Доступный High End
Тест 4-канального усилителя Mosconi PRO 4|10

Сегодня у меня на тестировании усилитель из одной очень интересной линейки. В прошлом году пятиканальник Mosconi PRO 5|30 получил награду EISA и звание "Лучший автомобильный усилитель 2017-2018", а там титулами кому попало обычно не разбрасываются. У меня же в руках оказался четырёхканальный "брат" этого призёра – Mosconi PRO 4|10.

Вся ценность награды EISA (European Imaging and Sound Association) заключается в том, что её обычно вручают не по принципу дороговизны продукта, а по реальным заслугам. Хотя нужно понимать, что передовые разработки – это вам не китайский ОЕМ-продукт под разными логотипами, и они не могут стоить дёшево.

Тем не менее, Mosconi PRO 4|10 по нынешним меркам стоит вполне вменяемых денег – на официальном сайте mosconi-gladen.ru его цена на момент теста составляет 31000 рублей. И это не помешало ему в каком-то смысле встать в один ряд, например, с усилителями Audison Thesis, которые в своё время тоже становились победителями этого престижного конкурса. Конечно, напрямую сравнивать конструкцию Mosconi PRO с "Тезисами" некорректно, слишком разные у них весовые категории. Но причислить протестированный четырёхканальник к High End, как оказалось, можно вполне уверенно.

Конструкция



Первое, на что сразу обратил внимание – усилитель сделан в Италии.



Конструктивно PRO 4|10 оказался очень интересным. Он достаточно компактен. Размеры в плане составляют всего 23,5х20,5 см, высота – 5,5 см.



Более того, значительную долю этих размеров съедает "ограда" по периметру корпуса. Она, кстати, может служить неплохой механической защитой, если усилитель установить под переднее сиденье. В охлаждении эта "ограда" практически не участвует, радиатор спрятан внутри, под сеткой, и принудительно охлаждается вентилятором. Это уже далеко не первый итальянский усилитель с такой организацией охлаждения.



Вентилятор включается лишь по необходимости. И конкретно для PRO 4|10 это выглядит вполне разумным. Как показало дальнейшее изучение этого усилителя, КПД у него достаточно высокий, и за всё время теста я так и не смог раскочегарить его до включения "карлсона".

Для подключения усилителя и доступа к регулировкам нужно снять лёгкую верхнюю крышку.



Здесь же, рядом с клеммами подключения "силы" (между прочим, принимающими кабель вплоть до 2 Ga) в небольшом углублении примостился и предохранитель. Удобная компоновка получилась.



Регулировки в каналах А и В неравноценные. В первой паре каналов – только ФВЧ. Зато с "множителем" частоты, позволяющим расширить диапазон настройки аж до 5 кГц.

Во второй паре каналов – ФВЧ и ФНЧ, которые можно включить одновременно, образовав полосовой фильтр. Правда, традиционную поканалку сделать не получится – верхняя частота ФНЧ ограничена отметкой 500 Гц. Разве что двухполоску с широкополосными СЧ/ВЧ динамиками или трёхполоску с пассивным делением СЧ и ВЧ.



А вот интересная фича, которую отмечу особо – это кнопки Direct DSP в каждой паре каналов. При их нажатии все входные регуляторы полностью выключаются из работы. То есть, не просто деативируются фильтры, а обходится вообще всё, включая гейны. Чувствительность при этом фиксируется на уровне, примерно соответствующем 1/3 оборота регуляторов уровня. Усилитель становится чистым оконечником.

Ну и в качестве дополнительного бонуса – возможность подключения по высокому уровню. Для этого используются всё те же RCA-разъёмы, а режим их работы задаётся просто кнопкой Hi-Level.

Открываю корпус. Компоновка "треугольником" – блок питания, линейная часть, оконечные каскады. Так слаботочные цепи оказываются максимально удалены от сильноточных цепей, что обычно хорошо сказывается на фоновом шуме. В этом смысле, Mosconi PRO 4|10 можно считать вообще образцовым, потом сами увидите.



Все фильтры выполнены в виде модулей-субплат. Замечены операционники TL074 – неплохие, но в данном случае выглядящие немного попсово. Впрочем, они стоят только в фильтрах, а фильтры, как вы уже знаете, здесь штука не перманентная.



К слову, так и осталось непонятным, почему кнопку обхода фильтров назвали Direct DSP. Фильтры здесь чисто аналоговые.

Единственное, что в этом усилителе замечено цифрового – это микроконтролер ATmega 328. Но он рулит блоком питания и защитами. Весьма рациональное решение, позволяющее минимальными усилиями задать практически любые алгоритмы их работы.



Блок питания относительно компактный, но конструкция трансформатора говорит о том, что с выходной мощностью должен быть полный порядок. Да и вообще, размеры трансформатора – это далеко не главное, та же марка феррита в этом деле куда как важнее.



Усилительная часть тоже не занимает много места. SMD-комплектующие в этом смысле позволяют существенно "уплотнить" монтаж.



Больше трети площади корпуса занимает радиатор. Вентилятор предусмотрительно размещён поближе к аналоговой части. Оно и понятно – транзисторы блока питания работают в ключевом режиме, так что там и тепловые потери меньше. А вот транзисторы выходных каскадов при прочих равных выделяют намного больше тепла.



Сбросил несколько зажимов с транзисторов. Выход построен на полевиках FQP44N10. Где-то я это уже видел?



В общем, пока усилитель оставил приятные впечатления. Пора смотреть, как он работает.

Измерения



Сначала фильтры. Но тут мне даже и сказать нечего. Работают ровно так, как и заявлено. Характеристики стабильны во всём диапазоне регулировок, точность более чем достаточная.

АЧХ фильтров в каналах А в минимальном, среднем и максимальном положениях


АЧХ фильтров в каналах В в минимальном, среднем и максимальном положениях


Что касается характера искажений, то это как раз тот самый случай, когда картинки расходятся с реальными ощущениями от прослушивания. Спектр колючий, тот же Mosconi One 130.4 формально выглядит интереснее, хотя в иерархии бренда он занимает позицию помладше. Торопиться с выводами не стал. Не зря же усилитель из этой серии получил награду EISA.

Спектрограммы выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц / 80 + 90 Гц / 5 + 6 кГц / 10 + 11 кГц


А вот то, что хорошо видно по спектрограммам – это очень низкий уровень шума. И это ещё не предел. При выключении, а точнее, при полном обходе входной линейной части, шумы падают вообще до рекордно низкого уровня. По крайней мере, на своей практике чего-то подобного я ещё не встречал ни разу.

Спектрограммы выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц (включен обход входной части)


График зависимости КГИ от выходной мощности практически повторяет таковой у уже упомянутого усилителя Mosconi One. Судя по всему, серии ONE и PRO построены по одним и тем же схемным принципам. Только ONE позиционируется как усилитель попроще, а PRO – посерьёзнее.

Зависимость КГИ от выходной мощности


В целом, достоинства те же – усилитель легко работает на 2-омную нагрузку. И хоть прирост мощности при этом небольшой, зато и искажения почти не возрастают, усилитель работает стабильно, не выходя за пределы оптимальных режимов.

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 132 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 181 Вт


Грузить PRO 4|10 сабвуфером в мостовом включении я бы не стал. Разве что подобрать какой-нибудь совсем "лёгкий" и чувствительный саб. Работа на фронт – это то, что он умеет делать лучше всего, так что такое применение можно считать приоритетным.

Звучание и выводы



Первым делом усилитель "погрел" в течении пары дней. В который раз убеждаюсь, что делать это нужно – после нескольких часов звучание изменилось очень заметно.

Для начала о том, что понравилось. Во-первых, вкусный бас. Он массивный, могучий, но при этом, на удивление, не размазанно-жирный, а упругий и разборчивый. Даже на ролиинговской Anybody Seen My Baby закомпрессированная в пень бас-гитара воспринимается именно как бас-гитара, а не как синтетическая дуделка, забивающая всё остальное.

Во-вторых, понравился вокал. Голоса звучит насыщено – с полновесной нижней серединой и аккуратными, неназойливыми обертонами.

В-третьих, скорострельность. Скажем, на композиции Man With A Harley с диска, посвящённого юбилею Harley Davidson, есть момент с выстрелами. Малейшее скрадывание атаки приводит к тому, что они начинают звучать "как через тряпку". Здесь же звук, как и полагается, резкий, разве что порохом не запахло.

Что касается детальности, то чем больше слушал знакомые тестовые треки, тем больше складывалось впечатление, что усилитель не скрадывает и не затирает мелкие нюансы записи, а, скорее, как-то деликатно "отодвигает" их куда-то вглубь звуковой сцены. Получается интересный эффект – вроде бы в звучании всё есть, и в то же время ничто не выпячивается, звук не рассыпается "на атомы", сохраняется ощущение цельной звуковой картины.

Между прочим, всё это даёт хороший повод поиграться с акустикой. Скажем, модели с мягким характером звучания снизят разрешение системы, но подчеркнут "музыкальную составляющую". А вот акустика с лёгким и детальным звучанием – напротив – вытащит детали с дальних планов. У меня на тестировании сейчас как раз парочка интересных комплектов акустики, позволивших поэкспериментировать. В любом случае, если акустика способна передавать тонкие нюансы, усилитель позволяет реализовать её потенциал.

Так что в каком-то смысле характер Mosconi PRO можно назвать универсальным – он не навязывает свой саунд, а позволяет задавать его подбором остальных компонентов тракта. Это нейтральный и музыкальный усилитель, действительно доступный High End, в котором нет ничего лишнего.

  • Компактная конструкция
  • Возможность полного обхода входных регулировок
  • Рекордно низкий уровень фонового шума
  • Высокая выходная мощность
  • Экономичен, имеет высокий КПД
  • Очень интересное "универсальное" звучание

  • Да как-то и не нашлось



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus