Замена пафосного на настоящее
Тест акустических систем Steg BZ для апгрейда штатных аудиосистем Mercedes-Benz

Так уж сложилось, что недовольных штатными системами больше всего среди владельцев BMW. Теперь, похоже, к ним присоединятся и владельцы Mercedes-Benz. В последнее время немецкий производитель начал "заботливо" оснащать свои автомобили такими аудиокомплектациями, что удивление начало возникать даже у далёких от музыки покупателей.

Разумеется, такое безобразие автопроизводителя не осталось без внимания производителей аудотехники. И вот, на тестировании уже лежит комплект Steg для апгрейда штатного аудио Mercedes Benz. Причём, достаточно даже беглого взгляда на исполнение динамиков, чтобы понять – комплект действительно высокого класса. Главное, чтобы результат был соответствующим. Но это как раз и предстоит выяснить.



В комплект входят басовички BZW80L/R, СЧ/ВЧ звено BZ40A, отдельные среднечастотники BZ40C и BZ40B и твитеры BZ25. Вот такие данные по совместимости с моделями удалось найти на официальном сайте GT-Trading:





Хотя, откровенно говоря, кое-какие моменты из этой таблицы всё же требуют уточнения. Об этом расскажу по ходу дела.

Как это было



Проводить тестирование акустики, предназначенной для конкретного авто, отдельно от самого автомобиля не имело смысла. Поэтому специально для этого теста был выждан момент, когда в работу встанет подходящий автомобиль. И вот, на горизонте замаячил Mercedes-Benz S-класса в кузове W222 – он как раз есть в списке совместимости Steg. Тут выражу особую благодарность студии Ego-Style Project за предоставленную возможность проследить весь процесс, оценить результат, а заодно и за приличный кофе в кофе-аппарате.

Итак, подопытный – Mercedes-Benz S-класса со штатной аудиосистемой Burmester. Далеко не самая дешёвая, между прочим, комплектация. Владелец не стал делать вид, что дорого – это круто, и решил проапгрейдить аудио до приличного уровня. Системка-то на поверку оказалась совсем не пафосной.



Фронт в системе трёхполосный. СЧ/ВЧ звено установлено в дверях, басовички – в буквальном смысле в ногах под ковром (точнее, в щите моторного отсека). В торпедо – динамик центрального канала, в задних дверях и задней полке – ещё по паре динамиков "подзвучки".

Впечатления от штатного Burmester в Mercedes-Benz W222



Чтобы была какая-то отправная точка для сравнения, послушал штатную систему. Поскольку стояла задача сделать звук "на водителя", оценивал с водительского места.

Сначала о плюсах. Звуковая сцена есть, и она более-менее равномерна по высоте. Да, нет чёткой фокусировки звуковых образов, и они к тому же не равномерно распределены по ширине, а заметно "скучковались" перед водителем. Но в целом жёсткой привзяки звука к динамикам нет, и если не заморачиваться аудиофильскими штучками, то вроде как и не сильно напрягает.

А вот с тональным балансом и тональной точностью... На СЧ и ВЧ звук откровенно пластиковый. Гитара Джона Петруччи звучит так, будто кто-то мнёт одноразовую пластиковую тарелку на морозе. ВЧ рассыпаются мелким пластиковым песком, звучание очень синтетичное и неестественное.

Бас есть, причём без каких-то явных узких горбов. Уже хорошо. Но по своей структуре он абсолютно размазанный. На простой музыке, где не нужна особая разборчивость, звучание воспринимается ещё более-менее, Бузову слушать можно. Но на нормальной музыке, к примеру, отличить бас-гитару от бас-бочки уже сложно. Всё сливается в рыхлую ватную кашу. В общем, Burmester ни разу не порадовал. И это при его-то цене!

Первое впечатление от Steg BZ



На фронт встанут басовики Steg BZW80L и BZW80R и комплект из СЧ и ВЧ – Steg BZ40A. Точно такой же комплект СЧ/ВЧ встанет в задние двери. Среднечастотные динамики Steg BZ40B (которые для задней полки) такие же, как и в комплекте BZ40A, они отличаются лишь креплениями.



Конструкция у динамиков весьма впечатляющая. Литые корзины, алюминиевые диффузоры. Всё сделано очень аккуратно, никаких соплей клея или каких-либо "корявостей". Для сравнения – Steg и штатные СЧ динамики из системы Burmester:







Отдельные твитеры Steg BZ25 – те же самые, что и в комплекте Steg BZ40A. Детально технология изготовления куполов в описании не приводится, но отмечается, что они "керамические". Судя по всему, имеется ввиду металл с керамическим напылением, нечто похожее я встречал в твитерах Brax Graphic GL1.



Принципиально отличается разве что динамик центрального канала. Система спроектирована так, что сигналы из правого и левого каналов суммируются прямо на нём – динамик имеет двойную звуковую катушку.



С заменой СЧ и ВЧ проблем не возникло вообще никаких. Вынули штатные динамики – вставили новые. На штатных динамиках фильтры закреплены изначально (катушка на СЧ и конденсатор на ВЧ). В акустике Steg фильтры выполнены отдельно, в разрыв проводов-переходников.



А вот с НЧ динамиками вышла история. На сайте Steg чётко указана их применимость для W222. Однако, на деле корзины штатной акустики оказались несколько иной формы, и принципа plug-n-play не получилось.





Благо, сами динамики здесь выполнены отдельно от корзин (тоже, между прочим, литых). Пришлось их вынуть и "вживить" в штатные корзины через переходные кольца. Финальный результат я, к сожалению, не увидел, но парни из Ego-Style Project, где делалась машина, выложили фотографию в своём блоге. У них же можно узнать и подробности, если что. Моя же задача была – изучить сами динамики во всех подробностях.

Конструкция Steg BZW80 уже не такая извращённая, как у штатных динамиков – магнит не "вывернут наизнанку". Традиционное slim-исполнение.



Диффузор выполнен из целлюлозного композита, и он очень жёсткий. Для плоской конструкции это очень важно. На лицевой стороне нанесено покрытие из крошки, которое инсталляторы тут же окрестили "наждачкой". О его составе описание ничего не сообщает.



В целом, конструкция выглядит солидной и внушает уважение. Литые жёсткие корзины, внимание к мелочам. Динамики, как минимум, приятно держать в руках.



Штатные динамики (уже без установочных корзин) я тоже забрал на изучение к себе в лабораторию.



Кстати, в штатной комплектации, с которой пришлось иметь дело, были установлены два басовых динамика. Никогда бы не подумал, что в современном автомобиле может быть как-то иначе. Оказывается, может. В некоторых комплектациях Mercedes-Benz инженеры умудрились установить только один (!) басовый динамик. Нормально, да?

Как раз для таких случаев в комплекте Steg BZW80L/R идёт переходник, который позволяет установить, как и положено, пару динамиков. Да, если ограничиться простой заменой акустики, то они при этом окажутся включенными в моно, но на частотах до 300-350 Гц это не так критично.



Измерения электромеханических параметров



Для начала – немного объективных цифр и графиков. На первом графике импеданса – штатные динамики Burmester, на втором графике – Steg. Масштаб по вертикали для наглядности сделал один и тот же.





Измеренные параметры штатного НЧ динамика Burmester:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 22 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,90
  • Qes (электрическая добротность) – 0,95
  • Qts (полная добротность) – 0,81
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 21 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,8 дБ


Измеренные параметры НЧ динамика Steg BZW80:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 76 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,89
  • Qes (электрическая добротность) – 0,43
  • Qts (полная добротность) – 0,41
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 26 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,3 дБ


Измеренные параметры штатного СЧ динамика Burmester:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 138 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,32
  • Qes (электрическая добротность) – 1,14
  • Qts (полная добротность) – 0,85
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,8 дБ


Измеренные параметры СЧ динамика Steg BZ40:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 116 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,62
  • Qes (электрическая добротность) – 1,02
  • Qts (полная добротность) – 0,83
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,3 дБ


Сравнение НЧ динамиков

Итак, небольшой промежуточный анализ. Штатный НЧ динамик изо всех сил старается казаться 8-дюймовым сабвуфером – длинная катушка для большого хода, низкая резонансная частота. Однако для такого применения магнит слишком слабый. Как следствие, динамик действительно забирается вниз по частоте, но делает это неконтролируемо, и бас получается размазанным. Что, собственно, и было хорошо слышно.

Steg BZW80 уже не пытается притвориться сабом, зато неплохо приспособлен под свои прямые "мидбасовые" обязанности. Подвижная система чуть тяжелее, но и мотор намного, намного серьёзнее. Не мотор, а моторище. Динамик заметно жёстче, ход короче. Поскольку изображать из себя сабвуфер ему уже не требуется, это выглядит вполне разумным. Более того, если вспомнить, для какого акустического оформления он предназначен, то низкий Vas выглядит даже более уместным.

Сравнение СЧ динамиков

Среднечастотники Steg BZ40 увереннее работают в самом низу своего диапазона, что даёт некоторую свободу в настройке. Это не значит, что можно опускать частоту раздела с НЧ динамиком слишком низко, профит здесь в другом.

Чем дальше Fs выводится за пределы рабочего диапазона динамика, тем легче ему работается. Точнее, тем легче усилителю его контролировать, поскольку динамик уже не "пинается" ему в ответ, генерируя противо-ЭДС на резонансной частоте. Как следствие – получаем более чистое звучание во всём диапазоне. В общем-то, это актуально для любых динамиков.

Измерения АЧХ



Снимать АЧХ для НЧ динамиков не стал, они всё равно мало что дали бы – на деле динамики всё равно работают непонятно в каком оформлении и закрыты ковром. Да и частотный диапазон им отведён не слишком широкий. Тут важнее измеренные параметры, а они и так говорят сами за себя. Остальное покажет прослушивание.

А вот для среднечастотников АЧХ снял. Их расположение в автомобиле задано жёстко, ни один из них не смотрит прямо в сторону слушателей. Поэтому осевые АЧХ приведены, скорее, просто для полноты информации. Самые же информативные – это угловые АЧХ.

В штатный среднечастотник уже встроен фильтр первого порядка (просто катушка индуктивности, её можно увидеть на фото чуть выше), так что АЧХ сверху ведёт себя "без резких телодвижений". В принципе, ничего критичного, хотя и не идеально.



АЧХ для Steg BZ40 тоже снял с включением через кроссовер из комплекта. В целом всё выглядит ровнее, динамик явно имеет более широкий частотный диапазон, чем штатный.



На случай, если система будет полностью поканальной, снял АЧХ динамика без кроссовера. Небольшой акцент в области 2-3 кГц картины в целом не портит, а в случае процессорной системы так и вовсе легко нивелируется настройками.



Штатный твитер, кстати, формально не так уж и плох. Думается, если включить его через нормальный конденсатор, а не через стрёмный электролит, да подключить к приличному усилителю, то верхние частоты, скорее всего, избавятся от ужасной "пластмассовости". Так что потом можно его не выбрасывать, а использовать "вторично" в какой-нибудь не слишком сложной системе.



Твитеры Steg BZ25 оказались более критичными к углу разворота, но штатные места (по крайней мере, в W222) вроде бы и не подразумевают их сильного разворота. С кроссовером из комплекта они чуть круче подрезаются снизу, чем штатные.



Опять же, для полностью поканальных систем снял собственную АЧХ твитера при включении без фильтров. Как видите, чтобы нивелировать горб с максимумом в районе 10 кГц, лучше будет выбирать высокие частоты среза и низкие порядки.



Впрочем, полностью рассказать о звучании комплекта характеристики смогут едва ли. Так что теперь пару слов о том, что получилось в итоге.

Результат апгрейда



При построении новой системы вариант использования MOST-адаптера был исключён сразу – в данной комплектации W222 используется MOST150. Поэтому пришлось подключаться по аналогу.

Сигнал брался с выходов штатного усилителя и заводился на процессор JL Audio FiX 8.2 (самая шикарная штука для апгрейда штатных систем, которую мне доводилось видеть, работает с "кривым" сигналом даже интереснее, чем знакомые всем процессоры Audison).

Процессор собирает и восстанавливает из корявого штатного сигнала нормальный сигнал (кстати, даже возможные задержки учитывает), который уже можно отправлять на новую систему. Вот как процессору пришлось поработать с Burmester:



Конкретно для этой инсталляции был выбран усилитель со встроенным процессором Helix V-Eight. Он подключен к JL Audio FiX по оптике. Четыре канала работают на фронт (СЧ и ВЧ работают от одной пары каналов и делятся пассивно), ещё два канала – на динамики в задних дверях, и два оставшихся – на тыловые динамики в задней полке.

Девятый и десятый каналы, выведенные из V-Eight в виде линейных выходов, отправлены на двухканальник Ground Zero GZHA mini two, к которому мостом подключен JL Audio 10W3v3-4 в закрытом корпусе.

Результаты



Опять же, для чистоты эксперимента прослушивание провёл при отключенном сабвуфере, ведь в исходной штатной комплектации его вроде как и не было.

В таком включении бас получился чуть менее глубоким относительно штатной системы, но настолько упругим и собранным в самом информативном "среднебасовом" диапазоне, что звучание сразу стало восприниматься иначе – наконец-то в звучании появилась эмоциональность. Штатная "размазня" на нижних частотах ушла, на рок музыке появился вкусный рельеф, в клубной музыке появился тактильный упругий удар, на джазе и классике разборчивость повысилась просто на несколько порядков.

Звучание середины во многом зависело от стыковки СЧ и НЧ полос. В ходе настройки мне довелось услышать несколько промежуточных вариантов, которые показывали абсолютно разное звучание в этом диапазоне. Но в конечном итоге удалось добиться достаточно полновесного и насыщенного саунда, СЧ динамики это позволили. Они уверенно работают на нижнем краю своего диапазона, резать снизу их можно чуть ли не от 250 Гц, так что "дырки" между НЧ и СЧ можно спокойно избежать.

Если уж сильно придираться (а заметно возросший уровень качества звучания на это провоцирует), то звучании верхов осталась небольшая "синтетика". Но тут, как мне кажется, дело в штатном усилителе, который остался нетронутым. Хотя, в любом случае со штатным вариантом нет никакого сравнения, и звуковой потенциал твитеров Steg чувствуется очень хорошо. Тарелки ударной установки в роке наконец-то зазвучали полновесной "медью", а не как полиэтиленовые пакетики на морозе.

Плюс ко всему, заметно возрос запас неискажённой громкости всей системы. Она уже не "зашивается", когда ей даёшь погромче. Хороший такой, добротный и напористый саунд с плотным, упругим и бьющим в грудь мидбасом, полновесной серединой и лёгкими верхами с хорошей микродинамикой. Включение сабвуфера, конечно, заметно дополнило звуковую картину и придало звучанию основательности, но это уже совсем другая история.

  • Качественное исполнение, литые корзины динамиков
  • Среднечастотники имеют широкий частотный диапазон
  • НЧ динамики абсолютно не сравнимы по звучанию со штатными
  • Более детальное звучание и улучшение микродинамики на СЧ
  • Более естественное и менее окрашенное звучание на ВЧ

  • В случае с W222 столкнулись с несовместимостью корзин НЧ динамиков



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus