По следам забытых легенд
Тест усилителей Nakamichi серии NGX: 1- канального Nakamichi NGXD1600.1 и 4-канального Nakamichi NGXA80.4

Новичкам автозвука имя Nakamichi сейчас говорит не так уж и много. А ведь это настоящая японская легенда, хорошо известная аудиофилам "старой школы". И хоть фамилия основателей Накамити (именно так она читается по-японски) уже давно не связана с этим брендом, кое-что от старой легенды в этих усилителях найти, пожалуй, всё же можно.

Nakamichi? Что это?



Вообще, компания появилась аж в 1948 году, в 50-х годах сделала ставку на производство катушечных магнитофонов, а потом и кассетных дек. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что в домашнем аудио это был один из самых крутейших производителей подобного рода техники.

В автомобильное аудио компания двинула лишь в 90-х годах. В домашней технике она достигла на тот момент самого пика своего развития. Свершилось это под руководством тогдашнего руководителя Ниро Накамити.

В автозвуке Nakamichi была известна в основном по головным устройствам – тем же кассетным декам, CD-ресиверам, а ещё Nakamichi делали уникальный по тем временам 6-дисковый чейнджер в формате 1DIN. Были у них и усилители, и акустика, и сабвуферы, но сейчас всё это даже среди отъявленных "винтажников" страшная редкость.

В конце 90-х дела как-то не заладились, и японская компания отошла к новому гонконгскому владельцу Grande Holdings. Из техники нового поколения к нам попадало совсем мало. Какое-то время компания "Русская Игра" начинала возить её, но потом свернула направление car audio, так что узнать обновлённый бренд толком так и не получилось.

И вот, сегодня у меня на столе лежат новенькие усилители Nakamichi, привезённые в Россию вполне официально. Дистрибуцию этого бренда совсем недавно взяла на себя компания "Аудиосистемы".



Несмотря на легендарные корни марки, новые усилители не стремятся оттяпать жирный кусок семейного бюджета – 4-канальник Nakamichi NGXA80.4 предлагается за 9900 рублей, а моноблок Nakamichi NGXD1600.1 – за 18900 рублей. Давайте смотреть, что они умеют.

Конструкция



Обе модели, 4-канальник и моноблок, выполнены в почти одинаковых корпусах, вся разница лишь в длине. Первые ощущения положительные – добротное алюминиевое профильное литьё, к пластиковым накладкам никаких претензий, удобная односторонняя компоновка.





Логотипы, кстати, при включении подсвечиваются. Получается вполне себе симпатично.



У 4-канальника фильтры намекают на возможность их использования в поканалке. Правда, верхней заявленной границы в 3 кГц не всегда окажется достаточно, так что будем считать это вариантом для SQ-систем с хорошими твитерами, не боящимися низкой частоты раздела.



У моноблока – "джентльменский набор" из ФНЧ, сабсоника и бас-буста. Ну и фазу, если что, можно оперативно переключить.



В комплекте идёт проводной регулятор уровня. Как и полагается, он управляет общим уровнем усиления. Отмечаю это особо, поскольку буквально недавно видел образцы усилителей, в которых такой регулятор "рулил" почему-то бас-бустом.



4-канальник работает в традиционном классе АВ. Монтаж без лишних "красивостей", но всё по делу. Наиболее критичные к вибрациям элементы дополнительно зафиксированы компаундом. Блок питания собран на двух торах, хотя и без лишней гигантомании и ненужного максимализма.



В "звуковой" части широко используются SMD-комплектующие.



Выходные каскады собраны на старых добрых проверенных TIP35C и TIP36C. Заявленный мощностной потенциал (по 75 Вт/110 Вт на 4 Ом/2 Ом) должны отрабатывать с запасом.



Моноблок работает в классе D. Мощности заявлены нехилые, так что две трети внутреннего пространства занимает блок питания.



Усилительной части места отведено немного. Впрочем, упрёки в тесном монтаже тут всё равно неуместны.



Измерения



Для начала посмотрим, что умеет 4-канальник Nakamichi NGXA80.4. Начал, как всегда, с фильтров. Тут смутила непостоянность крутизны при перестройке частоты. Не скажу, что на деле это окажется совсем уж критично, но повод к придиркам даёт, в выводах придётся это отметить.



По работе усилительной части всё без сюрпризов – характер гармонических и интермодуляционных искажений говорит о том, что усилитель работает с невысокими токами покоя выходных каскадов. Задиристый вид спектрограмм компенсируется хорошим КПД (по меркам АВ-класса, разумеется).



Зависимость КГИ от мощности выходного сигнала – как по учебнику, типичная "галочка" с немного повышенными искажениями на малых уровнях сигнала и низкими искажениями в рабочей зоне мощностей.



По мощностному потенциалу на 4-омную нагрузку всё почти как обещано (спишем на метрологическую погрешность). На 2-омную нагрузку даже побольше, чем заявлено:

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 74 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 121 Вт


Теперь к моноблоку Nakamichi NGXD1600.1. Тут к фильтрам вообще без вопросов – как заявлено, так и работают.



Спектрограммы характерны для басовых 1-канальников D-класса. Шумы немного повышены, но на практике заметить это для басового канала невозможно – только с прибором и видно. На ВЧ есть небольшие артефакты – похоже на какие-то остатки субгармоник от несущей БП. Опять же, для басового канала некритично.



Силовой потенциал у моноблока очень приличный, но определить номинальную мощность по формальным признакам оказалось сложно. Стандарт предписывает делать это по границе искажений 1%, а здесь с ростом мощности величина КГИ переваливает её раньше, чем начинается фактическое ограничение сигнала.



Тем не менее, по графику хорошо видно, что "упираться" в свой максимум усилитель начинает где-то в районе 600-700 Вт на 4-омной нагрузке, и в районе 800-900 Вт на 2-омной. Токопотребление при этом приближается к 100-амперной отметке, практически максимальной для моего измерительного блока питания Audison Symbatt 100.

Именно по этой причине измерить мощность на 1-омной нагрузке не представилось возможным, но судя по тому, что на 2 Ом искажения нисколько не повышаются, думаю, 1-омная нагрузка для Nakamichi NGXD1600.1 окажется вполне посильной.

Звучание



Измерения измерениями, а слушать усилители тоже нужно, всё же музыка – это вам не статичный измерительный сигнал. Тут основное внимание, конечно, 4-канальнику Nakamichi NGXA80.4.

К прослушиванию приступал с интересом. С одной стороны, усилитель совсем не дорогой, а значит, рассчитан не на снобов и махровых аудиофилов, а на самую широкую аудиторию. С другой стороны, имя Nakamichi обязывает к определённому уровню. Удалось ли сохранить общий характер марки и сделать его доступным? Кому стоит повнимательнее присмотреться к новому Nakamichi? В общем, решил попробовать его на разной музыке.

Сначала – джаз и лёгкий инструментал. Первые впечатления усилитель оставил приятные, и это уже настроило на позитивный лад. Звучит деликатно, без грубости. В особые тонкости и нюансы не лезет, но звуковую картинку передаёт цельно, не рассыпая её на отдельные звуки. Вокал и большинство инструментов звучат легко и открыто, слушать такую музыку приятно и даже как-то увлекательно что ли.

На жёстком хэви кое-какие поводы для придирок нашлись. Рок и метал порой требуют более резкого и хлёсткого звучания, а Nakamichi обувает всех этих брутальных орущих бунтарей в пушистые тапочки и делает слишком уж покладистыми. Хотя олдскульный рок вроде тех же Deep Purple усилитель любит и играть умеет.

Окей, идём дальше, ставим электронику. Вот тут снова без вопросов. Бас без лишней "раздутости" и жира, но плотный. Audiomatic, Shingo Nakamura, Above&Beyond зашли хорошо. Nigel Stanford тоже не подкачал, середина нейтральная, ничто не замыливается. И можно спокойно делать погромче, не опасаясь, что в звукке вылезет какая-нибудь резь.

Выводы



На мой взгляд, к серии Nakamichi NGX можно смело присматриваться тем, кто хотел бы построить хорошую систему "для жизни". Не для заунывных аудиофильских страданий с "соплями во флейте" и "поисками послезвучий второй скрипки", а просто с нормальным качеством звучания в умеренном бюджете.

4-канальник звучит очень приятно и открыто, любит бодрую ритмичную электронику, любит спокойный инструментал, немного старого рока ему тоже не повредит. Систему можно слушать долго и с удовольствием, её не хочется выключить после первых же минут.

Моноблок идеально подходит к 4-канальнику по своим силовым способностям, и к тому же стабильно работает не только на 4 Ом, но и на 2 Ом. Подключать сабы в 1 Ом я обычно не слишком люблю, но если уж сильно приспичит, то он тоже должен справиться.

Ну и плюс к этому – удачная компоновка и не слишком сильный нагрев корпусов, что делает эти усилители ещё и довольно практичными в установке.

  • Сделаны толково, всё по делу
  • Комфортное и красивое звучание
  • Хороший КПД у 4-канальника
  • Высокая мощность у 1-канальника

  • Неидеальные фильтры у 4-канальника
  • Повышенные искажения у 1-канальника



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus