Для сильных желудком
Обзор 12-дюймового сабвуфера Soundstream Tarantula T4-12
Серия сабов Soundstream Tarantula появилась в начале 2000-х и задумывалась как универсальная. Они хорошо держали мощность на SPL-соревнованиях, но при этом не были тупыми дуделками, с ними можно было еще и музыку слушать. Конечно, совсем не нежных жанров, но можно. С тех пор в серии сменилось несколько поколений, но в памяти так и остались те самые, первые. Интересно, сохранил ли нынешний Tarantula старую добрую концепцию?
Конструкция
Вес для двенашки нешуточный. Магнитная система здесь здоровенная – в ней используется 3-дюймовая звуковая катушка, но размеры магнита все равно чуть больше, чем обычно встречается у таких сабов. Описание говорит, что его вес 200 унций, это примерно 5,67 кг. Составлен из трех "блинов". Мышцы, в общем, не дистрофичные.
При всей брутальности "мотора", подвес диффузора не такой уж и тугой. Верхний гофр выполнен из вспененного полимера. Использована центрирующая шайба с прогрессивным гофром. Диффузор конический с прямой образующей, выполнен из непрессованной целлюлозы, армированной тканью.
Померить слишком тяжелые и тугие сабы с высокой точностью на моем измерительном комплексе проблематично, но грубые прикидки никакого криминала не выявили – измерения показали всего лишь на неразмятость динамика. Так что решил со спокойной душой руководствоваться параметрами в описании.
- Fs (собственная резонансная частота) – 36 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 29,3 л
- Qts (полная добротность) – 0,371
Расчет по рекомендациям
Вначале смотрю на рекомендованные корпуса. Предлагаются два варианта – High Output и Sound Quality. Оба фазоинверторные. В принципе, ЗЯ тут действительно не очень – низкая добротность и соотношение EBP=Fs/Qts, близкое к сотне, так что пока все совпадает.
Вариант High Output
Судя по названию, видимо, должно дубасить неподецки. Корпус 56 литров чистыми с портом на 41 Гц:
Расчет АЧХ и группового времени задержки: красная кривая - в салоне, зеленая кривая - при работе на открытое пространство
Ну да, ни разу не SQ. В салоне ливер будет трясти так, что маманегорюй (красная кривая). В области самого «печеночного» баса около 40 Гц получается акустическое усиление в 7 с лишним децибел, а это, на минуточку, то же самое, как если бы увеличили подводимую мощность примерно в 5 раз.
Что интересно, на открытое пространство динамик тоже будет валить некисло (зеленая кривая). Хоть и не так, как в закрытом салоне, но 3 дБ тоже, знаете ли, просто так не прилетают.
Из минусов – область 35-50 Гц серьезно «выпадает» из общей звуковой картинки. Посмотрите на график группового времени задержки – отставание саба на отдельных частотах просто неизбежно.
Требование к такому варианту только одно – обязательно нужен сабсоник, настроенный не ниже, чем на 35-40 Гц. На частотах ниже настройки порта динамик уже не сдерживается воздушной массой и может уйти в разнос.
Вариант – Sound Quality
Применительно к такому сабу звучит несколько странно, в европейской части шарика это понятие обычно применяют к более деликатным динамикам. Тут рекомендуют корпус уже 84 литра с портом на 32 Гц:
Расчет АЧХ и группового времени задержки: красная кривая - в салоне, зеленая кривая - при работе на открытое пространство
Либо я в SQ ничего не понимаю, либо его здесь по-прежнему даже и близко нет. Зато бас стал еще глубже, акустическое усиление еще злее, и саб по-прежнему будет жить своей жизнью на отдельных частотах. Хотя, кто вообще заметит это отставание при таких-то способностях перетряхивать все внутренности? Сабсоник по-прежнему must have, хотя в этом варианте его можно настроить пониже.
Выводы
Естественно, попробовал просчитать и свои варианты. Закрытый ящик отпадает сразу – в любых вменяемых объемах получается слишком низкая добротность. При относительно тяжелой подвижке получится вялое и непонятное уханье. А оно такое надо?
Классические фазоинверторы как я ни крутил, как ни уговаривал, все равно выходят с заметным «отслаиванием» отдельных басовых нот. Хотя если системе предстоит дубасить на открытое пространство, то этот вариант рассмотреть можно и даже нужно. Короб можно спокойно делать от 60 до 80 литров, порт – на круглой трубе 10 см длиной 17-20 см для всех вариантов. Для короба поменьше он окажется настроенным повыше, для короба побольше настройка будет ниже.
А вот так, чтобы басок был с душой, с глубиной и без резких фазовых плясок, то самый интересный вариант получится, пожалуй, с четвертьволновиком. Добротность – самое то, что надо, Xmax достаточный, жесткость подвеса не даст динамику уходить в разнос слишком рано. Главное, усилитель ему подобрать с достаточной мощностью, а главное – хорошим контролем и обязательно с сабсоником.
И да – стараться не есть ничего плотного перед тем, как садиться в машину, где есть такой саб. Такое удовольствие только для сильных желудком.
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus