Кот из мешка
Тест 8-канального цифрового процессора Musway DSP68

«Music is the Way» – так расшифровывается название нового бренда Musway. Вернее, это у нас он новый, в Европе он существует уже несколько лет, и даже засветился на одном из еврофиналов ЕММА в качестве спонсора. Похоже, кое-что под этим именем теперь будет официально доступно и у нас. По крайней мере, на момент написания этого обзора на российском сайте уже есть процессорные усилители и аксессуары к ним. А дальше, как говорится, время покажет.

Первым в лаборатории оказался процессор Musway DSP68, и для меня он был, признаюсь, «котом в мешке». Во-первых, потому что коробки действительно приехали в симпатичной брендированной сумке-мешке с завязками. Во-вторых, потому что техника для меня пока что и правда не слишком известная, даже при том, что некоторые модели внешне напоминают продукцию кое-каких наших брендов. «Мамкины эксперты» могут дальше не читать и расходиться, ну а я делать выводы по фотографиям не умею, так что буду изучать вживую.



Конструкция, встреча «по одёжке»



Первое впечатление положительное. Как ни крути, а имидж любой продукции во многом создаётся внешним видом. Даже упаковка больше напоминает то, что иногда называют «подарочным вариантом».



Сам процессор компактный, корпус всего 18х12,3 см (плюс разъёмы) и высотой чуть больше 4 см. Качество обработки металла и сборки высокое. Логотип при включении подсвечивается изнутри, получается симпатично. При длительной работе корпус заметно теплеет, но откровенно горячим не становится. В общем, пока всё идёт хорошо.



Плюсом к процессору в лабораторию приехали два Bluetooth-модуля для аудиостриминга, один из которых попроще, а второй имеет в названии недвусмысленное HD – он поддерживает передачу с кодированием aptX, причём именно версию «повышенной крутости» aptX HD с битрейтом 576 кбит/с. Этот модуль потом мне показался действительно интереснее базового, но тут всё зависит от задач, обычного тоже может оказаться достаточно.



Поскольку отдельное управление громкостью нужно не во всякой инсталляции, пульт тоже продаётся отдельно. Хотя с него можно оперативно переключать пресеты и регулировать уровень сабвуфера, так что порой с ним удобнее.





Тут же отмечу одну интересную особенность. Если зайти в регулировку уровня сабвуфера и подержать нажатым энкодер, то появится возможность выбрать, какие каналы будут «рулиться» этой настройкой – 5/6 или 7/8. В иных случаях это может оказаться полезно.



Теперь по подключениям. Процессор имеет 6 аналоговых входов плюс отдельный линейный вход AUX, цифровой оптический вход и разъём для опционального Bluetooth-модуля.



С противоположной стороны корпуса сгруппированы все линейные выходы и входы. Шесть линейных входов просто дублируют высокоуровневые. По линейным входам заявлена чувствительность до 5 В RMS, по высокоуровневым – до 11 В RMS. Не для всех, но для большинства штатных систем этого достаточно.



Предусмотрена возможность отрегулировать чувствительность физически, т. е. не из управляющей программы, а именно «крутилками». Её предоставляют не все процессоры, так что отмечу это как небольшой плюс. Для удобства настройки имеется индикатор клипа – тоже полезная штука.

Однако хорош любоваться на процессор снаружи, пора заглянуть внутрь. К монтажу без особых вопросов, белесых разводов от флюса не обнаружено.



«Математика» обработки сигнала возложена на ADAU1452 от Analog Devices. А вот это интересно – приличный чип, который умеет обрабатывать сигнал не только на стандартной частоте дискретизации 48 кГц, но и на 96 и даже 192 кГц. Правда, реализованы ли эти возможности в DSP68, информации найти не удалось.



Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразования возложены на PCM3168 от Burr Brown (вернее, теперь это уже Texas Instruments). Этот чип как раз имеет 6 входов и 8 выходов, так что обслуживает весь процессор целиком.



В линейной части вовсю используются двухканальные операционники MC33078 – без фанатичной аудиофилии, но, в принципе, нормальные. Хотя мало ли, вдруг твикалка зачешется.



Возможности настройки



Пока что процессор управляется традиционно – с компьютера или ноута под ОС Windows. Но есть информация, что готовится к выпуску (и ожидается уже в январе) модуль Musway BTA 2.0, который позволит не только стримить аудио, но и настраивать процессор со смартфона. Это интересно, ждём.

Софт скачал с официального русскоязычного сайта https://imusway.ru/. После распаковки программа запускается сразу, установки не требует. Пульт становится неактивным, но текущее состояние громкости переносится в программу. При самом первом запуске оно выглядит так:



Почти все настройки скомпонованы в одно окно. Даже задать маршрутизацию каналов (указать, с каких входов должны идти сигналы на тот или иной выход) можно, просто выставив галочки рядом с ползунками уровней сигнала. Сигналы входных аналоговых каналов можно суммировать, но специальных алгоритмов работы с многополосными системами (как у Audison или JL Audio) тут нет.

Важный момент – вверху окна есть малоприметная, но значимая галочка «Hi Level Mixing». Это подмешивание сигнала с высокоуровневых входов независимо от того, какой выбран источник. То есть появляется возможность полностью сохранить сигналы штатных парктроников, hands free или, к примеру, навигации. Несмотря на название, фича работает не только с высокоуровневыми входами, но и с линейными.

Есть в программе и традиционная матрица, в которой можно скорректировать уровни входных сигналов. Последнее, правда, превращается в лёгкую тренировку для мозгов – указываются не сами уровни, а вносимое ослабление, т. е. ползунки регуляторов действуют с точностью до наоборот. Ну, такое вот у производителя видение эргономики.



В остальном программа больших вопросов не вызвала, структура и логика управления более-менее привычные, поэтому сразу пройдусь по возможностям настройки:

Фильтры: без ограничений по каналам, крутизна до 48 дБ/октава, можно выбрать тип – Баттерворт, Бессель или Линквиц-Райли.

Эквалайзер: 31-полосный параметрический, но можно перевести в режим графического (по сути, просто фиксируются частоты и добротности в полосах).

Линкование каналов: работает только для фильтров и эквалайзера. А вот двигать совместно задержки не даёт.

Задержки: до 12,479 мс (424,286 см) с шагом 0,021 мс (0,714 см). Есть калькулятор, в который можно забить расстояния до динамиков, и программа выставит необходимые задержки относительно самого дальнего.



Разумеется, можно сохранять на комп текущие настройки или все пресеты разом. В память самого процессора можно записать шесть пресетов и переключаться между ними потом с пульта.



Из второстепенных, но тоже вполне полезных фич, пожалуй, ещё отмечу возможность переименовывать каналы.



Общие впечатления по звуку



Чтобы делать какие-то определённые выводы по звучанию процессоров, желательно сравнивать «в лоб» несколько моделей в схожей цене. У меня такой возможности не было, поэтому могу лишь отметить общие особенности DSP68, выявленные в моей системе. Отправной точкой стал доработанный домашний ЦАП на АК4490, который, впрочем, изучен уже довольно подробно.

Первое, что обратило на себя внимание – довольно лёгкое и свободное звучание, но без ледяной колкости, которой грешат некоторые немецкие процессоры (ну вы меня поняли). Не скажу, что вот прямо тёплое, но на слух весьма комфортное – не хочется прибавить, чтобы расслышать какие-то нюансы, и убавить тоже не хочется, потому что в звуке ничто не раздражает. Звуковая сцена строится без кристальной голографичности, как это умеют более дорогие модели, но просторно, с достаточным объёмом «воздуха» между инструментами. Конечно, в итоге многое будет зависеть от остальных компонентов системы, но DSP68 в этом смысле не разочаровал.

Самое вкусное звучание, как и ожидалось, процессор показал при подключении по оптике. Чуть попроще прозвучал модуль Bluetooth с поддержкой aptX HD, но тут на самом деле неоднозначно. Всё будет зависеть от того, что за источник будет использоваться на оптике, и что умеет смартфон. Что-то мне подсказывает, что в иных случаях Bluetooth может оказаться интереснее. Правда, с оговоркой – только если к процессору будет подключен пульт, потому что регулировка громкости в смартфоне начисто убивает весь звуковой потенциал кодека aptX. Для нормальной передачи звука уровень в смартфоне нужно ставить в максимум, а громкостью рулить только на процессоре.

При подключении по аналогу качество в любом случае будет чуть проще, чем по «цифре». Но тут причина уже не в самом процессоре, а в источнике, так что по этой части всё индивидуально.

Коротко по делу



Первое знакомство можно считать состоявшимся, впечатления Musway DSP68 оставил приятные. Компактный, собран качественно и на достойном «железе». По звуку тоже понравился, характер не жёсткий и не грубый, в свою ценовую категорию вписывается уверенно. По настройкам без экзотики, но всё необходимое есть. Упора на использование в сложных многополосных штатках производитель не делает, хотя с большинством штатных систем попроще проблем не ожидается. К тому же есть возможность подмешивать сигнал с аналоговых входов при работе с любыми источниками. В общем, вполне сбалансированный продукт.

  • Компактный, качественные материалы и сборка
  • Есть физическая регулировка чувствительности входов и контроль клипа
  • Возможность подмешивания сигнала с аналоговых входов
  • Софт не требует установки и возни с драйверами
  • Удобный калькулятор задержек в зависимости от расстояния до динамиков

  • Нет алгоритмов суммирования сигналов многополосных штатных систем



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus