Правильные коаксиалы
Тест коаксиальных акустических систем Challenger MS-420C и MS-520

Тут меня как-то упрекнули, мол, мало я уделяю внимания "народным коаксиалам". Буду честен, я отнёсся к этому без особого энтузиазма, ведь такую акустику чаще всего покупают просто "чтобы хоть что-то играло". Но бывают из этого не слишком привлекательного правила и интересные исключения, которые можно использовать даже в системах классом повыше. Вот такие действительно есть смысл рассмотреть подробнее.

Акустика, которая ко мне попала в руки в этот раз, разработана российской компанией PIT (хотя производство размещено сами знаете где). Ей принадлежат два автозвуковых бренда – E.O.S. (постарше) и Challenger (помладше). Серия акустики Motive находится как раз на их стыке, поэтому так уж вышло, что часть моделей идут под первым брендом, а часть – под вторым.

Я уже изучал детально акустику Motive, которая выпускается под именем E.O.S. Но тогда основное внимание было уделено компонентной модели (весьма, кстати, приличной за свои деньги), а коаксиалы промелькнули лишь вскользь. Теперь же хочу поподробнее остановиться именно о коаксиалах, поскольку своей конструкцией они сильно выбиваются из сложившихся стереотипов.

Конструкция



Для теста взял две модели, которые выпускаются под брендом Challenger – калибрами 4 и 5.25 дюймов.



Сама серия Motive за время своего существования претерпела некоторые изменения. Например, в первых выпусках динамики имели плетёные диффузоры из стекловолокна с пропиткой. Потом акустика калибрами 5.25, 6,5 и 6х9 дюймов обзавелась более жёсткими целлюлозными диффузорами, и серия стала называться Motive II.



А вот 4-дюймовая модель выпускается по-прежнему с плетёным диффузором, поэтому и римскую цифру II в названии серии не стали добавлять.



В глаза бросаются огромные магнитные системы. Вернее, такой вид им придают массивные резиновые кожухи, сами-то магниты здесь обычных размеров. Тем не менее, как потом выяснилось, силовой фактор у акустики совсем не маленький, так что внешняя брутальность – не пустые понты.





Но самое интересное в этих динамиках не сзади, а спереди. А именно – твитеры. Они не торчат перед диффузором, а закреплены непосредственно на керне магнитной системы и прикрыты сеткой в виде фазовыравнивающей "пули". Более того, она в определённой степени таковой и является.





Профит от такого размещения твитера вот в чём. Когда его центр излучения геометрически совпадает с центром излучения НЧ/СЧ диффузора (или близок к тому), то мы получаем почти идеальное фазовое согласование полос. В результате двухполосная система работает почти как один широкополосный динамик или даже идеальный когерентный источник.

Опять же, в такой конструкции нет лишних отражений – НЧ/СЧ диффузор излучает сразу в открытое пространство, а не перекрыт нависающим над ним твитером, как у обычных коаксиалов. Твитер же работает на своеобразный рупор, образованный НЧ/СЧ диффузором, что при столь малом размере излучающей мембраны тоже идёт только в плюс.

Кроссовер в такой системе свёлся к единственному конденсатору в цепи высокочастотника (кстати, вполне приличному плёночному), что тоже соответствует общей концепции – добиться минимально возможных фазовых искажений.



Измерения



А теперь как всё это выглядит в числах и графиках. Для начала – электромеханические параметры.



Измеренные параметры Challenger MS-520:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 82 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 4,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,42
  • Qes (электрическая добротность) – 0,69
  • Qts (полная добротность) – 0,61
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ


Измеренные параметры Challenger MS-420C:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 117 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,82
  • Qes (электрическая добротность) – 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,68
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,8 дБ


Параметры интересные – динамики имеют действительно достаточно сильные магнитные системы (по крайней мере, в сравнении с подавляющим большинством коаксиалов), а ещё у них относительно лёгкие подвижные системы. Идём дальше – снимаю АЧХ. Как обычно, по оси и под углами.





С первого взгляда смущают "корявости" в области стыка твитера с НЧ/СЧ динамиком. Но здесь они, скорее всего, обусловлены особенностями последнего – похоже на бурную реакцию диффузора на переход в модальный режим. В отсутствие центрального колпачка это предположение выглядит самым вероятным.

Впрочем, как известно, чтобы слушать музыку, важнее не столько амплитудная линейность, сколько фазовая. А с этим-то у Motive всё как раз выглядит пристойно. Далеко не идеально, но, по крайней мере, с обычными коаксиальными конструкциями можно даже не сравнивать.





Сделанное выше предположение насчёт диффузора НЧ/СЧ динамика, похоже, только подтверждается – он "заканчивает" свою нормальную работу уже на 1,5-2 кГц. И тут бы делу помог крупный твитер, который смог бы перехватить у него "эстафету" где-нибудь на этих частотах, но здесь размеры твитера ограничены размерами катушки НЧ/СЧ динамика, и он "подхватывает" её гораздо выше. Получившийся "разрыв" и привёл к колебаниям фазы в зоне стыка полос. Кстати, как это ни странно, но у 5.25-дюймового динамика с этим дело обстоит даже получше, всё же не зря в своё время плетёный диффузор был заменён на целлюлозный, в данном случае он оказался предпочтительнее.

Гармонические искажения у MS-520 и MS-420C на приемлемом уровне. Критическую для акустики отметку в 5% они нигде не пересекают.





Звучание



На удивление, характеры звучания 5.25-дюймовой и 4-дюймовой моделей оказались довольно близкими. Хотя, по понятным причинам, Challenger MS-520 увереннее работает в нижней части частотного диапазона, из-за чего звучание воспринимается как-то более основательно.

Впрочем, 4-дюймовая акустика всё равно вряд ли будет использоваться без "поддержки снизу", а до 100-120 Гц Challenger MS-420C дотягивают спокойно. И если ФВЧ настраивать примерно на этих частотах, то каких-то признаков перегрузки динамики проявлять не будут вплоть до приличных уровней громкости. 5.25-дюймовые можно спокойно "отпускать" до 80-90 Гц. В общем-то, вполне адекватные значения для этих калибров.

Оценивать звучание на средних и верхних частотах сложнее, поскольку тональный баланс в конечном итоге будет зависеть от места и способа установки динамиков – для коаксиалов это особенно актуально. Поэтому остановлюсь только на характерных моментах.

Акустика оказалась довольно требовательной к "прогреву". Самое первое включение "прямо из коробки", как это часто бывает, не произвело большого впечатления – разрешение среднее, атака инструментов "проглатывается", свистяще-шипящие звуки "отделяются" от остальной музыкальной картинки. После обычной "разминки" в течение нескольких часов звучание изменилось в лучшую сторону. Хороший признак. По совету В. Л. Резникова (который как раз и курировал создание серии Motive) оставил акустику на более длительный прогрев, чем это обычно делаю. И это действительно оказалось нелишним.

После примерно 20-часового прогрева появилась атака инструментов, поведение динамика на верхней середине и верхних частотах стало более естественным. Звучание перестало восприниматься "замыленным" и начало приобретать ясность. С дальнейшим прогревом слушать акустику становилось всё приятнее и приятнее. Полагаю, для полной "разминки" ей нужно часов 35-40. Кстати, подобное изменение звучания демонстрировали и компонентные E.O.S. Motive II, которые я уже тестировал ранее – они тоже не сразу показали свои возможности.

Интересный момент – построение звуковой сцены. Акустика неожиданно чётко прорисовывает на ней звуковые образы. Для автомобильных коаксиалов это, может, и не имеет прямого практического применения, но зато показательно с другой точки зрения – подобная особенность говорит о том, что динамики хоть и не лишены проблем с фазой совсем, но уж точно не "рвут её в лохмотья", что опять же подтверждает достоинства необычной конструкции с "утопленными" твитерами.

Выводы



С одной стороны, Challenger Motive не претендуют на лавры домашних High End монстров – KEF, Tannoy или, скажем, TAD, которые тоже практикуют размещение твитеров "внутри" НЧ/СЧ динамика. Но для автомобильной акустики эти коаксиалы выглядят более чем достойно, и уж точно выбиваются из типичных представлений об автомобильной акустике такого рода.

Скажем, 5.25-дюймовые Challenger MS-520 можно смело использовать не только в простых системах, но и в системах классом выше среднего. Например, в составе мультимедийных систем в люксовых микроавтобусах или в качестве тыловой акустики в обычных автомобилях. А 4-дюймовые Challenger MS-420C просятся в штатные места некоторых Toyota или Lexus, расположенные в торпедо – получится простой, недорогой, но действенный апгрейд.

В общем, во всех случаях, когда коаксиальная акустика подошла бы лучше всего, но варианты с обычными моделями отметаются по причине их естественных недостатков, серия Motive из модельного ряда Challenger (а с недавнего времени и E.O.S.) может стать весьма привлекательным решением.

  • Конструкция с "правильным" расположением твитера
  • Низкие искажения
  • Широкая диаграмма направленности

  • Неидеальное поведение динамиков на "верхней середине"



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus