Достаточно одной таблэтки
Тест корпусного сабвуфера для установки в нишу запасного колеса Eton RES 10P

Ну не мог я пройти мимо такого сабвуфера и не попробовать его "на зуб". Фактически, это готовое решение для тех, кто не хочет терять место в багажнике – Eton RES 10P спроектирован специально для установки в нишу запаски. Непривычно, но во многих случаях может оказаться удачным решением.

В последнее время мне вообще попадается достаточно много вариантов такого расположения саба. Причём, в иных случаях даже место для тонкой "докатки" остаётся. Ну или в крайнем случае можно шиномонтажный набор со жгутиками с собой возить – при простых проколах он даже удобнее.

В основном такие сабвуферы – кастомные, изготовленные энтузиастами в единственном экземпляре. Из готовых же решений чего-то подобного пока не попадалось. Различные варианты вроде Pioneer TS-WX610A и ему подобных в расчет можно не брать, эти сабвуферы построены на маленьких динамиках и для извлечения баса используют резонансные явления, поэтому в плане качества годятся лишь для совсем простой музыки.

В случае же с Eton RES 10P всё иначе. Это полноценный полноразмерный саб на 10-дюймовом динамике в закрытом корпусе, и тут всё "по-взрослому". Да и размеры у него тоже "взрослые" – около 58 см, если мерить по вершинам воьмиугольника, и 53 с небольшим – если по серединам его сторон. Высота – 15 см.



В моё распоряжение попала пассивная версия этой модели – Eton RES 10P, хотя есть и активная – Eton RES 10A. Это уж совсем для тех, кто не хочет заморачиваться с установкой, с ней вообще только провода протянуть останется. Усилитель в "активной" версии встроен вместо большой панели с разъёмами.



Корпус выполнен из МДФ и имеет покрытие с крупной "капельной" шагренью. Для крепления в центре корпуса предусмотрено сквозное отверстие.



Разумеется, герметичности корпуса это не нарушает. С обратной стороны предусмотрено углубление. Во многих автомобилях запаска крепится на скобе – как раз для неё оно и нужно.



В комплекте идёт немного крепёжной мелочёвки, включая длинную шпильку, несколько шайб, гаек и уплотнительных подкладок. Судя по набору элементов, шпилька должна прикручиваться вместо штатного винта запаски, а на неё "одеваться" уже сам сабвуфер и дополнительно фиксироваться сверху.



Разумется, я взял этот саб не для того, чтобы просто посмотреть на него снаружи. Интересно, что он представляет собой внутри. Добраться до начинки можно только через отверстие под динамик. Снимаю стальную защитную сетку. Она посажена через прокладки, чтобы избежать звона – зачтём это в плюсы.



Откручиваю восемь винтов крепления динамика. Это плоский динамик серии Move, но, судя по информации на официальном сайте, отдельно он не продаётся. В продаже есть только его "полноразмерный" брат – Eton Move M10, без добавки Flat в названии.



Внутренности корпуса ничем не заполнены, если не считать небольшого кусочка синтепона – им обёрнут провод, проходящий мимо одной из распорок, чтобы при работе сабвуфера от него не было призвуков.



В целом качество изготовления порадовало. Обычно в корпусных моделях внутрь без слёз не взглянешь, здесь же всё просто, но аккуратно. Ну и, опять же, наличие распорок, "разбросанных" по корпусу, тоже можно считать далеко не последним достоинством конструкции. Позаботиться о жёсткости никогда не бывает лишним.

Измерения



Здесь как раз тот случай, когда я снова встал перед вопросом – какие сделать измерения, чтобы наглядно показать работу саба. Можно было бы измерить динамик, но, во-первых, он отдельно не продаётся, а во-вторых, корпус-то для него уже готов, считать ничего не нужно. Поэтому собираю всю конструкцию и измеряю то, что уже получилось.



Измеренные параметры корпусного сабвуфера Eton RES 10P:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц
  • Qms (механическая добротность) – 13,15
  • Qes (электрическая добротность) – 0,89
  • Qts (полная добротность) – 0,83
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 146 г
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,6 дБ


Нормальная такая "десяточка" вышла. Добротность с точки зрения совсем уж правильного баса, может, и высоковата, но не слишком критично – всё в пределах разумного.

АЧХ снял в ближнем поле. Между прочим, получилось неплохо – она идеально согласуется с передаточной функцией большинства салонов среднеразмерных автомобилей.



Обратите внимание, максимум отдачи приходится на область 60-100 Гц, а ниже – пологий спад, который идеально скомпенсируется передаточной характеристикой салона. Перегиб АЧХ оказывается как раз в области, с которой начинает "работать" сам салон. В итоге в автомобиле получится ровная АЧХ, и саб внизу будет чувствовать себя достаточно уверенно.

Проба в деле и выводы



Для интереса попробовал подключить Eton RES 10P в своём автомобиле. В целом его работа мне понравилась. Более того, расположение динамика в плоскости пола дало даже некоторый выигрыш в глубине баса. Этот факт известен давно, а здесь как раз получилась его наглядная иллюстрация. Замерять АЧХ не стал, для каждого автомобиля с этим делом всё слишком индивидуально, но субъективно RES 10P вполне может дать фору в глубине даже некоторым двенашкам.

Бас получился достаточно плотным и без тягучих низкочастотных "хвостов", срастить сабвуфер с фронтальной акустикой в большинстве случаев должно получиться без особого труда. Ну разве что фактура НЧ диапазона немного сглажена, что вообще характерно для сабов со слегка повышенной добротностью. Но это заметно лишь на сложных композициях и если ФНЧ настроен достаточно высоко.

Вообще же, если не вдаваться в аудиофильские экзерсисы, то по настройке ФНЧ каких-то особых ограничений я не заметил – саб можно "распускать" вверх чуть ли не до 100 Гц, звучание на среднем басе не "вязнет", а на ритмичной электронной музыке получается вкусный тактильный удар.

Кстати, с такой плотной и "мясной" подачей баса легко забыть, что размер динамика всего лишь 10 дюймов, а подвес и магнитная система не предусматривают его работу в режиме "насоса". Но, опять же, для своего калибра уровень громкости можно признать очень и очень достойным. И вполне достаточным для любого разумного применения.

И да, в очередной раз убедился, что в седане размещение сабвуфера в багажнике оправдано, только если его объём сообщается с салоном – через окно в подлокотнике, акустически "просветлённую" заднюю полку или что-нибудь в этом роде. А вообще, наилучших результатов с ним можно получить в универсале или хэтчбеке.

  • Уверенный и достаточно глубокий для "десяточки" бас
  • АЧХ идеально согласуется с передаточной функцией большинства салонов
  • Качественное исполнение
  • Объём багажника остаётся нетронутым

  • Не подходит, если не готовы обходиться без полноразмерной запаски



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus