, чего уж там, воспитатель из него так себе, а иногда и сам такое начинает выделывать...

Усилитель же, как вы понимаете, должен игнорировать все эти закидоны акустики. А он, между прочим, – тоже штуковина, далекая от идеальной теории, и представляет собой не что иное, как самую настоящую частотозависимую систему со сплошными компромиссами. Каждый производитель решает их по-своему, иначе не было бы такого множества схем – с глубокими и неглубокими, местными и общими обратными связями, разными сложными решениями промежуточных каскадов или минималистичные с одним каскадом на входе, раскачивающим сразу выходные транзисторы... И все это образует какие-то петли, сдвигает фазу, а то и вовсе норовит самовозбудиться (гусары, молчать!).



И в этой связи, между прочим, усилители D-класса даже лишены некоторых недостатков традиционного AB-класса, все зависит от конкретной схемной реализации. Теперь вы, надеюсь, понимаете, почему утверждения типа «усилители D-класса – отстой» выглядит несколько… эммм… ограниченно?

Короче, куда уж там до идеала, хоть как бы справиться со звуковым частотным диапазоном да уложиться в нормы при стандартных измерениях на активной нагрузке. И вот как раз это производители научились более-менее сносно делать, отсюда и циферки на коробках хорошие.

Если же к усилителю подключить акустические системы, ну или черт с ним, хотя бы по одному динамику на канал повесить, то все, что мы с вами намерили на резисторе, на деле окажется... Ну вы поняли. А вы еще спрашивали, почему при одних и тех же параметрах усилители звучат по-разному…


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus