Записки аудиофила. Часть 3
О чем молчат параметры усилителей. Кто "замыливает" звук и одевает гитаристам варежки?

В прошлый раз я затронул лишь один тип нелинейных искажений – гармонические. Естественно, это лишь малая часть того, что стоит на пути к хорошему звуку. К примеру, динамические искажения – не меньшее зло. Типичный пример - "мутно" звучащие усилители. Откуда берется эта "муть", и почему не все усилители достойно передают динамику звука?

Гармонические искажения – удобная штука. Их можно показать наглядно, можно выразить каким-нибудь числом, например, все тем же коэффициентом гармонических искажений. Все, что для этого нужно – подать сигнал на вход и посмотреть спектрограммы сигнала на выходе. Сами сигналы тоже простые – это либо однотональный сигнал, либо двухтональный. Подаем, смотрим, показываем красивые картинки покупателям, вызываем у них слюноотделение. Красота, да и только.

Так выглядит однотональный сигнал. Он удобен для измерения гармонических искажений. Всё спокойно, предсказуемо, плавно и неспешно, как жизнь цветка лотоса во вселенной.


Но реальный звуковой сигнал – это вам не плавная синусоида, не сумма нескольких синусоид, и вообще это никакой не периодический сигнал.

Музыкальный сигнал – это непредсказуемая истеричка. То у нее мелкая дрожь, то буйные всплески. То плавненько так нарастает, а то и в бубен зарядит. Короче, жуть. А усилитель, как понимаете, должен повторять всё это на выходе и не ворчать.

А вот как выглядит настоящий звуковой сигнал. Почувствуйте разницу. Кстати, кто-нибудь угадает мелодию?


Само собой, каждый усилитель реагирует на входной сигнал по-разному. Один – "метнулся по-быстрому", другой – "ща-ща, погоди…. уже не надо? ну и ладно". Соответственно, один адекватно воспроизводит все резкие всплески сигнала, второй – просто не успевает. Причем разницу между "быстрыми и "медленными, "динамичными" и "мутными" усилителями услышит даже тот, у кого на ушах потоптался целый медвежий выводок. Просто не все на это обращали внимание.

Простой пример. В реальной жизни вы даже с закрытыми глазами легко различите, когда гитарист играет пальцами, а когда медиатором, верно? В первом случае перебор по струнам «мягкий», во втором – более резкий. И дерзкий, ага. Для этого даже термин свой есть – «атака сигнала». Но когда усилитель "смазывает" эту атаку, и различия уже не заметны, вот вам и есть типичный пример «тормозного» усилителя.



А для нашего восприятия, между прочим, правильная передача атаки ох как важна. Наш слух вообще получает максимум информации именно из начальной фазы любого звука – что-то около 100 мс. В физиологии это время называется «временное окно слухового анализатора». Потом слух притупляется примерно на 30-40 мс, и это помогает мозгу отделить прямой звук от отраженных. А всё, что приходит к ушам после всего этого, мы воспринимаем уже как эхо. Вот так мы устроены.



Однако, отвлекся, вернусь к усилителям. Попробую объяснить на пальцах, откуда могут взяться проблемы. Начну с того, как вообще работает усилитель, а там и с остальным понятно станет.

Может, удивлю, но он на самом деле ничего не усиливает. Он работает как… водопроводный кран у вас в ванной. Вы легким движением руки поворачиваете вентиль, и кран открывает или закрывает могучий водный поток. Нежный входной сигнал от источника управляет «краном» усилителя, который «пропускает» ток через подключенные динамики. Откуда берется этот ток? От аккумулятора и блока питания, естественно. Сильно утрировано, но, думаю, сама суть понятна.

Теперь представьте, вы сделали дома крутой ремонт, поставили новую сантехнику, а трубы остались старыми, наполовину забитыми ржавчиной. Вы можете вертеть кран сколько угодно, могучего потока все равно не видать. Слабенький блок питания в усилителе? Какой бы хороший вы ни подавали входной сигнал, какой бы крутой у вас ни был «кран», на выходе все равно получите дохлую струйку.



Вот вам, кстати, и одна из причин, почему хорошие производители уделяют блоку питания чуть ли не больше внимания, чем самой усилительной части. И, к примеру, зачем ставят в них дорогущие конденсаторы с низким внутренним сопротивлением. Да просто они могут отдавать накопленный заряд быстро, без "тормозов". Если поменять элементы на попроще, большинство измеряемых параметров не изменится. Но атака сигнала уже не будет передаваться как надо, медиатор из рук гитариста выпадет, перед ним будто появится толстая занавеска, и звучание даже мощного усилителя станет похожим на звучание дешевой магнитолы. Печально, правда?



Вообще, я немного лукавлю. Редко, но иногда все же встречается в описаниях усилителей один параметр, который показывает их "скорострельность". Это "скорость нарастания выходного напряжения". Не буду вдаваться в тонкости его измерения, сейчас не в этом суть. И зависит он не только от качества самих элементов, но и от самой схемотехники. А суть в том, что быстрый отклик - еще не всегда означает точный отклик. И об этом в следующий раз, так что пошел готовить четвертую часть «Записок».


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus