Один за всех
Тест 6-канального усилителя со встроенным 8-канальным процессором MD.Lab AM-60.6DSP

На мой взгляд, появление усилителей со встроенным процессором – это одно из знаковых решений последних лет. С ними можно построить отличную аудиосистему, не заморачиваясь с громоздким инсталлом. И, к тому же, в гораздо более скромном бюджете, чем на раздельных компонентах. С ними легко поднять на новый уровень штатное аудио. Да и соревновательный уровень с такими девайсами уже не пугает своей сложностью и ценой.

Когда появилась возможность подержать в руках новый MD.Lab AM-60.6DSP, я с удовольствием взялся за это дело. То, что раньше занимало половину багажника – процессор, куча усилителей – уместилось в маленьком корпусе размером не более одного листа формата А4. Инсталляция получается предельно простой, да и ценник на это устройство, учитывая открывающиеся возможности, более чем гуманный.



К чему подключать?



Итак, MD.Lab AM-60.6DSP – это шестиканальный усилитель со встроенным восьмиканальным процессором. Или, скорее, восьмиканальный процессор со встроенными шестью каналами усиления. Два "оставшихся" канала выведены в виде RCA-выходов, к ним подключается другой усилитель. Или усилители.





Тут имеется 4-канальный высокоуровневый вход, один обычный линейный вход и оптический цифровой вход, на который можно подавать сигнал с разрешением вплоть до 24бит/96кГц. В качестве опции можно докупить модуль Wi-Fi – получаем еще один источник в виде смартфона. Для него в жгуте проводов отведен отдельный разъем.

Опциональный модуль MD.Lab AM-WF подключается к процессору очень просто, по принципу pin-to-pin. В жгуте проводов самого процессора для этого имеется отдельный разъем. Модуль имеет свой собственный ЦАП и выдает на процессор аналоговый сигнал. Поддерживается беспроводное соединение как со смартфонами на Android, так и с iPhone. В принципе, ничто не мешает использовать его и как автономный источник, хоть в автомобиле, хоть в домашней аудиосистеме. В последнем случае MD.Lab AM-WF вообще можно завязать в домашнюю беспроводную сеть, сделав любое устройство – от смартфона до компьютера – полноценным источником для стереосистемы.


Возможность "суммирования" порезанных на частотные полосы сигналов на входах высокого уровня в инструкции отдельно не описана, но на деле собрать сигнал с двухполоски можно точно так же, как это реализовано в MD.Lab DSP8. Настроечный софт позволяет выбирать тип входа – tweeter, midrange или fullrange.



В общем, здесь есть все, что нужно, чтобы прокачать звуковую часть штатной системы или даже построить соревновательную систему с умеренным бюджетом.

Настройка процессора – с компьютера или ноута, программное обеспечение идет в комплекте. На пульт дистанционного управления возложено только самое основное: крутим энкодер – регулируем громкость, при коротком нажатии на энкодер – приглушаем звук, а при длительном (около 2 секунд) – регулируем уровен на сабвуферном выходе. Последний по умолчанию выставлен в максимуме. Еще с пульта можно выбрать настроечный пресет. Всего в памяти процессора можно сохранить до 10 пресетов.



Какие системы можно построить на MD.Lab AM-60.6DSP



Тип системы задается при запуске программы настройки:



  • Все шесть каналов усилителя, обозначенные как A, B, C, D, E и F, работают в широкополосном режиме со всеми возможными настройками. Каналы H и G (линейный выход) отводятся для подключения сабвуферного усилителя. В этом режиме можно построить, например, систему с 3-полосным фронтом и сабом, 2-полосным фронтом, тылом и сабом и т.д.


  • Второй режим отличается от первого лишь возможностями эквалайзера в каналах E и F – в них доступны не все 31, а только 11 полос регулирования. Режим хорош тем, что снимает с процессора часть нагрузки. Не думаю, что 11 полос окажется мало, центральные частоты выбраны с толком – самые критичные.


  • Третий режим аналогичен второму режиму с той разницей, что на сабвуферный усилитель отведен лишь один RCA-разъем линейного выхода, а второй RCA – широкополосный. Думается, он должен подойти для системы с центральным каналом. Жаль только, что собственных декодеров многоканального звука процессор не имеет.


Если нужно настроить уже установленный и работающий MD.Lab AM-60.6DSP, просто выбираем галочку Read from device. В этом же окне выбираем, в чем будем выставлять задержки. Мне, например, удобнее в сантиметрах.

Запускаем, выбираем COM-порт, программа тестирует подключение. У меня все заработало при выборе COM5:



Возможности настроек



Поскольку процессорная часть идентична MD.Lab DSP8, софт здесь тот же самый. Программа понятная и наглядная, даже при первом знакомстве никаких проблем обычно не возникает. Никаких дополнительных вкладок открывать не нужно, все уместилось в одном окне. Каналы настраиваются независимо друг от друга, но всегда можно копировать настройки в парный канал.



"Ползунки" регуляторов короткие, поэтому ими удобно выставлять лишь предварительные значения, окончательно вводить значения лучше вручную. Настраивается все – подробней некуда:

  • Частоты срезов фильтров – с точностью до 1 Гц.
  • Крутизна среза фильтров – вплоть до 48 дБ/октава (8 порядок)
  • Задержки – с шагом 1 см вплоть до 5 м (кстати, выставляется не расстояние до динамика, а насколько его нужно "отодвинуть")
  • Уровни в каналах – с шагом 0,5 дБ.
  • Добротности эквалайзера – от 0,5 (нереально широкая полоса) до 9 (очень узкая полоса) с шагом 0,1.


Кстати, кривая на экране довольно точно отображает реальную АЧХ тракта, так что ориентироваться по ней при настройке можно без каких-либо опасений. Просто в качестве примера:





Все настройки включены постоянно кроме эквалайзера – для него предусмотрен режим Bypass.

Настроенные значения можно записать в один из 10 пресетов в памяти процессора. Заодно их предлагается сохранить в виде файла на компьютере.



Железо



Открываем корпус. Везде, понятное дело, SMD и машинная пайка. Сборка, за исключением некоторых мелочей, особых нареканий не вызывает:



Блок питания на усилитель и на процессор один. Теоретически, это решение далеко от High End, но, учитывая бюджет модели и требование к компактности корпуса, здесь оно, полагаю, обосновано:



Регулятор чувствительности на корпусе работает только на вход AUX:



В процессорной части используется тот же чип, что и в MD.Lab DSP8 – 32-битный Cirrus Logic CS47048C-DQZ. Что касается ЦАП/АЦП, то либо я чего-то не увидел, либо используются встроенные в чип:



В качестве выходных драйверов – операционники OPA1632. Со своими особенностями, но при правильной обвязке на выходах ЦАП очень даже неплохи:



Сама усилительная часть состоит, фактически, из 12 усилителей D-класса, включенных попарно в мосты. Отсюда, кстати, и одна особенность – на выходах присутствует постоянный потенциал относительно "массы" бортсети, так что отключать динамики и размахивать голыми проводами при включенном девайсе – не самая лучшая затея. Впрочем, сдуру и сами знаете что можно сломать.



При работе корпус хоть и не критично, но все же ощутимо нагревается. Это нужно учесть при выборе места установки и не прятать его в замкнутое пространство. Если по-другому никак, нужно просто предусмотреть кулер. Впрочем, это относится к любому усилителю. После выключения корпус остывает относительно быстро, это хорошо, значит материал корпуса с точки зрения теплопроводности и теплоотдачи правильный.

На верхнюю часть корпуса выведены индикатор включения, защиты и перегрузки


Измерения



Спектр сигнала 1 кГц относительно чистый, небольшие "торчки" третьей и пятой гармоник погоды не делают, они видны, пожалуй, вообще только из-за непривычно низкого общего уровня шумов:

Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход однотонального сигнала 1 кГц


Традиционные спектрограммы разных сочетаний двухчастотного сигнала показали чистую нижнюю часть звукового спектра и умеренный уровень гармоник в верхней части спектра:

Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 100Гц и 200Гц


Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 100Гц и 1кГц


Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 500Гц и 5кГц


Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 5кГц и 6кГц


Для интереса посмотрел, что творится на самом верху. В принципе, тоже неплохо:

Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 10кГц и 11кГц


Теперь смотрим, как зависит уровень гармонических искажений от выходной мощности. В самом рабочем диапазоне мощностей THD в пределах всего 0,02-0,03%. Вот и причина, почему гармоники пришлось буквально отлавливать, чтобы хоть как-то их увидеть. Для D-класса более чем достойно:



Выходная мощность близка к заявленной:
  • На нагрузке 4 Ом – 62 Вт (при пороге THD 0,1%)
  • На нагрузке 2 Ом – 83 Вт (при пороге THD 0,1%)


При подключении низкоомных динамиков искажения не возрастают, но и приращение мощности тоже невелико. Так что 2-омная акустика хоть и не противопоказана, но особых плюсов тоже не даст.

Звучание



Собственно, теперь самое интересное. Источник – все тот же, что и в других моих тестах, ESI Juli@. При подключении через аналоговый AUX звучание заметно теряет в динамике, так что для оценки максимального потенциала использовал оптику.

Тестовый материал разный, но, чтобы было понятнее, приведу примеры треков, которые многие из вас уже знают.

Первое ощущение – звучание спокойное и легкое. Без акцентированной атаки или лезущих на первый план мелочей, но ни разу не "замыленное".

Верх имеет сухой характер, на некоторых треках даже слегка «песочит». К примеру, на треке Blackjack Heart у Michelle Shocked будто пересохло горло, хочется дать ей водички. Laura Fygi, Let There Be Love – щеточки хорошо проходятся по барабанам, но теряют послезвучия, когда касаются медных тарелок. Хотя в целом фактура инструмента сохраняется, он не превращается в стекло и не "накрывается" ватным одеялом. Хотя, например, на треке Brian Bromberg & Akira Jimbo, Brombo тарелки все же показательно "истончились".

В среднечастотном диапазоне, опять же с оглядкой на цену, каких-либо серьезных косяков не обнаружено. В целом разрешение для своей цены очень даже неплохое. По крайней мере, сцена не плоская и определяется в глубину достаточно отчетливо.

На мидбасе атака средняя, но сам мидбасовый диапазон далеко не вялый, он не гудит, удары бас-бочки упругие, плотные и не затягиваются в ухающий звук. На том же треке Brombo контрабас, при всей свой массивности, не становится гудящим. На треке Eagles, Hotel California усилитель легко показывает различия "закрытых" и "открытых" ударов бас-бочки. Это очень хорошо, не всякий даже более дорогой усилитель столь явно показывает эту разницу.

В самом низу звукового диапазона усилитель немного теряет контроль. Но это, как мне кажется, можно не принимать во внимание, ведь MD.Lab AM-60.6DSP для работы с сабвуферами и не предназначается.



Выводы



В целом считаю MD.Lab AM-60.6DSP вполне удачным аппаратом за свою цену. Разного рода сравнения с отдельными процессорами тут просто неуместны – если подсчитать суммарные затраты на инсталляцию (а не только на сами компоненты), то у MD.Lab AM-60.6DSP по соотношению цена/результат конкурентов-то практически и не останется – либо бюджет в разы выше, либо в том же бюджете, но звучание попроще, либо набирать по рукам б/у компоненты. Одним словом, когда нужно выжать максимум из отведенной суммы – вариант более чем достойный.

  • Компактность инсталляции
  • Удобный интерфейс программы
  • Широчайшие возможности настройки
  • Выдающееся соотношение цена/конечный результат
  • Возможность "собрать" сигнал с динамиков штатной "двухполоски"

  • Не самый мощный чип процессора
  • Требование максимальной компактности вынудило объединить питание процессора и усилителя





Усилитель для теста любезно предоставил Павел Назаров (студия Ego Style)
Официальный сайт MD.Lab www.md-lab.ru

Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus