Процессор с перспективой
Разбор концепции и возможностей процессора Resolut J-DSP

Наконец-то и у меня появилась возможность сделать обзор отечественного процессора Resolut, который появился совсем недавно, но уже наделал много шума (в хорошем смысле). В интернете появились первые отзывы и отчёты о «прослушках» (правда, порой в сомнительных условиях, ну да речь не об этом), я же постараюсь копнуть чуть глубже и рассказать про концепцию The DSP подробнее.

На самом деле этот обзор можно было сделать и раньше, поскольку ещё до официального запуска бренда Resolut (это было осенью 2019 года) я был в курсе разработок и слышал несколько промежуточных предсерийных версий. Но торопиться и «бежать впереди паровоза» не хотелось, было решено подождать начала продаж серийных процессоров и официальных релизов софта, которые выкладываются на сайтах resolut-audio.ru и англоязычном resolut-audio.com.

Попутно замечу, создание процессоров не отдано на откуп забугорным фабрикам (которые обычно приходится пинать, чтобы получить хоть что-то вменяемое на выходе), это полностью отечественный продукт – от идеи, первых макетов, написания программного обеспечения до вкручивания в корпус последнего винтика и укладывания в коробку.



Коротко о самой концепции The DSP



Ключевой момент – Resolut The DSP задумывался не как несколько процессоров с фиксированными возможностями, а как некая платформа, которую можно развивать и кастомизировать. По своей сути это модульные процессоры – есть базовое исполнение, и к нему можно что-то добавлять, причём не только «железно», но и «программно».



В базовом исполнении подключение к источникам только «цифровое» – по оптике (Toslink) и по коаксиалу. Это два раздельных входа, они не дублируют друг друга. На деле это покрывает большинство потребностей – в штатной системе с MOST-шиной его можно подключать через адаптер MOST-Toslink, а для подключения к аналоговым выходам штатки использовать, например, JL Audio FiX или, в простейшем случае, Audison C2O. Второй же вход можно использовать для дополнительного высококачественного источника с цифровым выходом.



Со стороны входов на корпусе пока пустовато, но тут место оставлено под дополнительные встраиваемые модули. Большинство из них сейчас в разработке, хотя некоторые уже на стадии начала производства – в ближайших планах модули с собственными аналоговыми входами, USB-Audio, Bluetooth, модули MOST 25 и MOST 150 и т. д. Кое-что из этого, кстати, уже оказалось у меня в руках.



Такой подход позволит собрать процессор в нужной конфигурации, не переплачивая за то, что использоваться не будет, а потом при необходимости добавлять или убирать дополнительные модули. Причём запас весьма приличный – можно использовать одновременно до трёх модулей. То есть вместе с двумя цифровыми входами получается аж пять разных источников. В ближайшей перспективе эта сторона процессора может выглядеть вот так (пока инсайдерская картинка):



Другой плюс такого подхода – разгрузка вычислительных мощностей процессора. Он «грузится» только теми операциями, которые нужны в конкретной конфигурации. Но на программном обеспечении чуть позже я ещё остановлюсь подробнее.

Выбор модели, личные наблюдения



На сегодняшний день концепция The DSP включает в себя три модели процессоров – A-DSP, J-DSP и T-DSP. Все они 8-канальные, но в планах есть выпуск 12- и 16-канальных версий.



Цифровая часть A-DSP построена на чипе ADAU1452, а в моделях J-DSP и T-DSP используется ADAU1466 (Analog Devices). Важный момент – все вычисления производятся в разрешении 192 кГц / 64 бит, никакого даунсеплинга. В этом смысле современные процессоры продвинулись очень сильно. Цифро-аналоговые преобразователи во всех трёх моделях разные. Коротко поделюсь наблюдениями по самим ЦАП и их особенностям в процессорах Resolut.

Asahi Kasei AK4490 (Resolut A-DSP). Как по мне, этот ЦАП привлекателен относительной простотой реализации. Удивительно, но даже китайские поделки на нём порой удаётся заставить сносно звучать, не говоря уж о более серьёзных продуктах. Наглядный пример – процессор Brax DSP с шикарным звуком, в нём как раз используется АК4490. Очень «музыкальный» ЦАП.

Судя по тем экземплярам, что я слышал раньше, в Resolut A-DSP тоже удалось реализовать его достоинства – этот процессор звучит очень комфортно, детально, и подходит для большинства «жизненных» систем. Но то были предсерийные образцы, возможно, чуть позже доберусь и до серийного.

Sabre ES9028PRO (Resolut J-DSP). «Сабры» этой серии, на мой взгляд, имеют больше возможностей, но они сами по себе сложнее в реализации. Даже в домашней технике встречаются дорогие ЦАП на «двадцать восьмом» (и уж тем более на «тридцать восьмом»), которые проигрывают более доступным реализациям того же AK4490. И лишь немногие производители действительно раскрывают его потенциал и заставляют звучать как надо.

Resolut J-DSP даже на стадии рабочих макетов звучал интересно, а в серийной версии (которая как раз сейчас у меня на тестировании), его звучание реально удивило. Но он другой, нежели A-DSP – более аналитичный, с крайне высокой детальностью и очень чёткой и точной прорисовкой сцены. В предсерийниках такое сверхдетальное звучание казалось холодным и утомительным, в серийной же версии звучание стало более нейтральным. Подробнее впечатления опишу чуть ниже.

Sabre ES9038PRO (Resolut T-DSP). Один из самых крутых на сегодняшний день чипов, и одновременно с этим – один из самых трудных в реализации. Работа над T-DSP заняла, пожалуй, больше всего времени, довелось слушать несколько образцов, и каждый следующий звучал иначе. Но что обратило внимание ещё с самых первых вариантов – с «тэшкой» звук обладал такой обалденной теплотой и насыщенностью, что музыку хотелось слушать долго и не выключать.

В текущей серийной версии звучание имеет столь же высокое разрешение и прорисовку сцены, как у J-DSP, но главное, что процессор не растерял «кайфовость» первых предсерийных вариантов. В каком-то смысле он объединил в себе достоинства J-DSP и A-DSP.

Новая прошивка – это почти новый процессор



Сразу же замечу, звучание зависит не только от ЦАП и прочего «железа», но и от прошивок. Убедился лично – один и тот же процессор с разными прошивками звучит по-разному. Дело в том, что «математика» обработки звукового сигнала пишется нашими разработчиками самостоятельно, и это очень важный момент.

В большинстве процессоров обработка сигнала строится на аудиокодеках, заранее заданных производителем чипов. Грубо говоря, нужный функционал «собирается» из отдельных составляющих как в конструкторе лего. Нужно вам сколько-то полос эквалайзера? Нате, не вопрос. Нужны фильтры попроще или с выбором типа? Тоже берём готовые «куски» и включаем их в код. Но принципиально поменять «математику» обработки сигнала почти невозможно.

У Resolut вся обработка сигнала пишется самостоятельно, отсюда такая зависимость звучания от прошивки. И должен сказать, что даже относительно недавних версий разница заметна очень хорошо. Когда дойду до прослушивания, отмечу это отдельно.

Управляющий софт, принцип построения



На моей памяти Resolut – это единственный процессор, в котором программа управления строится не по принципам «всё включено» и «как можно больше», а только то, что востребовано в реальных условиях. Это выглядит логичным – у процессора нехилая вычислительная мощность, и нужно рационально взвешивать, куда её направить, а не распыляться сразу во всех направлениях.

Среди пользователей первых бета-версий был проведён опрос, по его результатам в базовую версию софта вошёл такой список функций:

Фильтры – до 24 дБ/октава, Баттерворт, Линквиц (позже – Чебышев и Бессель)
Эквалайзер – параметрический, 5 полос, обычная или шелф-эквализация
Задержки – до 9 мс (около 3 метров)

Достоинство такой обратной связи – возможность добавить «по заказу» чуть ли не любую обработку сигнала. Совсем недавно был проведён очередной опрос (в том числе и в соцсетях), по результатам которого список расширился:

  • Каскадные фильтры разной частоты в одном канале
  • Крутизна фильтров выше 24 дБ/октава
  • Увеличение количества полос эквалайзера
  • Увеличение максимального времени задержки
  • Уменьшение шага задержки меньше 0.01 ms
  • Всепропускающие (они же фазовые и allpass) фильтры


Сейчас всё это уже реализовано, но софт пока проходит тестирование, в официальных релизах новые функции будут добавляться постепенно. Кроме этого начата работа над FIR-фильтрами. На текущий момент софт выглядит следующим образом:





Другая интересная особенность (она только-только должна появиться в новых версиях софта) – если программу запустить без подключения к процессору, виден лишь базовый набор настроек. А при подключении к процессору появляются дополнительные – в зависимости от того, какая модель подключена (A-DSP, J-DSP или T-DSP). Некоторые из этих возможностей я пока ни в одном автомобильном процессоре не встречал.



Дело в том, что при обработке звукового сигнала затрагиваются не только вычисления в самом ADAU, но и частично – возможности ЦАП, а они, как понимаете, у этих процессоров разные. Впрочем, это отдельная тема, сделаю по ней отдельный разбор, когда выйдет официальная версия софта.

Вот такой большой получилась общая часть, но без неё не было бы общего понимания, что представляет собой концепция The DSP.

Начинка



Для разбора была выбрана «средняя» модель Resolut J-DSP с ЦАП на чипе ES9028PRO. Во-первых, потому, что в моей личной системе и так уже работает ЦАП на AK4490, и хотелось чего-то новенького. Во-вторых, потому, что всё внимание автозвуковой общественности в основном приковано к «старшему» T-DSP, а Resolut J-DSP как-то незаслуженно остаётся в тени. И совершенно напрасно.



В лаборатории оказался экземпляр под номером 52. Серийные номера проставлены на голограммах, одна из которых наклеена на коробку, а другая – на нижнюю сторону корпуса. Это не просто формальность, марка Resolut официально зарегистрирована, процессоры имеют все необходимые по законодательству сертификаты, и каждый процессор имеет свою «историю». Всё как полагается.



Поскольку регулировка громкости не всегда возможна в источнике, к процессору сейчас разрабатывается опциональный пульт, он выйдет в продажу уже скоро. К сожалению, я не держал в руках даже предсерийный прототип, поэтому вот вам «инсайдерская» картинка, каким он будет:



Но громкостью рулить можно и без пульта, для этого предусмотрена «недокументированная» возможность подключения простого потенциометра к разъёму Control. Кстати, подойдут многие выносные регуляторы уровня от усилителей. Например, я проводил тестирование вот с таким пультом:



Чтобы добраться до начинки, достаточно снять верхнюю крышку. Это удобно – чтобы в уже установленный процессор добавить модуль, снимать его целиком не придётся.



За обработку звукового сигнала отвечает ADAU1466. ЦАП расположился рядом.



Маркировка операционников в выходных цепях сошлифована – у каждой фирмы должны быть свои секреты. Зная, каким трудом строился процессор, считаю, это обоснованный ход.



В блоке питания отдельные компоненты тоже без маркировки. Его часто обходят вниманием, но питание влияет на звук самым непосредственным образом, и тут работы было, пожалуй, ничуть не меньше, чем с самими ЦАП.



Контроллер семейства STM32 обслуживает вычислительный чип и работает посредником между ним и «внешним миром» подключаемых устройств.



Звучание



Для оценки звучания собрал изученный вдоль и поперёк сетап. Усилителя использовал два – модернизированный Genesis Dual Mono первых генераций (обход гейнов, добавлены ёмкости в БП, доработано питание оставшихся операционников на входе) и модернизированный E.O.S. Classic 100 (доработка входной части и питания). Слушал попеременно то с одним, то с другим. Акустические кабели – E.O.S. TA-11, акустика – PSB Synchrony One B. Межблоки – handmade. В качестве источника использовал ноутбук с преобразователем USB-SPDIF CM6631A, для «феншуя» внешнее питание ноута при прослушивании отключал.

После моего домашнего ЦАП на АК4490 разрешение выше. Но эмоций чуть меньше, звучание более выверенное и аналитичное. Правда, продвинуться дальше этого сравнения оказалось сложно – ощущение, что собственный характер у J-DSP просто отсутствует. Я слышал особенности усилителей, слышал характер своего ЦАП, когда переключался на него обратно, слышал хорошо известные особенности акустики. Но вот «услышать» особенности J-DSP… Наглядный пример сверхдетального «мониторного» звучания в хорошем смысле этого слова.

Тем не менее, постараюсь всё же описать пару характерных моментов. К примеру, с домашним ЦАП E.O.S. обычно рисует чуть размытую звуковую картинку, но заставляет слушать музыку цельно, не отвлекаясь на отдельные звуки. С Resolut J-DSP образы на сцене собрались, стали чуть «контрастнее» что ли, сама сцена стала глубже. В целом уравновешенный Genesis приобрёл лёгкую остроту, которую сглаживал домашний ЦАП. Вернее, даже не остроту, а более чёткую передачу атаки и прорисовку мелких деталей, поскольку характер звука на ВЧ остался естественным.

Сцена в обоих случаях передавалось просторно, звук не привязывался акустике. С удовольствием послушал записи симфонической музыки – очень масштабно, с обилием деталей. Рок в отдельных моментах разочаровал, а в некоторых – порадовал. Если тот же АК4490 многое прощает, то Resolut порой вытаскивает косяки звукорежиссуры с раздражающей невозмутимостью. И наоборот – «грязно-перегрузочная» манера записи последних альбомов ZZ Top или сольников Билли Гиббонса вдруг оказалась прикольной фишкой и слушалась очень интересно.

Отдельно отмечу трек Roger Waters – The Ballad of Bill Hubbard (с альбома Amused to Death), он оказался весьма показательным. В нём много тихих звуков, рисующих «атмосферу». Редкий случай, когда примерно на 1:40 собаки залаяли реально где-то далеко за пределами комнаты, это удаётся далеко не со всеми компонентами.

Чуть больше



Возможно, опережаю события, но пусть получится лёгкий анонс. Основное прослушивание я проводил на текущей прошивке процессора, но чуть позже разработчики Resolut прислали новую, которая пока находится на стадии тестирования.

В прошивке изменена «математика» обработки сигнала, и это радикально сказалось на звучании. Признаюсь, ожидал, что придётся отлавливать какие-то нюансы, но неожиданно получил чуть ли не другой процессор – звучание стало чётче, как-то «контрастнее» что ли, процессор стал «вытаскивать» ещё больше деталей. Систему стало интересней слушать на небольших уровнях громкости.

Не стану сейчас описывать изменения в деталях, это всего лишь «рабочая» прошивка, она пока тестируется и появится в открытом доступе чуть позже. Главная мысль – один и тот же процессор несколько месяцев назад и сейчас – это, фактически, два разных девайса. Такую эволюцию, однозначно, можно только приветствовать.

Коротко по делу



Подытожу так – многие производители в начале своего пути ориентируются на массовый сегмент, и со временем «дорастают» до топовых моделей. Здесь сразу взята верхняя планка, так что цена ошибки тоже высока. Но пока всё идёт как надо. Три первых процессора (A-DSP, J-DSP и T-DSP) – это не полуфабрикаты, которые по-быстрому выпущены в продажу, и по ходу дела допиливаются косяки. Это стабильно работающая платформа с базовым набором функций, и она может наращиваться и эволюционировать. Так что ждём новые модули, новые прошивки и новые функции софта, за информацией можно следить на официальном сайте.

А я, пожалуй, погоняю J-DSP ещё. Достоинство конкретно этой модели из всей линейки – детальность и «мониторность» звуковой подачи, позволяющая «лепить» характер звука подбором остальных компонентов системы. Тем более, вскоре официально выйдет обновлённый софт с интересными возможностями, в следующий раз постараюсь рассказать об этом подробнее.


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus