Сабвуферы, которые любят попросторнее
Тест сабвуферных динамиков Best Balance SW-C10 и SW-C12

После недавнего изучения усилителей и акустики Best Balance практически сразу же получил вопрос – не предполагается ли тест сабвуферных динамиков этого нового отечественного бренда? На самом деле мне и самому было интересно их посмотреть, что и сделал при первой же возможности. Бренд позиционирует себя как "доступное SQ" и, как оказалось, кое-какие забытые принципы Sound Quality в этих сабах действительно можно проследить. Но не буду забегать вперёд.

Для начала коротко о ценах – на момент теста 10-дюймовый и 12-дюймовый динамики стоят 6400 и 6900 рублей, соответственно. Так что заявление о доступности вроде как соблюдается.



Главная отличительная особенность динамиков – строение диффузора. Здесь он составной, с цельной сферической частью из полипропилена. Преимущество такой конструкции в отличие от обычного конуса очевидно – конструктивно диффузор оказывается чрезвычайно жёстким. Фактически, при его работе изгибные моды отсутствуют как класс даже в предельных режимах работы с большим ходом – он движется целиком, как поршень.



Тыльная сторона диффузора более традиционна, она выполнена из прессованной целлюлозы.



Корзины – стальные штампованные, с качественным порошковым покрытием. Обычно такое называют "антирезонансным", хотя это уже, скорее, маркетинг. Тем не менее, корзины ни разу не звонкие, это можно отметить как дополнительный плюс. Завальцовки по краям окон и рельефные выштамповки придают им необходимую жёсткость. В общем, просто и со вкусом.





Косички подводящих проводников прошиты через центрирующую шайбу и дополнительно прихвачены к ней каплями эластичного клея. Тоже просто и надёжно.



Магнитные системы, судя по всему, у 10-дюймового SW-C10 и 12-дюймового SW-C12 одинаковы. Обе построены на сдвоенных ферритовых магнитах диаметром 142 мм. Высота верхней шайбы магнитопровода (и в данном случае она определяет высоту магнитного зазора) – 7 мм.



Правда, общую длину намотки звуковой катушки оценить не удалось, окон под фланцем центрирующей шайбы не предусмотрено. Отвод тепла производится в основном элементами самой магнитной системы. Осевое отверстие в торце, скорее, можно считать не частью системы охлаждения, а декомпрессионным, чтобы внутри мотора не образовывалась упругая воздушная подушка.



Впрочем, динамики всё равно предназначены не для переваривания больших мощностей, а для деликатной работы на нормальных уровнях громкости.

Измерения



Описание приводит электромеханические параметры для обоих динамиков. Однако если для 12-дюймового SW-C12 измеренные параметры практически полностью совпали с заявленными, то для 10-дюймовгого SW-C10 они заметно разошлись. Причём, если проанализировать конструкцию обоих динамиков и сопоставить с заявкой, то закрадывается подозрение, что в описании допущена досадная ошибка. Измеренные же параметры чётко показали – оба динамика принадлежат к одной серии и действительно имеют больше сходств, чем различий.



Измеренные параметры Best Balance SW-C10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 47 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,58
  • Qes (электрическая добротность) – 0,87
  • Qts (полная добротность) – 0,75
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 107 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,9 дБ


Измеренные параметры Best Balance SW-C12:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 31 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,89
  • Qes (электрическая добротность) – 0,84
  • Qts (полная добротность) – 0,73
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 183 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,8 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,3 дБ


Некоторые параметры динамиков оказались для меня неожиданными. Например, обычно сабвуферы с составными диффузорами имеют относительно тяжёлые подвижные системы, и приступая к измерениям, я был к этому уже готов. Но нет, они хоть и не пушинки, но по нынешним временам оказались даже легче, чем "в среднем по больнице".

Давненько не встречал чего-то подобного, сразу вспомнились старые добрые времена, когда сабы предназначались для музыки, а не для перекачки воздуха по салону на радость чернокожей части народонаселения (и косящих под неё всех остальных).

Расчёт акустического оформления



Поэкспериментировав с расчётами, пришёл к выводу, что оба динамика лояльны к акустическому оформлению – несмотря на высокую добротность, их можно ставить как free-air, так и в закрытые корпуса. Хотя в последнем случае жадничать с объёмом явно не стоит.

Что касается free-air, то отмечу один момент, о котором часто забывают. На рынке сейчас полно сабвуферов с относительно высоким значением Qts, но далеко не каждый из них можно использовать free-air. К примеру, представьте, как в таком оформлении будет работать саб с тяжёлой подвижной системой. Да, собственно, никак – диффузор будет бултыхаться под действием собственной инерции, и тут не поможет ни один усилитель, каким бы расчудесным он ни был.

В случае с Best Balance SW-C10 и SW-C12 получается несколько иначе. Высокая добротность у них сочетается с пусть и не рекордно низкими, но всё же умеренными величинами параметра Mms. По крайней мере, усилители будут способны контролировать их вполне сносно. Особенно это касается 10-дюймовой модели.

Что же касается корпусов, то описание приводит рекомендации делать для обоих динамиков ЗЯ. Для 10-дюймового рекомендуется объём от 12-15 литров, а для 12-дюймового – от 25-30 литров. Ничего против таких рекомендаций не имею, но нужно учитывать, что в совсем уж маленьких корпусах результирующая добротность Qtc окажется высоковатой – не по аудиофильски, хотя для ритмичной электронной музыки вполне приемлемо. Так что если решите делать корпус, делайте его всё же побольше.





А вот фазоинверторное оформление для высокодобротных динамиков – не самое лучшее решение. Поэтому раз уж мы с самого начала говорим о Sound Quality, то, полагаю, это оформление здесь можно даже не рассматривать.

Проба в деле и выводы



В принципе, характер у обеих моделей довольно схож. Были сомнения в том, что "десятка" не даст в тесном корпусе настоящего "сабвуферного" баса, но эти опасения не оправдались. В корпусе объёмом порядка 20 литров бас получился мясным, пусть и без пробирания низкими вибрациями, но с достаточным тактильным ударом, больше соответствующим каким-нибудь концертным низкочастотным мониторам. В общем, пара таких сабов для клубной музыки – самое то. "Двенашку" попробовал в корпусе порядка 30 литров. Характер получился примерно то же, хотя более крупный саб при прочих равных ожидаемо дал более увесистое звучание.

По итогу – весьма достойные сабвуферы, рассчитанные пусть и не на аудиофильские замашки, но неплохо приспособленные под нормальное "гражданское" применение. Их главное преимущество – лояльность к акустическому оформлению, они могут работать в корпусах практически любых размеров. На практике это удобно для стелсов – нет нужды точно вымерять получившиеся объёмы. Хотя по возможности лучше всё же сделать корпуса попросторнее или же и вовсе рассмотреть вариант установки free-air.

  • Доступная цена
  • Лояльны к объёмам оформления, способны работать free-air
  • Составная конструкция диффузора исключает появление изгибных мод

  • Не подойдут любителям "кишкотряса"



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus