Восемь каналов эйфории
Тест 8-канального усилителя с 10-канальным процессором AMP Euphoria

Да, решительно везёт мне в последнее время на вкусные новинки. И снова в этот раз держу в руках усилитель с процессором, прототип которого довелось изучить некоторое время назад. Правда, тогда он был даже без корпуса, в виде "сырой" платы, но используемый процессорный чип и звуковые возможности оставили очень положительные впечатления. На этот раз – уже завершённый продукт, который поступает в продажу.

AMP Euphoria – восьмиканальный усилитель D-класса с десятиканальным процессором. Форм-фактор у него ну очень удобный – длина корпуса всего 20,5 см.



Компоновка выводов односторонняя, так что в плане размещения усилитель универсален на все 100 процентов – хоть под сиденье, хоть в багажнике куда-нибудь в нишу крыла.



Крепление – довольно крепкая "рама" из стального листа. Она не даёт усилителю "лежать" на поверхности, что вполне логично – нижняя сторона корпуса тоже играет роль радиатора.



Основное охлаждение организовано так же, как это делают многие "итальянцы" – радиатор на плате и активный обдув с выводом воздуха наружу.



Вообще, на нагрев во время работы обратил особое внимание. Корпус действительно становится тёплым, но довести его до совсем горячего состояния у меня не получилось. Скорость вентилятора регулируется микропроцессором. Особого шума не заметил, так что усилитель действительно можно спокойно ставить в салоне, например, под сиденье или, если так окажется удобнее, даже под торпедо.

Компактность, как всегда, диктует свои правила, все входы-выходы реализованы через разъёмные соединения. Два "лишних" канала процессора и два линейных входа тоже выведены в отдельный "хвост".



Питание можно подвести двумя способами. Во-первых, в большой фишке имеются пара дублирующих друг друга проводов на "плюс" и пара на "минус". Суммарное сечение получается достаточным. Во-вторых, можно подвести питание и традиционно – отдельными кабелями.

Здесь же – переключатель режима включения, по сигналу с входа Remote или по наличию полезного сигнала на высокоуровневом входе.



Интересное решение – индикатор включения усилителя. Светодиод не стали выводить отдельно, здесь он подсвечивает предохранитель. Признаться, раньше не встречал такого решения. Правда, поначалу смутило, что он светит красным (первая мысль – не в защиту ли ушёл усилитель). Но поскольку предохранитель здесь тоже красного цвета (стандартно для номинала 40 Ампер), то, в самом деле, не зелёным же его подсвечивать.

Левее от большого разъёма скучковались высокоуровневые входы (8 штук) и линейные входы (обозначены как 9 и 10 каналы, но на деле это независимый AUX-вход), вход Toslink, разъём для проводного ПДУ, и разъём mini-USB для подключения к компьютеру. А ещё – разъём для подключения Bluetooth модуля, но это на будущее.



Интересно, что в разъёме обнаружился провод с обозначением "сигнал заднего хода". Его действительно можно подключить к лампе заднего хода, и при появлении на нём напряжения усилитель принудительно будет переключаться на высокоуровневые входы. Это сделано, чтобы "не потерять" при апгрейде аудиосистемы сигнал со штатных парктроников, который выводится на динамики.

Пульт идёт как опция, что вполне логично. В случае, если AMP Euphoria будет подключаться по оптике к штатке через MOST-Toslink или вовсе по аналогу, то пульт окажется просто не нужен.



Запутаться в проводах – дело нехитрое, так что в дополнение к рисункам в инструкции назначение всех входов-выходов продублировано ещё и на корпусе:



Ну вот, теперь и до начинки добрались. Открываю крышку. Радиатор прикрыт пластиковым кожухом, направляющим поток воздуха прямиком к вентилятору.



Оптический вход и разъём для подключения пульта закреплены на крышке и подключены к материнской плате коротким шлейфом.



Блок питания скомпонован плотно, часть элементов прижата к нижней плоскости, часть охлаждается через радиатор, закрепленный сверху платы.



На выходах замечены весьма недурственные дроссели Miden. От качества выходных фильтров, кстати, во многом зависит в конечном итоге звучание усилителя.



Под радиатором – "филипсовские" силовые чипы D-класса TDA8920.



В "мозгах" использован весьма интересный процессор серии TMS320. Сама "триста двадцатая" архитектура появилась довольно давно, в своё время Texas Instruments создавал её как раз под задачи сложной обработки звука. С тех пор технологии, понятное дело, ушли далеко вперёд, и сейчас TI имеет в ассортименте огромную тучу построенных на ней уже современных процессоров. Возможности у них весьма крутые, на сегодняшний день они активно используются в домашнем кинотеатральном High End. В автомобильной же технике, признаюсь, вижу его впервые.



Программа управления



Установка программы управления не вызвала никаких проблем, всё соединилось без лишних "танцев с бубном". Окно поначалу выглядит непривычно, но если вы хоть раз настраивали какой-нибудь процессор, к логике привыкнете в считанные минуты. Тем более, что практически вся настройка умещается в одном окне.



Эквалайзер имеет 31 полосу, и его по желанию можно сделать графическим или полностью параметрическим. Причём, для управления не обязательно задавать циферки в окошках, можно таскать точки прямо на графике – менять частоту, уровень усиления/ослабления и ширину полосы. В "полевых" условиях это удобно. При необходимости эквалайзер можно обойти или вернуть настройки кривой обратно.

Фильтры тоже ничем не ограничены. Настраивается частота, есть выбор добротности (Баттерворт, Бессель, Линквиц-Райли), крутизну можно выставить вплоть до 48 дБ/октава.

Задержки для каждого из каналов настраиваются в маленьких окошках внизу экрана. Значения не обязательно забивать вручную, можно кликнуть в них и просто скролить роликом мышки. Значения можно показывать в любых единицах, кому какие удобно – в милисекундах, в сантиметрах или дюймах (ну мало ли).

Из центрального окна частично можно задавать маршрутизацию каналов, но удобнее это делать из отдельного окна. Тут сразу прописываются и назначение каналов, и подмешивание каналов друг к другу, и пропорции уровней громкости. В общем, стоит один раз разобраться, и становится понятно – возможности маршрутизации весьма неплохие.



И да, на всякий случай. При запуске программа считывает сетап из процессора и перехватывает управление. Пульт, если он был подключен, на время соединения с компом становится неактивным.

И тут же отмечу один момент, связанный с настройками уровней. Когда пульт в системе не нужен (например, если процессор подключается к штатке по аналогу), регулировку "Громкость" в программе нужно рассматривать как регулировку входной чувствительности. Если её задрать в максимум, то, как и в любом другом усилителе, в тракт начинают лезть шумы. Поэтому сразу уберегу от этих "граблей" – немного прибирайте чувствительность при таком подключении, и всё будет в порядке.

Измерения



Теперь, как всегда, работа усилителя в цифрах и графиках. Проверять работу фильтров смысла как бы особого нет, процессоры давно умеют выдавать на выходе то, что заявлено. А вот работу усилительной части проверить интересно.

Спектр гармонических и интермодуляционных искажений относительно спокойный, без чрезмерной задиристости, зачастую характерной для D-класса. Шумы на среднем уровне – не рекордно низкие, но поводов к придиркам пока ещё не дают.



Уровень искажений невысок. Причём, усилитель спокойно работает не только на 4-омную, но и на 2-омную нагрузку, выдавая мощности строго согласно заявке.



  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 55 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 75 Вт


  • Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 4 Ом) < 0,02%
  • Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 2 Ом) < 0,03%


Звучание



В целом звуковая подача AMP Euphoria понравилась. Линейность очень достойная, музыка легко слушается даже на небольшой громкости. У приличных "домашников" D-класса это давно уже в порядке вещей, а вот у большинства автомобильных усилителей D-класса с этим пока не всё так хорошо – они "раскрываются", только когда им даёшь жару. На их фоне Euphoria выглядит привлекательно.

Звучание на ВЧ и СЧ

Верх лёгкий, разборчивость хорошая. В отличие от многих усилителей D-класса звук не "рассыпается" и не "песочит". Звучание можно назвать нейтральным или, пожалуй, даже мониторным. Так что в конечном итоге характер системы определят остальные компоненты тракта.

Серединку усилитель немного "украшает". Но делает это очень аккуратно и не во вред звучанию – не упрощает, а как бы наоборот, обогащает звучание. Например, с большим удовольствием послушал трек с роялем (Jerome Etnom – Feelings, диск Audiophile Reference II Popular Music) – атака ударов молоточков по струнам передаётся достоверно, масштабы инструмента рисуются легко, он не уменьшается в размерах, послезвучия корпуса достаточно достоверны. Голос звучит приятно и тоже без характерной для D-класса чрезмерной "синтетики" (Michael Gold – I Can't Help Falling in Love с того же Audiophile Reference II Popular Music).

Интересно получилось с треками, на которых присутствует "пространство". На некоторых из них возникало устойчивое ощущение, что реверберации какие-то неживые, синтетические. Хотя некоторые треки слух воспринимал вполне естественно. Признаться, до меня дошло не сразу, что дело в самих треках – одни из них действительно записывались в "живых" помещениях, а в других над "пространством" поработал звукорежиссёр. В общем, сам факт, что всё это усилителю удалось выявить, определённо, радует.

Звучание на НЧ, общая энергетика

Звучание на нижних частотах зависит от того, как подключена акустика – обычно или в мост. Сначала подключаю в обычном режиме. Усилитель прекрасно звучит на малой громкости, контрабас или бас-гитара передаются собранно и разборчиво. Правда, с увеличением громкости усилителю перестаёт хватать контроля, появляются подгуживающие нотки, в агрессивном роке (Five Finger Death Punch, Disturbed и т. п.) пропадает острота, звучание "затирается". Включение ФВЧ заметно исправляет ситуацию, но ещё не настолько, как того хотелось бы.

Перекоммутирую каналы в мостовой режим. Звучание на повышенных уровнях громкости заметно меняется. Энергетики и контроля уже хватает, чтобы тянуть даже относительно тяжёлые мидбасовые динамики. Кстати, в отличие от АВ-класса, у D-класса при включении в мост демпфирование не ухудшается, а наоборот, улучшается. Да и мощность опять же заметно подрастает.

Так что делаю вывод – в обычном включении лучше использовать связку усилителя только с лёгкими мидбасовыми динамиками. Ну или если система строится без заявки на повышенные громкости. А вообще же на мидбасы лучше планировать по паре каналов, включенных в мост, особенно если система должна уметь работать с запасом по громкости. Собственных каналов усиления у AMP Euphoria как раз хватит, чтобы разрулить при таком подключении полноценную "трёшку", а пару линейных выходов при этом можно будет использовать для подключения отдельного сабвуферного усилителя.

Выводы



Системы бывают разные. Кому-то милее плиты во весь багажник, чтобы "не только звучало, но и выглядело". А кому-то нужен приличный звук, но чтобы с минимальным вмешательством в салон. AMP Euphoria – как раз для второго случая. Маленький корпус в большинстве случаев может встать даже на место штатного усилителя.

Мощности в каналах не заоблачные, но для СЧ и ВЧ их хватит с запасом. А для НЧ звена каналы можно при желании и в мост включить, тут уж в недостатке силёнок и контроля AMP Euphoria точно нельзя будет обвинить.

Использование с 2-омной акустикой не возбраняется, и в сложных многоканальных системах это может стать хорошим решением, усилитель при этом слегка форсируется по мощности. Правда, полностью звуковой потенциал Euphoria это вряд ли раскроет. Поэтому при особых требованиях к контролю и запасу по громкости лучше планировать на НЧ динамики по паре каналов в мост.

  • Чрезвычайная компактность, удобная компоновка
  • Русскоязычное программное обеспечение
  • Может работать без подключения проводного пульта
  • Предусмотрена возможность завести сигнал со штатных парктроников

  • Особенности выставления чувствительности при использовании без пульта



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus