А где твитеры? И почему не нужен сабвуфер?
Тест необычных 2-полосных акустических систем Awave King 62C

Почему не нужно бояться низкодобротных НЧ динамиков? Почему широкополосники – это интересно и увлекательно? Можно ли получить глубокий бас без сабвуфера, а красивые и лёгкие верхние частоты без твитеров? Этот необычный комплект – настоящее пособие, которое наглядно показывает физику процессов в автомобильной акустике. Впрочем, не только в автомобильной.

Бренд Awave только-только начал выходить на российский рынок, и ко мне в лабораторию попали несколько экземпляров продукции этого производителя. Буду откровенен, некоторые приятно удивили смелостью своих инженерных решений, так что в ближайшее время ждите отчёты по наиболее интересным моделям.

Для сведения, имя Awave принадлежит разработчику и производителю из Поднебесной, этот бренд позиционируется как премиальный для внутреннего китайского рынка car audio. Кто ориентируется в рынке чуть глубже, давно знают, что в Китае немало очень крутых внутренних брендов, которые не имеют ничего общего с приезжающими к нам поделками (в том числе под некоторыми отечественными именами).

Итак, сегодня на детальном разборе двухполосная акустика, состоящая из 6,5-дюймовых НЧ динамиков и... 3,5-дюймовых широкополосников. Российская цена комплекта на момент теста составляет 27200 рублей.



НЧ динамики имеют модельный индекс Awave King 65, а широкополосники – Awave King 35. Пассивных кроссоверов в комплекте нет, да они и не нужны: раскрыть такую акустику можно лишь в процессорных системах с поканальным усилением.

Первое изучение конструкции



Начну с НЧ динамиков. Да, правильнее их называть именно низкочастотными, потом поймёте почему, концепция очень необычная.



Корзины литые, моторы небольшого размера, примерно 6,7 см в диаметре. Из дополнительных бонусов – мягкие уплотнительные прокладки с нижней стороны крепёжного фланца.



Монтажная высота – всего 6,4 см.



Диффузоры выполнены из полипропилена. Но не того, что в дешёвых динамиках, у меня они почему-то вызвали ассоциацию с Dynaudio – без характерных пластиковых призвуков, с очень хорошим внутренним демпфированием.



Диффузоры не просто жёсткие, а очень жёсткие. Свою роль сыграл не только материал, но и криволинейная образующая конусов, в сумме получилось эффективно.



Теперь к моторам. Очевидно, что при таких пропорциях они имеют обращённую конструкцию. Диаметр звуковой катушки немаленький – 2,2 дюйма или 55 мм. Кольцевой неодимовый магнит расположен внутри.



Широкий осевой канал закрыт губчатым материалом. Он работает как акустическая нагрузка, демпфирует движение воздуха. Тем не менее, динамик свободно «дышит», осевой канал и огромные окна под центрирующей шайбой практически полностью исключают эффект компрессии (образование упругой воздушной подушки внутри магнитной системы).



Широкополосникам в этой акустике отведена самая главная роль. Размеры – вполне стандартные для 3,5-дюймового калибра, а значит, выбор мест для установки большой, это хорошо.



Внешний диаметр динамика – 9,3 см, монтажная глубина – 4,4 см.



Диффузор и центральный колпачок – алюминиевые. Верхний подвес – тонкая резина.



Моторы тоже на неодимовых магнитах, только на этот раз конструкция традиционная, не обращённая. Диаметр звуковой катушки – 0,78 дюйма или примерно 20 мм.



Литая металлическая корзина своим дизайном повторяет корзину НЧ динамика – большие окна с тыльной стороны диффузора и под центрирующей шайбой.



С внешним изучением закончили, теперь к самому интересному – измерения, и, главное, как циферки и графики соотносятся со звучанием.

Измерение электромеханических параметров



Скажу сразу, в измеренных параметрах ошибки нет – параметр Mms лишь чуть-чуть не дотягивает до 40 грамм, а силовые способности моторов почти сабвуферные. Широкополосники – тоже ни разу не хлипкие, магнитные системы очень сильные. Пока держите циферки, дальше будет больше.



Измеренные параметры 6,5-дюймовых НЧ динамиков Awave King 65:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 45 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,58
  • Qes (электрическая добротность) – 0,37
  • Qts (полная добротность) – 0,35
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 38 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,9 дБ


Измеренные параметры 3,5-дюймовых СЧ/ВЧ динамиков Awave King 35:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 91 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,90
  • Qes (электрическая добротность) – 0,28
  • Qts (полная добротность) – 0,27
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,6 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,2 дБ


Анализ работы динамиков



По сути, Awave King 65 – это самые настоящие минисабвуферы. Только в размере 6,5 дюймов и с расширенным в мидбасовую область диапазоном. Плавного спада в самом низу бояться не нужно, дальше поймёте почему.



Фазовая характеристика в рабочем диапазоне – на зависть линейная. Первый резонанс в подвижной системе возникает ближе к 1 кГц, что уже далеко за пределами, отведёнными этому динамику.



График искажений тоже показателен. Посмотрите, с понижением частоты он не устремляется вверх (в отличие от обычных мидбасовых динамиков). За счёт сильных моторов динамики хорошо работают на частоте резонанса и даже ниже – бас получается глубокий. Реально минисабвуферы.



Теперь 3,5-дюймовые Awave King 35. АЧХ во всём информативном диапазоне ровная, без резких колебаний. Только на самом верху, где остались лишь обертона (да и те уже заканчиваться начинают), есть заметный подъём. Формально выглядит не очень, но для широкополосника такой характер, скорее, можно считать плюсом.



На самом деле характеристики можно считать почти идеальными для 3,5-дюймового излучателя. Посмотрите на график акустической фазы – никаких лишних резонансов в подвесах или изгибных колебаний в диффузоре. Неравномерности начинаются только на частотах, при которых длины волн становятся сопоставимы с размерами диффузоров.



Ещё один интересный момент. Посмотрите, с понижением частоты динамики не начинают капризничать, а чётко отрабатывают подаваемый на них сигнал, искажения начинают расти только ниже 40 Гц, т. е. далеко за пределами их диапазона.



Как стыковать полосы между собой



А теперь наглядно покажу то, о чём всегда говорю – не нужно бояться низкодобротных динамиков в дверях. Смотрите, формально у них есть спад отдачи внизу – так называемый эффект lack of bass (нехватка баса по уровню). Это действительно проблема для двухполосных систем с обычными твитерами. А вот в трёхполосках (или как в данном случае – в двухполоске с широкополосником) спад можно компенсировать настройками стыка с СЧ звеном, зато вы получаете отменный контроль и проработку структуры баса.

Посмотрите, как в случае с King 62C удалось срастить полосы между собой. Круто? Круто. И обратите внимание, при каких настройках фильтров получился такой стык. Это электрически. А акустически полосы стыкуются примерно в районе 300 Гц.



Ну или если двери совсем не нравятся, динамики можно и в корпуса поставить. ЗЯ можно вообще хоть от 4-5 литров, но мне этот вариант не по душе, чувствительность у динамика и так невысокая, а тесный объём её и вовсе убивает. Зато ФИ получается компактным – 6 литров «чистыми» и порт на 50 Гц.



В общем, в дверях получается многообещающе, но сложно в плане инсталляции. Так что корпуса тоже можно иметь ввиду.

Звучание, характер и особенности



Звучание оценивал при установке НЧ динамиков в большие объёмы, полосы разрулил процессором по описанному выше рецепту. На слух получилось очень слитное, непривычно басовитое звучание, причём с отменной проработкой структуры баса. Если сабвуфер и понадобится, то только для самого-самого инфрабаса, потому что весь информативный басовый диапазон уверенно охватывается самой акустикой.

Понравился очень нейтральный характер на СЧ и ВЧ, не похоже ни на металлические, ни на бумажные, ни тем более на пластиковые широкополосники. Признаться, ждал характерного «алюминиевого» окраса, но его тут просто нет. Верха без чрезмерной воздушности, но звук не воспринимается как тяжёлый, и не в последнюю очередь за счёт того самого акцента в области 9-14 кГц. Он не даёт цыканья и не выделяет отдельные звуки, но из-за него ВЧ воспринимаются легко, как-то светло, без смягчения и уж тем более без тусклости.

По микродинамике и детализации широкополосники однозначно превосходят известные мне бумажные и пластиковые. Если сравнивать с хорошими твитерами, то на сложных треках есть небольшая потеря послезвучий и совсем уж тонких нюансов, но это вообще характерно для крупных «шириков» (у мелких с этим проще, но там другие особенности). Но из-за общей лёгкой подачи ВЧ это не напрягает, прослушивание получается каким-то расслабленным, ненапряжным. В общем, хорошие, правильные широкополосники.

Коротко по делу



Как по мне, концепция у акустики очень крутая – всё от 300 Гц и выше воспроизводит всего одна полоса, причём делает это очень даже хорошо. А всё, что ниже 300 Гц, возложено на вторую полосу. Причём «всё» в самом буквальном смысле, даже сабвуфер необязателен. Да, двери придётся превратить в настоящие сабвуферные корпуса, а сделать это ну ооочень сложно. Не уверены, что получится? ОК, можно и отдельные корпуса поменьше сделать.

Второе – это усилитель. Если для СЧ/ВЧ звена большие мощности ни к чему, то на бас я бы выбрал двухканальник не слабее 2х200 Вт RMS. Вернитесь к параметрам – подвижки под 40 грамм и мощные моторы – это ж настоящие минисабвуферы, подход нужен соответствующий.

И третий момент – над местами для широкополосников тоже придётся подумать. Можно в панель на отражение от стекла, но тут всё очень индивидуально – может получиться хорошо (есть удачные примеры, в том числе соревновательные), а может сделать звучание на ВЧ скучным (тоже доводилось встречать). С направлением в салон всё тоже не так однозначно, легко наловить отражений и сделать сведение полос проблематичным.

В общем, акустика многообещающая, но с ней нужен не просто творческий, а именно вдумчивый подход. Её потенциал я постарался определить, а реализовать его – уже задача инсталлятора.

  • Всё от 300 Гц и выше можно возложить на СЧ/ВЧ динамики
  • СЧ/ВЧ динамики лояльны к оформлению – объёмы от 300 мл и выше
  • В такой системе традиционный сабвуфер может оказаться ненужным
  • НЧ динамики могут работать в корпусах

  • Не терпят небрежного отношения к инсталляции



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus