Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
Polk Audio – пожалуй, одна из немногих компаний, которая не скатилась к собиранию акустики и сабвуферов из однотипных китайских корзин и диффузоров, а предпочитает им собственные разработки и делает свои комплектующие. Поэтому обновления бывают нечасто, и каждая модель имеет долгий "срок жизни" на рынке.

Серия MM (а точнее – MM1) относится к уровню "повышенной крутости" и стоит на ступеньку выше, чем Polk Audio DB. Как заявляет сам производитель, это акустика и сабвуферы "для премиального апгрейда" аудиосистем. "Премиальный" в данном случае означает не просто "выкинул штатные динамики и воткнул новые", а серьёзный комплексный подход. Что ж, посмотрим, тем более, что прежние "эмэмки" были очень даже ничего.

У меня в руках оказалась чуть ли не вся обновлённая линейка – сабвуферы калибра от 8 до 12 дюймов, компонентная и коаксиальная акустика. Буду смотреть и пробовать их по порядку, начну с 10- и 12-дюймовых сабвуферов.

Конструкция



Во-первых, сразу отмечу, что вся текущая линейка автомобильной техники Polk Audio является универсальной – сертификация Marine позволяет без опасений использовать компоненты в катерах, багги, открытых внедорожниках и прочем транспорте, где важна особая влагоустойчивость. Поэтому никакой бумаги тут нет, а все особо критичные места и соединения дополнительно залиты компаундом.

Сабвуферы обоих размеров имеют относительно плоскую конструкцию и почти одинаковую монтажную глубину – всего 11,5 и 11,8 см.



Диффузоры составные, фронтальный элемент и переходной конус полипропиленовые. Радиальные рельефные "насечки" – это одновременно и декор, и средство для подавления резонансов. Хотя, у составных диффузоров с этим дела и без того обстоят неплохо.



К слову, долгое время технология склейки полипропилена была доступна очень немногим производителям. Polk Audio – одна из таких, так что за надёжность можно не переживать.

Интересная особенность – изнутри по внутреннему краю подвеса нанесена мягкая мастика, напоминающая на ощупь каучуковый вибродемпфирующий материал. И это не просто издержки производства, эта "колбаска" явно нанесена намеренно. С большой вероятностью – это мера для дополнительного демпфирования места соединения диффузора с подвесом. Интересное решение.



Корзины отлиты из прочного пластикового композита. Это не сделало динамики легкими (чего, впрочем, и не требовалось), зато напрочь лишило их звонкости (а это уже хорошо).





При такой монтажной глубине появляется соблазн сделать динамикам экстремально плоские корпуса. Это возможно, но нужно оставить за магнитными системами хотя бы пару сантиметров, чтобы осевые отверстия не упирались в заднюю стенку.



Внушительные наплывы в торцевой шайбе магнитной системы, большие центрирующие шайбы и относительно широкие подвесы дают хороший механический запас хода диффузора. Для плоских конструкций это особенно важно.



Интересная фича, которая используется в сабвуферах Polk Audio – это предохранители, которые защищают звуковые катушки от "очумелых ручек", норовящих загнать усилитель в клип.



Тут можно было бы порассуждать на тему нелинейности его сопротивления и о прочих высоких материях, но что-то мне подсказывает, что на практике эта мера может оказаться далеко не лишней. Так что их наличие, пожалуй, отнесу к плюсам.

Измерения



Каждый из калибров имеет два варианта исполнения – с двойной и одинарной звуковыми катушками – DVC (double voice coil) и SVC (single voice coil). Так что у меня на измерениях оказались не два, а четыре сабвуфера.

Внешние различия между ними свелись лишь к количеству клемм на корзине и номиналам предохранителей. На деле же это совершенно разные динамики. Сначала я не обратил на это внимания, но если положить сабы рядом и попробовать надавливать на диффузоры, то окажется, что подвесы у "однокатушечных" сабов заметно жёстче. У них не просто разные катушки, у них и подвесы тоже разные. Да и всё остальное тоже скорректировано.



Измеренные параметры Polk Audio MM 1042 DVC:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 37 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 21 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,07
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64
  • Qts (полная добротность) – 0,59
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 146 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 19,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,4 дБ





Измеренные параметры Polk Audio MM 1042 SVC:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 43 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,70
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,60
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 174 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 15,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,2 дБ





Измеренные параметры Polk Audio MM 1242 DVC:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 43 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,12
  • Qes (электрическая добротность) – 0,68
  • Qts (полная добротность) – 0,63
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 203 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 20,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,4 дБ





Измеренные параметры Polk Audio MM 1242 SVC:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 35 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,67
  • Qes (электрическая добротность) – 0,61
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 227 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,5 дБ


Итак, если коротко. У сабвуферов очень сильные моторы. "Однокатушечные" версии имеют более жёсткие подвесы. Судя по всему, чтобы не возросла резонансная частота, подвижные системы пришлось немного утяжелить. В целом массы "подвижек" не самые лёгкие, но по нынешним временам 150-170 грамм для "десятки" и 200-230 грамм для "двенашки" уже не удивляют. Как следствие – не самая высокая чувствительность.

Расчёт акустического оформления



Описание даёт очень расплывчатые рекомендации по поводу корпусов. Для 10-дюймовых динамиков – ЗЯ 28-68 литров или ФИ 35-50 литров. Для 12-дюймовых динамиков – ЗЯ 35-100 литров или ФИ 50-64 литра. Для фазоинверторных корпусов разброс вроде бы поменьше, но настройки портов не указываются. Трактовать это можно примерно как "да ставьте куда хотите".

Поиграв с параметрами, пришёл к выводу, что сабы действительно не слишком критичны к объёмам. Более того, их не возбраняется даже во free-air ставить. Правда, это подходит больше для опытных инсталляторов, тут нужно тщательно подходить к настройкам и уметь работать с сабсоником. А есть ещё один очень заманчивый вариант, но о нём скажу чуть позже.



Polk Audio MM 1042 DVC:
  • Синяя АЧХ – ЗЯ 17 литров (Qtc=0,79)
  • Фиолетовая АЧХ – ЗЯ 30 литров (Qtc=0,71)
  • Красная АЧХ – ФИ 35 литров / 40 Гц (порт диаметром 8 см и длиной 20 см)





Polk Audio MM 1042 SVC:
  • Синяя АЧХ – ЗЯ 15 литров (Qtc=0,73)
  • Фиолетовая АЧХ – ЗЯ 25 литров (Qtc=0,68)
  • Красная АЧХ – ФИ 30 литров / 42 Гц (порт диаметром 8 см и длиной 22 см)





Polk Audio MM 1242 DVC:
  • Синяя АЧХ – ЗЯ 35 литров (Qtc=0,84)
  • Фиолетовая АЧХ – ЗЯ 50 литров (Qtc=0,77)
  • Красная АЧХ – ФИ 50 литров / 38 Гц (порт диаметром 10 см и длиной 25 см)





Polk Audio MM 1242 SVC:
  • Синяя АЧХ – ЗЯ 35 литров (Qtc=0,73)
  • Фиолетовая АЧХ – ЗЯ 45 литров (Qtc=0,70)
  • Красная АЧХ – ФИ 45 литров / 38 Гц (порт диаметром 10 см и длиной 29 см)


А теперь, собственно, о том самом заманчивом варианте. Для этих динамиков можно сделать фазоинверторные корпуса, но с возможностью закрывать и открывать порт. Хочется могучего и безбашенного баса – открываем порт и получаем нехилый прирост отдачи. Хочется правильного и собранного баса – закрываем порт, отдача приходит в норму, но при этом не уходит в минус, а бас становится чётким и плотным.

Выводы



Очень интересные сабы. Во-первых, конструктивно. Держишь в руках и понимаешь, что это настоящая вещь, разработанная с умом, а не просто "китайский конструктор" из однотипных комплектующих.

Во-вторых, у них очень интересные параметры. Есть место – ставь динамик в большой корпус. Нет места – делай компактный корпус. Лично я бы предпочёл для них ЗЯ, но если количество важнее качества, то можно и "фазик". А можно вообще сделать сабвуфер "под настроение" и менять характер баса, просто открывая и закрывая порт.

Самое интересное, что при любой установке Polk Audio MM способны на достаточно плотный и "мясной" бас. "Гонять ветры" и "качать негров" – не их задача. А вот на клубной музыке, когда нужно получить бьющий в грудную клетку удар, но избежать гудения, эти сабы покажут себя отлично. Как по мне, пара десяточек с хорошим усилителем и при грамотных настройках – вообще самый чумовой вариант.

  • Продуманная конструкция, высокое качество изготовления
  • Малая монтажная глубина
  • Нетребовательность к объёмам ЗЯ
  • Можно сделать универсальный вариант ФИ/ЗЯ с закрывающимся портом

  • Не самая высокая чувствительность



Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
Еще немного свежих материалов
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus