Вам на сколько полос нарезать?
Тест акустических систем Ground Zero GZTC 165, Ground Zero GZTC 165.3 и Ground Zero GZTC 165.3-ACT

Серия Titanium – вторая по старшинству в линейке акустики Ground Zero, но при этом весьма интересная. В названии моделей нет аббревиатуры SQ, как в некоторых других сериях, хотя принцип её построения недвусмысленно намекает, что это акустика для SQ-систем начального уровня.

Как и в серии Radioactive, которую я тестировал чуть ранее, в серии Titanium используются одинаковые НЧ/СЧ динамики, СЧ динамики и твитеры, но в зависимости от модели они собираются в разные сочетания. Так что снова получается, что это будет тест чуть ли не всей линейки Titanium:
  • Ground Zero GZTC 165 – 2-полосная с кроссоверами, 7490 рублей
  • Ground Zero GZTC 165.3 – 3-полосная с кроссоверами, 16990 рублей
  • Ground Zero GZTC 165.3-ACT – 3-полосная без кроссоверов, 13990 рублей
  • Ground Zero GZTM 100NEO – СЧ динамики, 5990 рублей




Все модели формально 3-омные, но, как сами дальше увидите, импеданс сверх разумного ни на каких частотах не проседает. Так что по сравнению с 4-омной акустикой нагрузка на усилители практически не увеличивается, и Titanium можно смело использовать в том числе и для апгрейда штатных систем со штатными 4-омными динамиками.

Конструкция, первые впечатления



Начну с НЧ/СЧ динамиков. Первое, что сразу привлекает внимание – это диффузоры.



Они сделаны из полипропилена и имеют «чешуйчатую» фактуру. Это не декор, а средство борьбы с механическими напряжениями, которые при работе динамика распространяются от центра конуса к его краям и обратно. Именно эти упругие волны дают «призвуки материала», которые «окрашивают» звучание. При переменной толщине они многократно отражаются от неоднородностей и рассеиваются. Результат – улучшение демпфирования и, как следствие, уменьшение призвуков.



Верхние подвесы выполнены из бутиловой резины. В недорогой акустике часто используется полиуретан, но он не так долговечен и хуже переносит суровые морозы. Так что тоже зачтём в плюсы.

С тыльной стороны всё аккуратно и без излишеств. Магнитные системы закрыты кожухами – с ними динамики приобрели более эстетичный вид.



Подводящие идут непосредственно к 1-дюймовой катушке и дополнительно подклеены с тыльной стороны диффузора.



Среднечастотники Ground Zero GZTM 100NEO по размерам ближе к 4-дюймовым, но намного удобнее в установке, чем «четвёрки» с обычной конструкцией.



Внешний диаметр фланца – всего 10,2 см, посадочное отверстие – 9,4 см.



Самое интересное – это магнитная система... Где она тут вообще? Основная часть мотора с неодимовым магнитом полностью скрыта внутри, снаружи видна лишь нижняя пластина магнитопровода. За счёт этого посадочная глубина динамика – всего какие-то 3,3 см. Бывает, некоторые твитеры требуют больше места.



В общем, несмотря на серьёзный калибр, проблем с инсталляцией возникнуть не должно. И это хорошо, ведь 4-дюймовые динамики при прочих равных имеют больше возможностей, чем, к примеру, 3-дюймовые или 2,5-дюймовые. Во многих случаях они позволяют делить СЧ и НЧ не выше 200-250 Гц, в то время как у самых «низкоиграющих» 3-дюймовых рабочий диапазон начинается в лучшем случае от 300-350 Гц. Потом измерения покажут, использован ли этот потенциал конкретно в GZTM 100NEO.

В комплекте идут защитные грили – «фигуристые» для НЧ/СЧ динамиков и более традиционные для СЧ. Последние, фактически, играют роль крепежа, прижимая СЧ динамики к плоскости.



Твитеры компактные, с шёлковым излучающим куполом 19 мм. При прочих равных маленьким излучателям легче даётся самый верх, но они могут терять уверенность в нижней части своего диапазона. Потом на измерениях посмотрю, удалось ли Ground Zero достичь по этой части компромисса.



В двухполосной модели Ground Zero GZTC 165 кроссоверы компактны и представляют собой лишь фильтры верхних частот для твитеров. Мидбасовые динамики подключаются к усилителю напрямую. Единственное, к чему можно придраться, – довольно тонкие провода (хотя, по большому счёту, для твитеров их достаточно).



Фильтр – второго порядка с корректировкой уровня. Всего предусмотрено три варианта подключения – «-2 дБ», «0 дБ» и «+2 дБ».



В трёхполосном комплекте Ground Zero GZTC 165.3 кроссоверы крупнее.



Здесь тоже предусмотрены три варианта уровня твитера плюс ещё два варианта уровня СЧ – Low и High. Переключения – джамперами на плате.



Измерения и анализ работы динамиков



Добротности у динамиков не самые низкие, так что никаких тесных закрытых объёмов, динамики должны свободно «дышать» своей тыльной стороной. Для мидбасовых всё понятно – установка в двери. А вот со среднечастотниками придётся подумать. Вырисовывается оптимальный вариант применения трёхполоски – автомобили со штатными местами в панели (благо, установочные размеры у динамиков скромные).



Измеренные параметры Ground Zero GZTK 165 (НЧ/СЧ динамик):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 74 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,92
  • Qes (электрическая добротность) – 1,16
  • Qts (полная добротность) – 0,89
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ


Измеренные параметры Ground Zero GZTM 100NEO (СЧ динамик):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 129 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,3 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,79
  • Qes (электрическая добротность) – 1,5
  • Qts (полная добротность) – 1,3
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,7 дБ


АЧХ мидбасового GZTK 165 достаточно ровная, диффузор задемпфирован хорошо и «сюрпризов» на верхнем краю рабочего диапазона не преподносит. Небольшой провал в районе 600 Гц – это с большой вероятностью локальный резонанс подвеса. Со временем он вряд ли исчезнет, но с более длительной разминкой, скорей всего, уменьшится.



Собственно, это единственный частотный участок, к которому можно придраться, в остальном НЧ/СЧ динамик работает с хорошей фазовой линейностью, подвижная система в целом спроектирована удачно.



У среднечастотника, как и ожидалось, получился небольшой горб в нижней части диапазона из-за повышенной добротности. Это можно использовать – если настроить ФВЧ на 200-250 Гц, он слегка опустится, и фактически динамик будет работать примерно от 150 Гц. Разумеется, это актуально для поканальных систем с «бескроссоверной» акустикой Ground Zero GZTC 165.3-ACT.



Это же подтверждает и график искажений – среднечастотник способен работать при настройке ФВЧ уже от 200-250 Гц. Но вот пускать его работать ниже по частоте не нужно – тут диффузор начинает уходить в «болтанку», и искажения растут.



На фазовой характеристике совсем уж критичных переломов нет, хотя без резонансов в подвижке не обошлось – маленький артефакт около 800 Гц и чуть побольше – около 2 кГц (неравномерность АЧХ в этих диапазонах – это уже следствие). Но идеальных характеристик не бывает даже у более дорогих динамиков, главное, что всё это легко правится настройками.



Компактные твитеры имеют достаточно ровную АЧХ в рабочем диапазоне, хорошо работают при направлении в сторону слушателей и с небольшим разворотом, а при более сильном развороте отдача на самом верху начинает спадать. В общем, всё предсказуемо.



Были опасения, что маленькому 19-миллиметровому излучателю будет тяжко при снижении частоты, но вроде обошлось без криминала, скачок искажений наблюдается только при приближении к резонансной частоте (судя по графику импеданса, он немногим ниже 2 кГц). Так что в поканальных системах стык с СЧ звеном можно настраивать в весьма широких пределах – где-то от 4 кГц и выше.



Работа акустических систем с кроссоверами (GZTC 165 и GZTC 165.3)



Если поканальная система не планируется, логично выбрать комплект с кроссоверами – двухполосный Ground Zero GZTC 165 или трёхполосный Ground Zero GZTC 165.3.



В двухполоске фактический стык НЧ/СЧ и твитера получается где-то в районе 5 кГц. В принципе, логично – твитеру при такой фильтрации работается легко, а мидбасовый динамик до этой частоты дорабатывает без проблем.



В трёхполоске, судя по всему, ФВЧ для твитера ровно такой же, как и в двухполоске. Стык НЧ и СЧ получается где-то в районе 400-500 Гц, но это очень условно – в широкой полосе динамики работают совместно. Резонансный горбик среднечастотника чуть вырос – сказывается сопротивление катушки индуктивности в кроссовере.



Но измерения – измерениями, а «живого» прослушивания никто не отменял. Оценил двухполосный и трёхполосный варианты с собственными кроссоверами, и они, на удивление, оказались с совершенно разными характерами.

Звучание 3-полосной GZTC 165.3



Первое впечатление – звучание ясное и даже с какой-то «праздничностью» что ли. Правда, умеренной, не переходящей в яркость – ровно такой, чтобы создать ощущение открытости и динамики звучания на СЧ. Да и вообще серединка получилась весьма интересной.

В нижнем СЧ диапазоне многое будет зависеть от взаимного расположения мидбасовых и среднечастотных динамиков, поскольку в широком диапазоне они работают совместно. Поэкспериментировал, покрутил их друг относительно друга. Каких-то явных «разрывов» между полосами не получил, и это главное. Но очевидно, что основной информативный диапазон на себя берут среднечастотники, что в реальной инсталляции будет иметь свои преимущества.

Бас сдержанный, слегка облегчённый, структура сглажена. На спокойной музыке и несложном инструментале это воспринимается нормально, а вот когда нужен басовый напор и энергетика, возможностей моторов начинает не хватать. Впрочем, это в тестовых корпусах, где динамики закреплены каменно-жёстко, в реальной же инсталляции дверь неизбежно «добавит от себя». Контроль это, понятное дело, не повысит, но уровень на НЧ подтянет (обычно как раз ниже 300-400 Гц начинается подъём, вызванный «дверными делами»).

По твитерам всё хорошо, стыковка с СЧ звеном удачная. При близкой установке СЧ и ВЧ звучание получается слитным. Высокочастотники не пытаются расставить какие-то собственные акценты, выделить отдельные звуки или заставить исполнителей цыкать, что в этой ценовой категории удаётся не каждой акустике.

Звучание 2-полосной GZTC 165



Казалось бы, динамики те же, но общий характер звука получился совсем иным. Здесь нет той «праздничности» на верхней середине и акцентированного ощущения динамики в этом диапазоне. В целом звучание стало более спокойным и ровным. И бас, кстати, субъективно стал восприниматься как более уверенный.

В первые секунды показалось, что ушла детальность на СЧ (что выглядит логичным, ведь в двухполоске за этот диапазон отвечают более тяжёлые 6,5-дюймовые динамики). Но довольно скоро выяснилось, что некритично. Просто изменился сам характер звуковой подачи – звучание «потеплело» и стало каким-то более комфортным.

Коротко по делу



Самая универсальная в плане звука акустика – «активная» трёхполоска GZTC 165.3-ACT – динамики позволяют варьировать настройку фильтров в широких пределах. Но в любом случае раздел СЧ и ВЧ я бы искал в районе 4-6 кГц (возможно, с разносом частот ФВЧ и ФНЧ). А раздел НЧ и СЧ – где-то в районе 250-400 Гц, и тоже ФВЧ и ФНЧ не обязательно делать одинаковыми.

Что же касается моделей с кроссоверами, то явных преимуществ у какой-то одной из них обнаружено не было. Они просто разные. С трёхполоской GZTC 165.3 звучание более ясное на верхней середине, чуть жестковатое, но ещё не откровенно яркое. Двухполоска GZTC 165 звучит мягче, ровнее и комфортнее.

Словом, постарался выяснить возможности каждой из моделей, а выбор какой-то конкретной из них – уже вопрос личных предпочтений.

  • Одни из самых доступных 3-полосных акустических систем
  • Выбор моделей под разные конфигурации систем
  • Мидбасовый динамик хорошо работает и в 3-полоске, и в 2-полоске
  • СЧ динамик неожиданно компактен для 4-дюймового калибра

  • В 3-полосном кроссовере не самый оптимальный стык НЧ и СЧ
  • Ограниченные басовые возможности, сабвуфер в системе желателен



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus