Высшие автозвуковые материи. Куда курс держим?
Мысли после конференции компании "Бонанза"

Не так давно компания "Бонанза" провела в Москве большую дилерскую конференцию сразу по нескольким своим брендам. Просто обязан поделиться впечатлениями и мыслями после нее, поскольку здесь были представители не просто локальных брендов, а настоящих столпов мировой индустрии car audio. JBL, Infinity, Focal, Alpine, MTX, Cadence… Одних только этих имен уже достаточно, чтобы понимать значимость встречи. Этот отчет – попытка понять, куда пойдет отрасль в ближайшее время.

JBL



Первое выступление было от JBL. В Россию специально на конференцию приехал Джереми Бреннер (Jeremy Brenner), сотрудник технического департамента Harman International Industries. Начал, как всегда, с истории компании, заслугах JBL в профессиональной сценической аппаратуре и тому подобных вещей. Понятно, что подразделение car audio - это совсем не те же самые люди, что создавали технику для выступлений, к примеру, Maroon5 или, там, Пола Маккартни. Но в любом случае нужно признать, накопленный опыт у компании весьма богатый, продукты создаются далеко не "с нуля".



Новинок у компании должно появиться много в ближайшее время, и это хорошо. По словам Джереми даже сейчас, когда повсеместно наблюдается спад продаж, JBL чувствует себя неплохо. Причина, полагаю, в том, что компания хоть и имеет высокий статус, все же целенаправленно заняла нишу относительно недорогой продукции. Это, может, и не так пафосно с точки зрения имиджа, но зато такие товары хорошо продаются в любой кризис. А большие объемы продаж – это возможность вкладываться в разработку чего-то своего, а не торговать ОЕМ-продуктами со своими шильдиками, как сегодня делают многие. В итоге – недорогие и оригинальные продукты, которые заметно отличаются от конкурентов в своих ценовых группах. Одним словом, маркетинг весьма грамотный, и JBL сейчас создает впечатление маховика, который раскрутился и теперь требует лишь небольших усилий, чтобы поддержать это вращение.



Что касается продуктов, то здесь есть как традиционные для JBL вещи – акустика, усилители, сабвуферы, так и кое-что новое. Об этом чуть позже.

В акустике каких-то сносшибательных технологий не прибавилось, это по-прежнему Plus One (увеличенный диффузор при том же посадочном размере динамика); True 4 Ohm (слега уменьшенный "холодный" импеданс динамиков, который приходит к расчетным значениям при работе динамика и нагреве звуковой катушки); вращающиеся твитеры Unipivot, куча монтажных комплектов для штатных мест и прочих аксессуаров. Интересное решение в сабах – можно выбирать импеданс 2 или 4 Ом, просто щелкая переключателем на динамике (звуковая катушка такого сабвуфера содержит три обмотки, которые по-разному коммутируются между собой).



Среди новых усилителей в этом году ждем несколько моделей с Bluetooth. Такие пока не слишком приживаются на нашем рынке, но, думаю, это в основном за счет убогого BT-модуля. JBL обещает несколько другой подход – такие усилители имеют выносной проводной пульт и могут работать не только для передачи потокового аудио, но и как hands-free. Интересное решение, как появятся, постараюсь взять на тест.

Еще можно отметить новую фишку в усилителях – технологию ClariFi. Она ориентирована в основном на тех, кто слушает MP3 и, судя по словам Джереми, представляет собой аналог "улучшайзеров" в головных устройствах, которые немного освежают звучание сжатых форматов. Ну что ж, не всем же переходить на FLAC, так что ClariFi может оказаться полезной штукой.

Но самое интересное Джереми приберег к финалу своего доклада. В ближайшее время JBL планирует вывести на рынок первое свое головное устройство JBL CP100 с нескромным кодовым названием Legend. Это бездисковый ресивер формата 2 DIN, ориентированный на работу со смартфонами – с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto. Основной упор – на голосовое управление, даже иконки Siri и Google Voice в меню отдельно выведены. Аппарат довольно шустрый, построен на процессоре IMX6.



После JBL немного было уделено внимания бренду Infinity, он тоже принадлежит Harman International Industries. Отдельно отмечу возврат к старой легендарной линейке акустики Infinity Kappa Perfect. Акустика, кстати, очень интересно построена – в исходном варианте двухполосная, но можно отдельно докупить среднечастотник. Вся фишка при этом заложена в кроссовере – легким движением руки от переключается в трехполосный режим.



В остальном многие фишки Infinity повторяют особенности JBL, так что на них особо останавливаться не буду.

Focal



Для тех, кто пока не в курсе, с этого года автомобильную технику Focal начала представлять в России именно "Бонанза". По этому поводу на конференцию приехал аж сам руководитель отела car audio Пьер Перар (Pierre Perard).

И снова стандартный заход про французский подход к звуку, про ясное звучание и все такое прочее. Главная суть, которую удалось выделить из его выступления – это то, что Focal по-прежнему будет вести разработки в топовом сегменте car audio и сокращать производство во Франции не собирается.



Но пути удешевления продукции все же ищет, причем, подход Focal мне показался очень рациональным. К примеру, диффузоры, выполненные по фирменной технологии слоеного сэндвича со вспененным материалом, могут изготавливаться только вручную. Отсюда и некислая цена.

Поиски решения привели к технологии FLAX – это тоже слоеные диффузоры, между двумя слоями стеклоткани – слой волокон льна. Жесткие, легкие, хорошо задемпфированные. А главное – их можно делать не вручную, а методом автоматической формовки. И хотя такие динамики по-прежнему все еще сложно назвать доступными, старания инженеров определенно не прошли впустую. Судя по всему, в ближайшие несколько лет Focal будет делать ставку именно на эту технологию. Уже в этом году в России должны появиться еще несколько новых моделей с характерным диффузором.

Так выглядит заготовка под диффузор FLAX. Два слоя тонкой стеклоткани и слой льняной плетенки между ними


На топовых сериях сделан особый акцент, демонстрационный стол вообще был наполовину заставлен серией K2 Power – в ней в ближайшем будущем ждем сразу 9 новых моделей. Внешне динамики похожи на старые добрые олдскульные "желтки", но нововведений здесь более чем достаточно, даже два новых патента оформлено. Делаться серия будет, как и прежде, только во Франции.



О серии Ultima Пьер рассказал с большой гордостью. Оно и понятно, топовые серии – это "витрина" компании. Надо полагать, ценник 10 тыс Евро за комплект образовался не просто так. Многие решения в Ultima, кстати, не просто напрямую связаны с домашней топовой акустикой, но и сами компоненты полностью повторяют те, что используются в Focal Grande Utopia.



Вообще же, про идеологию модельных рядов акустики Focal стоит рассказать отдельно. Они построены не как у других компаний – вот вам подешевле, вот вам подороже, а вот прямо совсем дорого. Focal отталкивается, скорее, от задач, чем от цены. Первый шаг – это замена ОЕМ-акустики и добавление сабвуфера простым ISO-подключением (серия Integration). Второй шаг – уже компоненты для custom-установки (Auditor, Access, Expert и т.д.), третий шаг – еще более серьезные решения, уровень Elite. При этом цены в таком делении вторичны, т.е. некоторые продукты в серии Integration запросто могут стоить дороже, чем в Performance. Интересный подход и, как мне кажется, многообещающий. Особенно учитывая, что быстрая замена ОЕМ-компонентов с минимальным вмешательством в автомобиль становится все более востребованной.



Модельный ряд усилителей Focal в этом году тоже должен обновиться и пополниться. В основном это усилители D-класса, в том числе и вовсе микроскопических размеров как, к примеру, Focal Impulse 4.320. Но вскоре должен выйти и усилитель АВ-класса, его Focal позиционирует как решение для High End SQ-систем.



О более дальних планах компании, кстати, тоже удалось вытянуть кое-какую информацию. Во-первых, готовится к выпуску моноблок Focal. Скорее всего, он выйдет в серии Auditor.

Во-вторых, Focal твердо намерен перейти к более традиционным размерам сабвуферов. Вот здесь не знаю как воспринимать – то ли как потерю некой собственной оригинальной фишки, то ли как плюс к удобству для конечных потребителей.

В-третьих, на вопрос о перспективах появления процессора Focal Пьер загадочно улыбнулся и одобрительно покачал головой. Значит, ждем. Надеюсь, недолго.

Alpine



Пожалуй, это первая конференция Alpine, которая проводится без зарубежных гостей. И ведь причина-то в каких-то досадных ошибках при оформлении визы, не более того. Жаль, сто лет не виделись с Ингмаром Хеком. Но в "Бонанзе" клятвенно пообещали передать ему привет. Вместо Ингмара выступил Алексей Сементковский, рассказав о новых моделях и концепциях, а позже к нему подключился Роман Иванов.



Среди головных устройств 2016 года не так много новинок, но алпайновцы считают, что они наконец-то нащупали оптимум для европейского и российского рынка на ближайшее время – это Alpine CDE-193BT и его бездисковый близнец Alpine UTE-92BT. Европейцы долго сопротивлялись поддержке формата FLAC, но наконец-то поддались натиску российского спроса. Дождались как Ди Каприо своего Оскара, не иначе. Помнится, я уже отмечал это в тесте – учитывая звуковые возможности, поддержка FLAC в этих моделях – не просто дань моде, тут она оказалась как раз к месту. Да, к новинкам можно предъявлять какие-то замечания, например, скромный дисплей. Но не надо забывать, что и цена не заоблачная, конкурентов в этом сегменте пока что не наблюдается. Так что Alpine возлагает на эту модель большие надежды вполне обоснованно.

В остальном все по мелочи вроде появления сменной подсветки в младших моделях и всяких прочих плюшек вроде Bass Engine SQ.

Среди мультимедийных аппаратов особо выделяются две модели с большими экранами 7 и 8 дюймов, но компактными корпусами размера что-то около 1 DIN. "Лицо красивое, зад узкий", в общем. Сделаны специально для апгрейда штатных систем с установкой через переходную рамку – далеко не во всех машинах при такой установке можно уместить полноценный 2DIN-корпус.



Среди особенностей – отсутствие дискового привода (оно и понятно), новая навигация на базе iGo и поддержкой TMC (автоматическое получение информации о пробках по радио), емкостной экран, интерфейс One Look (можно разделить экран на две части, одна из которых – навигация), управление жестами, само собой FLAC, HDMI вход и выход, и прочие вкусности. И раз уж эти аппараты позиционируются для апгрейда, то весьма кстати будет возможность подключения к CAN-шине для вывода информации о климат-системе и со штатных парктроников. Из звуковых фишек, разве что, можно отметить 2-зонный эквалайзер, которым раздельно регулируются фронт и тыл, в остальном – как у других аппаратов Alpine.

Для тех, кто скучает по старым добрым дискам Alpine подготовил CD/DVD-проигрыватель DVE-5300, который может работать автономно и управляться с пульта. Предвкушая вопрос, сразу скажу – да, он с оптическим выходом. И еще с HDMI.

Из анонсов, на которые Alpine обычно щедр, отмечу озвученные планы по технологии Alpine Connect. Это пока еще "полусекретная" информация, без подробностей. Но суть более-менее ясна – подключение смартфона к головному устройству и управление его приложениями с большого экрана. Это не Car Play, не Android Auto. С большой вероятностью, это что-то похожее на Pioneer App Radio. Хотя, надеюсь, в Alpine учтут косяки коллег и сделают что-нибудь более продвинутое. Известно лишь, что для iPhone будет использоваться проводное подключение, а для Android – подключение по Bluetooth.

Ну и, конечно же, усилители. Особых новшеств пока не ожидается, к существующим моделям добавится лишь один моноблок в серии V-Pover. А вообще упор, как всегда, делается на компактность и D-класс. В общем-то, неудивительно, Alpine в этом уже набил шишки, и для многих в свое время стал стимулом избавиться от скептического отношения к импульсным усилителям.



В сабвуферном ряду тоже без кардинальных изменений, разве что в этом году добавится только одна компактная "подседельная" модель.

Но это все были традиционные решения. В последнее время Alpine все больше сосредотачивается на направлении Alpine Style. Это, по сути, головные устройства и комплекты акустики для апгрейда штатных систем. Первые головные устройства Alpine для "штатной установки" появились в 2014 году, сегодня в списке уже 7 моделей. Конечно, рост не со скоростью грибов после дождя, но развитие все же налицо – список автомобилей постепенно расширяется, появились акустические комплекты с усилителями и без оных. На сегодня решения предлагаются пока для Mercedes, Audi и Volkswagen, но список вскоре должен пополниться.

Продукт весьма дорогой, и вряд ли мы в обозримом будущем сможем ожидать в этом направлении бюджетных решений, но и тщательность проработки каждой модели соответствующая. Надо полагать, два года подряд вручение премии EISA не просто так происходит. Один из принципов Alpine Style – полное сохранение всех штатных функций, и львиную долю времени съедает тестирование на "живых" автомобилях.

На конференции активно обсуждался вопрос, для каких моделей делать следующие модели Alpine Style. Есть надежда, что мнения профессионалов нашего рынка car audio будут услышаны производителем.



Выводы и прогнозы



В общем, что могу сказать. Говорить о том, что развитие автозвука остановилось, в корне неверно. Отрасль развивается, просто смещаются приоритеты и методы, они уже не те, что были лет пять назад. А самое интересное, что многие компании-локомотивы car audio смотрят далеко не в сторону "громких фронтов". Дешевыми орущими динамиками и исковерканными обивками рано или поздно наступает насыщение, взрослое и состоявшееся поколение начинает обращать внимание на более рациональные и качественные решения. И пока перспективы многие видят именно в качественном апгрейде штатных систем. Пока этот рынок только-только начинает наполняться, но движение в эту сторону становится все более уверенным. Попробую вернуться к этому прогнозу лет через пять, там и посмотрим, насколько он сбудется.

Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus