Малый калибр
Тест сабвуферного динамика Eton 8-530 HEX

Везёт мне в последнее время на интересные "восьмёрочки". Вообще, очень своеобразный калибр, который, к сожалению, многие недооценивают. При правильной подготовке бас получается плотным и сочным, причём свести такой сабвуфер с акустическими системами обычно намного легче, чем, при прочих равных, большинство крупных сабов.

На этот раз под пристальным вниманием оказался Eton 8-530 HEX. Саб серьёзный, его цена на момент теста переваливает за отметку 16 т. р., да и в описании недвусмысленно фигурирует эпитет High End Subwoofer. В общем, предназначен для людей точно знающих, для чего и какое именно им нужно низкочастотное звено.

Конструкция



Первые впечатления Eton произвёл весьма положительные. Мягкий подвес как бы намекает, что сабвуфер не предназначен для "давилова", а вот отклик на сигнал с усилителя должен быть хорошим – то что надо для SQ-системы.



Сразу же обращает на себя внимание диффузор. Это многослойная конструкция, судя по описанию, представляющая собой сложный композит, в состав которого входят метаарамидные и парарамидные волокна. В описании он указан как Kevlar-Nomex-Kevlar.



На срезе диффузор выглядит как два тонких жёстких слоя с объёмным наполнением между ними.



Как бы то ни было, но общая жёсткость у диффузора приличная. А если учесть, что он сам по себе небольших размеров, да ещё и колпачок относительно крупный, призвуков, вызванных "изгибными модами", быть не должно в принципе.



Корзина литая, тут обошлось без особых изысков. Да они тут и не требуются. Магнитная система дополнительно закрыта резиновым кожухом.



Центрирующая шайба, судя по всему, двойная. Точнее, двухслойная, это видно из того, как реализованы подводящие проводники – они вплетены между слоями.



Звуковая катушка имеет диаметр 50 мм.



Её охлаждение реализовано через крупные окна под фланцем центрирующей шайбы, большое осевое отверстие в керне и отверстия в торцевой шайбе магнитопровода, просверленные по диаметру катушки.



Интересная особенность – крепёжный фланец полностью закрыт резиновым кожухом. При установке динамика его нужно отогнуть, чтобы закрутить крепёжный винт. Немного неудобно, если планируется утопленный монтаж динамика, но терпимо. В конце концов, не каждый день его снимать-ставить.



Измерения и расчёт акустического оформления



Описание предлагает объёмистый набор параметров, есть с чем сравнить результаты измерений. Они не так уж и сильно разошлись с заявкой, но сложилось впечатление, что в реальном динамике магнит сильнее, а подвес чуть мягче, чем обещает описание.



Параметры заявка / факт:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 42 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,6 л / 13,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,54 / 7,31
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,42
  • Qts (полная добротность) – 0, 51 / 0,40
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 84 г / 78 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,1 Тл м / 14,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 5,0 / 5,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,0 / 84,1 дБ


Перед тем, как считать корпус, снова обращаюсь к описанию. Оно рекомендует ЗЯ объёмом 15-30 литров (нормальный такой разброс, да?) и ФИ 40 литров с круглым 100-мм портом длиной 220 мм (при таком объёме это что-то около 44 Гц получается). Как-то лихо для 8-дюймового малыша. Смотрим, что из этого получится. За основу взяты параметры производителя:

Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для разных типов акустического оформления
(рекомендации и параметры производителя)


  • Фиолетовая – ЗЯ 15 литров (Qtc=0,64)
  • Синяя – ЗЯ 30 литров (Qtc=0,57)
  • Красная – ФИ 40 литров / 44 Гц (труба 10 см длиной 22 см)


Откровенно говоря, я немного недопонял эти рекомендации. В закрытом ящике весь пар уходит в инфрабас, особенно в 30-литровом, а "фазик" изо всех сил пытается казаться "давильным".

Понятно, что производители предлагают некий компромисс, но я не уверен, что нужно пытаться заставлять 8-дюймовый саб делать то, в чём он в принципе уступает более крупным калибрам. А вот то, что он умеет делать лучше всего, можно как раз использовать в полной мере.

Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для разных типов акустического оформления
(расчёт, исходя из реально измеренных параметров)


  • Синяя – ЗЯ 10 литров (Qtc=0,58)
  • Красная – ФИ 15 литров / 46 Гц (труба 7 см длиной 32 см)


Важный момент. В расчётах фигурируют "чистые" объёмы, поэтому нужно учитывать ещё и объёмы, занимаемые динамиком (около 2,5 литров) и портом.

И, кстати, о порте. По-хорошему его настройку можно было бы ещё снизить, но физически реализовать низко настроенный порт для столь малого объёма достаточно сложно. Можно увеличить объём корпуса, чтобы сделать порт вменяемых размеров, но это тоже не выход, уж слишком корявым становится график ГВЗ (группового времени задержки), а лишние басовые "хвосты" нам ни к чему.

Как вариант, можно рассмотреть щелевой порт. Если сделать его узким и длинным, то колебания воздуха в нём будут задемпфированы слоем воздуха, контактирующим со стенками, и результат получится – нечто среднее между ЗЯ и ФИ. Пожалуй, этот вариант можно признать для Eton 8-530 HEX одним из самых многообещающих.

Практика и выводы



В принципе, расчёты во многом подтвердились практикой – динамик нет никакой необходимости ставить в здоровенные корпуса, он прекрасно работает и в компактных объёмах. Впечатления же о нём в конечном итоге сложились такие.

Во-первых, усилитель должен быть соответствующего уровня и надёжно контролировать работу динамика. Речь не о мощности, тут достаточно и 300-400 Вт. Речь именно о контроле. И да, лучше отдать предпочтение усилителю с регулируемым сабсоником – он здесь не помешает.

Во-вторых, этот саб совсем не для тех, кто ждёт "баса-расколбаса", получить от него бешеной фанатичной громкости и шевеления печёнки вряд ли получится. Зато он неожиданно тщательно прорабатывает рельеф басовых инструментов в области среднего баса, что как раз соответствует статусу 8-дюймового сабвуфера, да ещё и с эпитетом High End. Я бы сказал, что Eton 8-530 HEX способен дать "мониторный" бас.

Впрочем, тут опять же всё зависит от оформления – можно поступиться точностью баса, получив ощущение глубины и массивности. Но, на мой взгляд, для этого можно подобрать модель и попроще.

Кстати, напомню об одном "лайфхаке", который в случае с Eton неплохо сработает. Если организовать динамику акустическую нагрузку с лицевой стороны (самое простое – перевернуть саб динамиком вниз и поставить на проставки высотой сантиметров пять, чтобы динамик играл "в пол"), то можно получить заметный прирост в глубине баса.

  • Продвинутые технологические решения
  • Высокое качество изготовления
  • Способен на точный и "быстрый" бас

  • Саб с характером. Требуется кропотливый подбор оформления



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus