Акустика в духе Harley Davidson
Тест коаксиальных акустических систем Rockford Fosgate TMS65

Откровенно говоря, эта акустика не совсем из автомобильной темы. Комплект предназначен для апгрейда штатного аудио в мотоциклах Harley Davidson. Но конструкция динамиков показалась настолько интересной, что пройти мимо них я просто не мог, а потому решил изучить подробнее и поделиться впечатлениями. Да и вообще, узнавать что-то новенькое всегда полезно для расширения кругозора.

Конструкция



В этих динамиках интересны сразу несколько моментов. Конструкция – коаксиальная, но твитер не торчит перед диффузором как гриб и не висит на гриле, как это делают в большинстве случаев, а слегка "притоплен".



Здесь это сделано, конечно, с сугубо утилитарной целью – получить конструкцию с минимальной высотой. Хотя кое-какие профиты с точки зрения акустики в этом тоже имеются.

Например, такое расположение излучателей относительно близко к концентрическому, когда геометрические центры излучения НС/СЧ диффузора и твитера совпадают. Здесь, конечно, полного совпадения нет, но в любом случае такое расположение минимизирует фазовые искажения в области их "стыка". Подобное расположение излучателей вовсю используют многие "домашники" вроде Tannoy, KEF и некоторых других.



Зазор по периметру твитера закрыт мягким сантопреновым гофром, который закреплен своей внешней стороной на самом диффузоре. Получается, он тоже в определённой степени вносит свою лепту в механические параметры НЧ/СЧ излучателя наряду с основным верхним подвесом по периметру диффузора. Хотя оба они мягкие, и механические параметры, как водится, в основном задаёт центрирующая шайба.



Сам диффузор – полипропиленовый. Этот материал в RoFo вообще любят, тем более, что это не чистый полипропилен, а с добавлением углеволокон для придания дополнительной жёсткости. Фланец динамика выглядит так, будто это кольцо защитного гриля, но на самом это неотъемлемая часть самой корзины.



Корзина здесь вся пластиковая. Лично я давно перестал опасаться этого материала в динамиках и считаю, что во многих случаях он даже предпочтительнее. Пластик не даёт призвуков, при правильном выборе материала корзины получаются достаточно крепкими, ну и, наконец, он гораздо лучше ведёт себя в условиях повышенной влажности.



Магнитная система очень компактная, в ней используется кольцевой неодимовый магнит. Обратите внимание на отверстия в торцевой шайбе, расположенные по окружности – они насверлены как раз по диаметру 35-миллиметровой звуковой катушки.



Конечно, можно было бы обойтись и дюймовой катушкой, но применение именно такого размера оправдано, на мой взгляд, как минимум, двумя факторами. Во-первых, это акустика для мотоциклов, а мотоциклисты не просто включают аудиосистему, а врубают её на полную. А это значит, охлаждение катушки – далеко не последнее дело. Во-вторых, именно такой размер как раз и позволил "заглубить" 25-миллиметровый твитер в тело динамика.

Кроссовер здесь тоже упрятан где-то в недрах динамика. Что в общем-то, было несложно, судя по описанию, он представляет собой фильтр первого порядка для твитера – один единственный конденсатор.



Ну и для полноты картины упомяну, что в комплекте идут несколько вариантов грилей под разные модели "Харлеев" и разные варианты установки.



Измерения



Тот самый случай, когда размеры мотора динамика ничего не говорят о его силовых способностях. Казалось бы, какой-то там мелкий "пятачок", а BL оказался весьма приличен. Да и электрическая добротность Qes (а вслед за ней и полная Qts) получилась невысокой, а это значит, что динамик будет хорошо чувствовать себя в тесном корпусе. Причём, акустика получилась довольно громкой – опорная чувствительность перевалила за отметку 90.

Зависимость импеданса от частоты Rockford Fosgate TMS65


Измеренные параметры Rockford Fosgate TMS65:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 89 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 4,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,18
  • Qes (электрическая добротность) – 0,48
  • Qts (полная добротность) – 0,46
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,6 дБ


Звучание яркое, драйвовое. Что, собственно, всегда требуется от "всепогодной" акустики. А уж для мотоциклов "рокерский" саунд – это вообще то что доктор прописал.

Когда динамики смотрят "в лоб", то ВЧ явно переакцентированы. Впрочем, когда на голову надет шлем, то это как раз даже лучше. А вот когда динамики видны под углом, то звучание не такое агрессивное, так что окружающие даже получат некоторое удовольствие от проезжающего мимо "Харлея".

АЧХ Rockford Fosgate TMS65


Измерения, как обычно, провожу при установке динамиков в 35-литровые корпуса. При Vas меньше 5 литров это, можно считать, вообще free-air. Поэтому неудивительно, что при низкой добротности спад по нижней границе получился плавным и начинающимся аж с 200-300 Гц.

На деле же при установке в более тесные корпуса звучание верхнего баса приобретает более хлёсткий "ударный" характер. Глубокий бас, разумеется, не появляется, но панч становится более выраженным.

Выводы



Как по мне, эти динамики идут вразрез со всеми общепринятыми стереотипами. Во-первых, давненько я не встречал коаксиальных моделей с таким расположением излучателей – не совсем концентрическим, но близко к тому. Разве что некоторые Morel с технологией Integra (в сериях Hybrid и Tempo Ultra) да E.O.S. Motive. Ещё вспоминаются древние-предревние автомобильные KEF, но их сейчас и днём с огнём не отыскать, и даже Google как-то не очень щедр на информацию о них. Наверняка, есть что-то ещё (речь именно об автомобильных и "околоавтомобильных" динамиках), но таких моделей в любом случае единицы.

Во-вторых, Rockford Fosgate TMS65 рушат стереотип о том, что если магнитная система компактная, то она обязательно дохлая. Силёнки-то у мотора тут точно есть, просто свойства неодима нужно правильно использовать.

В общем, динамики вполне в духе Harley Davidson – выходят за рамки шаблонов. И даже если вы не имеете особого отношения к двухколёсному транспорту, полагаю, некоторые особенности TMS65 заставят взглянуть на конструкцию традиционных автомобильных динамиков несколько с иной стороны.

  • Малая высота динамиков
  • Дают неплохой панч даже при установке в компактные корпуса
  • Высокая чувствительность

  • Непривычно короткие клеммы-лопаточки



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus