Цифровое семейство STEG
Тест процессорных усилителей Steg SDSP 6 и Steg SDSP 8 и отдельного процессора Steg SDSP 68

Считаю, в своё время компания GTTrading сделала правильный ход, возродив к жизни бренд Steg выпуском старых проверенных усилителей серии К. Однако было бы странно, если бы этим дело и ограничилось. Рынок диктует свои условия, так что появление компактного процессорного D-класса вполне закономерно.

Задумка изучить поближе процессор и процессорные усилители Steg зрела уже давно, но всё как-то не срасталось. И вот ко мне в лабораторию попало целое семейство – 6-канальник Steg SDSP 6, 8-канальник Steg SDSP 8 и отдельный процессор Steg SDSP 68. На момент теста отдельный процессор Steg SDSP 68 стоит 28600 рублей, 6-канальный усилитель SDSP 6 – 39000 рублей, а 8-канальный SDSP 8 – 42000 рублей.



Поначалу возник логичный вопрос, а нужно ли было компании делать эти модели, если у неё уже есть подобные решения под брендом Audio System? Оказалось, что это ни разу не клоны, и Steg построен на совершенно другой платформе. В общем, разберёмся.

Конструкция



Для начала – усилители. Процессор в каждом из них 8-канальный, а вот количество собственных каналов усиления – разное: в Steg SDSP 6 их шесть, а в Steg SDSP 8 их, соответственно, восемь. В обоих усилителях есть линейные выходы – это каналы 7 и 8. В восьмиканальнике они просто дублируют соответствующие каналы встроенного усилителя.



Со входами ситуация следующая: есть высокоуровневый 6-канальный вход (в котором можно задействовать два, четыре или все шесть каналов), отдельный AUX вход и два независимых цифровых входа – оптический и коаксиальный. Каждый из них может принимать сигнал с разрешением вплоть до 24 бит / 96 кГц.

Плюс в качестве источника можно использовать опциональный Bluetooth-модуль – под него предусмотрен отдельный разъём. Сам модуль выглядит как обычная USB-флешка. Правда, попробовать его, не получилось, а описание насчёт способов кодирования аудиопотока ничего не говорит. Будем считать, что это просто приятное дополнение для тех, кто держит много музыки на смартфоне или активно пользуется музыкальными онлайн-сервисами.



Отдельный процессор Steg SDSP 68 своей конфигурацией полностью повторяет процессорную часть усилителей. Разве что 6-канальный аналоговый вход имеет не только высокоуровневое исполнение, но и обычное линейное. Плюс те же AUX и два раздельных цифровых входа – оптический и коаксиальный.



Выходов у процессора восемь.



Проводной пульт управления не предусмотрен ни в процессоре, ни в усилителях. В этом смысле Steg повторяет концепцию нового усилителя Alpine PDP-E800DSP, хотя там всё же есть возможность подключить RUX-KNOB и назначить его рулить мастер-громкостью. Не скажу, что это большой недостаток, пульт действительно нужен далеко не всегда, но сферу применения это заметно ограничивает. Фактически, девайсы можно подключать только к источникам, имеющим собственный регулятор громкости. Несложно догадаться, что в большинстве случаев это будет штатное ГУ (по аналогу или через MOST-адаптер).

Впрочем, это совсем не означает, что управлять процессорным хозяйством извне никак нельзя. Тот же Bluetooth-адаптер позволяет использовать смартфон в качестве беспроводного пульта. В приложении можно менять настроечные пресеты, рулить громкостью и уровнем саба. На роль оперативной регулировки не пойдёт, но в иных случаях может пригодиться.



А теперь, собственно, об отличии процессорных девайсов Steg от уже упомянутого в начале Audio System ADSP 6. Если тот был построен на чипе Cirrus Logic CS47048C, на котором сейчас, кажется, только ленивый свой процессор не выпустил, то Steg построен на базе ADAU1452 с внешними ЦАП и АЦП – CS4382 и CS5368, соответственно.





Интересно, что в усилителях процессорная часть выполнена не на субплатах, а на общей плате. Может, не слишком рационально с точки зрения унификации производства, но полагаю, у разработчиков на то были свои причины. По крайней мере, с точки зрения потребителя никаких минусов в этом нет. Скорее, даже плюс – отсутствие лишних разъёмных соединений.



Процессор SDSP 68 построен на тех же чипах, разводка платы вокруг самого "камня" схожая. На этом, правда, схожести заканчиваются – остальную часть платы занимает блок питания и прочая сопутствующая обвязка, высокоуровневая входная часть вынесена на субплату, а вместо встроенного усилителя сигнал отправляется на выходные RCA-разъёмы.



Программа настройки



Софт идёт в комплекте к усилителям и процессору или же его можно скачать с официального сайта GTTrading. С установкой проблем не возникло.



Все настройки уместились в одном окне. Динамики на схематическом изображении кликабельны – можно выбирать канал, просто нажимая мышкой на соответствующий динамик. Отклики программы на выбор канала неспешные, но к этому привыкаешь достаточно быстро. Конфигурацию входов можно задать достаточно гибко...



...и сразу же выбрать, на какой выход с какого входа что будет подаваться.



Теперь к настройкам. Фильтры – в любых сочетаниях без ограничений. Настройка частоты – с точностью до 1 Гц. Можно менять добротности фильтров. Доступны такие сочетания:

  • Линквиц – 12, 24, 36, 48 дБ/октава
  • Бессель – 6, 12, 18, 24, 36, 48 дБ/октава
  • Баттерворт – 6, 12, 18, 24, 36, 48 дБ/октава


Эквалайзер – 31-полосный параметрический, свой для каждого канала. При необходимости каналы можно линковать и настраивать синхронно. Для каждой полосы можно менять центральную частоту и добротность (от 0,27 до 15).



Важно, что управляться с софтом можно одной только мышкой, не прикасаясь к клавиатуре. Когда сидишь в машине с ноутом, эта "мелочь" имеет значение.

Звучание



Несмотря на умеренную (по нынешним меркам) заявленную мощность, усилитель достаточно легко справляется с тяжёлыми мидбасовыми динамиками. Структура баса немного сглаженая, но динамики в "свободный полёт" не отпускаются, контроль хороший.

Вокал, да и в целом среднечастотный диапазон передаётся несколько "прохладно", но без жёсткости или колкости. Верх на разной музыке воспринимается по-разному. На спокойных треках, не располагающих к громкому прослушиванию, разного рода послезвучия и реверберации скорее угадываются, чем воспринимаются явно. К самой структуре верхов, впрочем, вопросов не возникло. Например, на роке медь в ударной установке, как и полагается, хлёсткая, здоровые тарелки не превращаются в стеклянные или пластиковые, как это часто бывает у усилителей D-класса попроще.

В общем, сложилось впечатление, что Steg – правильный добротный представитель современного D-класса с намёком даже на некое аудиофильское применение. Правда, не совсем стереотипное, потому как он не склонен к мягкости или плавному течению по волнам расслабленной музыки, а любит треки пободрее.

Измерения



Измерения провёл для 8-канального Steg SDSP 8, и снова – по расширенной программе. Первые две картинки – спектры выходного сигнала при разных уровнях входного. На слабом сигнале гармонических искажений немного (что не совсем типично для D-класса), с повышением характер меняется, но не радикально. Остальные четыре спектрограммы – выходной сигнал при подаче двухтональных сигналов. Интермодуляционные искажения во всём частотном диапазоне умеренные, так что к усилительной части вопросов никаких.



А вот и характер гармонических искажений в зависимости от частоты. К усилителю подключена 4-омная нагрузка, выходная мощность порядка нескольких Ватт, график для наглядности приведён к отметке 0 дБ.



Как видите, на СЧ и ВЧ вторая и третья гармоники примерно одного порядка, отсюда и небольшая "прохладность" звучания. Вернее, даже не прохладность, а, скорее, нейтральная "мониторность". Для интереса можно сравнить с аналогичным графиком Audison AP F8.9 bit, там на НЧ и СЧ преобладала вторая гармоника, что во многом тоже объясняло характер звучания – там он был более тёплый.

Выходная мощность заявлена 65 и 90 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно. Для проверки нагрузил 4 канала из 8 (что даже больше соответствует реальным условиям работы, чем нагрузка всех 8 каналов).



Заявка на 4-омную нагрузку выполнилась с небольшим запасом, а вот на 2 Ом усилитель неожиданно выдал заметно больше заявленных 90 Вт, что говорит о неплохом энергетическом запасе усилителя:

  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,2%
  • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,3%

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 67 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 132 Вт

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 92 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 161 Вт


Выводы



Главное предназначение усилителей и процессора Steg вырисовывается однозначно – это добротный апгрейд штатного аудио. Более того, предлагаются даже опциональные кабели для подключения к штатным разъёмам по принципу pin-to-pin. На официальном сайте российского представителя есть кабели для BMW и Mercedes-Benz, но вообще Steg обещает такие кабели для довольно большого числа автомобилей. Это можно взять на заметку, когда желательно обойтись без "хирургического" вмешательства в автомобиль.

Понятно, что для совсем уж мудрёных штаток с "кривым" сигналом и полосовым усилением возможностей Steg может оказаться недостаточно, но на то есть отдельные специальные решения. Если же сложной обработки входного сигнала не требуется, то Steg будет как раз в тему. Тем более, что в части обработки выходного сигнала у него всё очень даже хорошо.

  • Возможность микшировать сигналы аналогового входа
  • Два независимых цифровых входа
  • Возможность подключения Bluetooth-модуля
  • Возможность выбора типа фильтров
  • Система автоматического включения по наличию сигнала
  • Стабильная работа усилителей на 2-омную нагрузку

  • Нет возможности подключить проводной пульт
  • В усилителях не предусмотрено мостовое включение каналов



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus