Gold Sound Limited Edition
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Hertz DPK 165.3

После недавней новости о появлении в модельном ряду Hertz «лимитированной» серии Dieci Gold Sound меня забросали вопросами – когда уже можно будет узнать про неё подробнее. Признаться, не ожидал такого интереса, поэтому в один из визитов в компанию «Чернов Аудио» пришлось выпросить акустику на тестирование. Как всегда, с тем условием, что если окажется неинтересной, то тратить время на развёрнутый отчёт не будем.

Вообще, появление этой акустики в виде «лимитированной» серии оказалось немного неожиданным, предыстория её создания вела чуть по другому пути. Поясню. Модельный ряд Hertz сейчас сформирован по такому принципу (я уже неоднократно приводил его, так что просто в качестве напоминания):

Hertz Mille Legend – топовая серия,
Hertz Mille Pro – предтоповая серия,
Hertz Cento Pro – «продвинутая» серия Cento,
Hertz Cento – средний уровень,
Hertz Dieci – недорогая акустика,
Hertz Uno – начальный уровень.

Как видите, базовыми сериями являются Mille, Cento, Dieci и Uno (переводятся с итальянского как «тысяча», «сто», «десять» и «один»), а серии с «хвостиком» Pro занимают переходные положения. Причём между сериями Dieci и Cento получился ценовой разрыв, и ожидалось, что итальянцы заполнят его серией Dieci Pro. Больше того, с год назад мне довелось даже видеть рабочие предсерийные образцы этой акустики, и тогда была полная уверенность, что она увидит свет именно как «прошка».



Но когда дело дошло до серийного производства, в Elettromedia решили выпустить новинки не как новую серию, а как «лимитированную» версию существующей Dieci, хотя на деле это почти полностью новая модель. Правда, если проанализировать модельные индексы Hertz, то буква P в названии DPK 165 всё же осталась жирным намёком на гипотетическую Dieci Pro.



По цене, как и ожидалось, Dieci Gold Sound Limited Edition встала между базовой серией Dieci и серией Cento – на момент теста комплект Hertz DPK 165.3 предлагается по цене 6900 рублей.

Первое изучение, конструкция динамиков



НЧ/СЧ динамики отдельно не продаются, но по заведённой традиции имеют свой собственный модельный индекс Hertz DPV 165.3



Построены они на штампованных корзинах, магнитные системы закрыты изящными кожухами. Всё просто, но аккуратно и со вкусом.



Целлюлозные диффузоры вместе с центральными колпачками образуют фирменный «герцовский» профиль V-Cone. Как потом увидите на измерениях, они достаточно лёгкие, но их при работе почти не ломает – криволинейный профиль конуса даёт хорошую конструктивную жёсткость. Это на самом деле редкость даже для более дорогой акустики.



Клеммы – обычные «лопаточки», но достаточно толстые и с качественным покрытием из технического золота. На практике преимущества не слишком очевидные, но раз уж в названии есть слово Gold, приходится соответствовать.



Подводящие идут прямо к каркасу звуковой катушки. Поначалу были опасения, что могут касаться тыльной стороны диффузора, но если подвигать диффузор руками, то видно, что они остаются от него достаточно далеко даже при больших смещениях, так что тут всё в порядке.



Твитеры, в отличие от «базовой» серии Dieci – шёлковые. У них тоже есть свой собственный модельный индекс – Hertz DPT 26.3. Сетки приклеены хорошо, ковырять их не стал, но через них всё равно видно, что формы шёлкового купола и подвеса близки к твитерам Hertz С 26 из серии Cento.



Чашек для врезного монтажа в комплекте нет, при необходимости форма твитеров позволяет обойтись и без них. Зато есть чашки для монтажа на поверхность.



Кроссоверы выполнены в корпусах той же формы, что и в сериях Cento и Cento Pro. Фирменный стиль, однако. Разве что пластик тут попроще, без красивого тёмно-серебристого покрытия.



Внутри, разумеется, ничего общего с другими сериями – «кроссы» сделаны конкретно под комплект DPK 165.3. Формула фильтров – первый порядок в НЧ/СЧ звене и второй – в ВЧ звене. И да, клеммы тут тоже с «голдовым» покрытием.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



С культурой производства у Elettromedia всегда всё было в порядке, так что фактические параметры хорошо повторили заявленные. Условия измерения чувствительности не указаны, поэтому с опорным значением получился разбег. Но она в любом случае достаточно высокая – гораздо выше, чем «в среднем по индустрии» (выше – только у оручей «эстрады», но там совсем другая история). Акустику явно делали с расчётом, чтобы она умела хорошо звучать при подключении напрямую к головному устройству без отдельных усилителей.



Заявленные / фактические параметры Hertz DPV 165.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц / 65 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15,5 л / 15,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,4 / 4,3
  • Qes (электрическая добротность) – 0,86 / 0,83
  • Qts (полная добротность) – 0,74 / 0,70
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,3 г / 10,9 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м / 4,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом / 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,0* дБ / 89,6** дБ


* - Условия измерения не указаны
** - Опорная чувствительность

АЧХ динамика без резких переломов и провалов вплоть до 2 кГц. Выше – небольшой горб, но с ним, как потом увидите, кроссовер легко справится. И потом, это уже начало частотной области, где длины звуковых волн становятся сопоставимыми с размерами динамика, так что тут неравномерности АЧХ закономерны.



Отсутствие провалов на АЧХ вплоть до 2 кГц говорит о том, что диффузор в этом диапазоне работает в «правильном» поршневом режиме и практически не подвержен изгибным колебаниям. Как раз то, о чём говорил в самом начале – он хоть и лёгкий, но при работе динамика его не ломает. Это же подтверждает и график акустической фазы – смотрите какой ровный в этой области:



С искажениями всё тоже без криминала – всё достаточно чистенько. Разве что в области 400-500 Гц неожиданно «выстрелила» третья гармоника (возможно, остатки какого-то хорошо задемпфированного локального механического резонанса), но на общем уровне искажений это не сказалось.



Теперь твитер. Тут прямо классический шёлковый характер – всё ровно вплоть до 14-15 кГц, и потом начинается спад. Впрочем, с выводами я бы не торопился – как потом выяснилось, настройка кроссовера заставила играть его ни разу не тускло. Подробнее на этом остановлюсь чуть дальше.



Что интересно, в отличие от большинства шёлковых твитеров купол почти не подвержен изгибным колебаниям. Едва заметный намёк на что-то подобное прослеживается в области 8-9 кГц, но никаких резких переломов акустической фазы в этой области нет и в помине. Всё это, судя по всему, уведено в область более высоких частот, чем, вероятно, и объясняется довольно резкий спад после 15 кГц.



По искажениям к твитерам вопросов тоже не возникло. В рабочей области частот – низкие до неприличия, с понижением частоты растут плавно, без скачков. Словом, хорошие такие, предсказуемые твитеры.



К слову, глядя на характеристики излучателей, сами по себе возникают мысли об использовании их в поканальных системах. Оптимальная стыковка полос получится как раз в районе 3-4 кГц.

Работа кроссовера, стыковка полос



Фильтры в кроссовере настроены с большим разносом частот. При снятии графика даже пришлось изменить масштаб – горб импеданса на стыке полос оказался даже выше резонансного пика НЧ/СЧ динамика.



Одно из объяснений этому – чисто прозаическое. Серия Dieci разрабатывалась с расчётом на относительно простые системы без отдельных усилителей. А желание вывернуть громкость при недостатке мощности оборачивается сами знаете чем – ранним клиппированием сигнала и сгоревшими твитерами. Так что в какой-то степени высокая «подрезка» твитеров – это «защита от дурака» (спаленные сдуру твитеры – вообще одна из частых причин обращений в техподдержку по серии Dieci).

В НЧ/СЧ полосе тоже всё встало на свои места – горб на верхнем краю рабочего диапазона динамика сгладился, его даже по оси стало почти незаметно.



Прослушивание, характер звучания



Звуковая подача интересная и своеобразная. Не совсем правильная с аудиофильской точки зрения, но со своим шармом – «успокоив» самый чувствительный для нашего уха диапазон «верхней середины» (как раз на стыке полос), удалось избавиться от крикливости даже при значительном повышении громкости. А самое интересное, что звучание при этом остаётся цельным – твитер не «отрывается» и не звучит сам по себе. Довольно тонкий баланс.

Если придираться, то вот прямо уж совсем аудиофильской «озоновой» воздушности в звуке нет, но верха при этом воспринимаются очень легко. И это, судя по всему, тоже результат необычно высокой настройки ФВЧ твитера. Обратите внимание на графики чуть выше – в результирующей АЧХ неизбежно получается лёгкий акцент на области 12-14 кГц. В результате твитер не превращается в «свисток», режущий уши на шипящих звуках в голосах, но лёгкость звучания при этом остаётся, даже несмотря на то, что выше по частоте следует спад отдачи.

И ещё замечу, что в звучании верхних частот нет даже намёка на жёсткое цыканье – всё же конструкция с открытым шёлковым куполом имеет свои преимущества. Как ни крути, а куполы из полимерных материалов или конструкции с апертурными шайбами перед куполами проигрывают в естественности звучания «открытому шёлку».

По СЧ диапазону вопросов не возникло. Диффузоры у динамиков, как сами видели, практически не ломает, так что в этом диапазоне обошлось без характерных окрасов звучания – всё ровно и живенько. Бас аккуратный. Без излишней массивности, но уверенный, с сабвуфером будет согласовать легко. Контрабас разборчив и не гудит. Удары бас-бочки достаточно весомые. Без аудиофильских замашек, но придраться, по большому счёту, не к чему. Разумеется, в полную полосу распускать динамики не нужно, но при настройке системы можно смело подрезать сигнал снизу на 60-70 Гц, и если двери имеют хотя бы минимальную грамотную аудиоподготовку, получится самое то.

Коротко по делу



Итак, первое, почему стоит обратить внимание на Hertz DPK 165.3 – это грамотно спроектированные динамики. Рассчитать форму диффузоров и куполов так, чтобы погасить в них изгибные колебания (или увести их за пределы рабочих частотных диапазонов излучателей), удаётся далеко не каждому.

Разумеется, это сказалось и на звучании – в нём нет нежелательных призвуков или характерных окрасов. Правда, своеобразная настройка кроссовера придаёт акустике свой почерк. Но тут цель тоже понятна – если в системе основным контентом будут файлы MP3 или стриминговые сервисы, то важнее создать субъективное ощущение лёгкости звучания, чем на самом деле лезть выше 15-16 кГц. Это тонкая грань, но баланса, на мой взгляд, достичь удалось.

И да, ещё Hertz DPK 165.3 есть смысл рассматривать в системы с поканальным усилением, благо, сейчас есть очень недорогие головные устройства с такими возможностями. Тут уже можно поиграться с характером звучания в более широких пределах, главное, что акустика это позволяет.

  • Очень удачные НЧ/СЧ динамики и твитеры
  • Высокая чувствительность динамиков
  • Большой потенциал для поканальных систем
  • Легко стыковать с сабвуфером

  • С собственным кроссовером звучание слегка «приукрашенное»



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus