Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
Что сегодня понимается под "громкими" системами? Дешевые широкополосники и звенящие твитеры. И редко когда понимание выходит за эти рамки. Но мир громкого звука намного шире, чем многие себе представляют. Первобытные люди, знаете ли, тоже когда-то думали, что все заканчивается на границе леса, а потом вдруг оказалось, что Земля круглая, и даже Солнце вокруг нее не вертится. В общем, есть хороший повод расширить кругозор.

Когда я впервые увидел описание этого комплекта, то поначалу решил, что просто что-то намудрили с фотками. Твитер с размерами больше мидбаса? Что за ерунда. Но когда увидел комплект вживую, то удивление быстро сменилось любопытством.



А тут на самом деле всё грамотно. Оно и понятно – в Kicker умели строить громкие машины еще тогда, когда создатели некоторых нынешних "громких фронтов" еще какали в горшок и бежали показывать маме. Хотя, глядя на некоторые сегодняшние "ширики" и "свистки" на обивках, создается ощущение, что у многих эта привычка сохранилась и по сей день, только показывается это теперь вообще всем. Толковых компонентов и грамотных громких систем можно чуть ли не по пальцам пересчитать.

Конструкция



Сразу отмечу, что на НЧ/СЧ динамиках и на твитерах (или как их лучше назвать-то) закреплены собственные фильтры. Так что вопрос с частотным разделением отпадает автоматически. Проблемы с разведением сигнала по полосам? Не, не слышал. Кстати, НЧ/СЧ и ВЧ динамики можно вешать хоть параллельно, хоть каждый на свой канал.







На фильтре твитера предусмотрено два варианта подключения – "-6 дБ дБ" и "0 дБ". Как показало пробное включение, первый вариант дает более сбалансированное звучание. Хотя, если динамики будут включены поканально, то лишние резисторы вроде бы как уже ни к чему, баланс между НЧ/СЧ и ВЧ можно найти простой регулировкой гейнов, и в этом случае можно переключиться на вариант "0 дБ".

А еще второй вариант можно было бы использовать и в том случае, если бы с одним твитером подключались два НЧ/СЧ динамика. Боле того, описание даже говорит о существовании комплекта Kicker KM6500 (без "точка два"), в который входят лишь два НЧ/СЧ динамика. Жаль, что у нас он не продается.



НЧ/СЧ динамик построен на литой корзине. Магнит полностью скрыт в ее недрах, судя по размерам, здесь используется неодим. Звуковая катушка полуторадюймовая. Насколько можно видеть через сетку, длина намотки достаточно большая, и еще она дополнительно залита черным матовым лаком. Диффузор динамика полипропиленовый, с непривычно низким профилем. И, кстати, я бы не сказал, что он такой уж жесткий.









С твитерами все интереснее. Диаметр мембраны самого драйвера – 1,7 дюйма, диаметр горла – 1 дюйм. Кстати, привычной "пули" по оси рупора (она же – тело Венте, она же – противоинтерференционный вкладыш) тут нет. Вместо этого отверстие закрыто сеткой.



На выходе сечение переходит из круглого в вытянутое, так что результат будет сильно зависеть от того, как ориентировать динамик. На измерениях наглядно это покажу.



Измерения



Поскольку фильтры – это неотъемлемая часть самих динамиков, не нужно удивляться непривычным графикам импеданса. Выглядят они вот так:



Как видите, деление где-то в районе 2 кГц, т.е. высокочастотник на самом деле не такой уж и высокочастотник, он как бы и в средние частоты не смущается залезать. По меркам "громких" систем непривычно, но если учесть, что у твитера достаточно крупная мембрана и ни разу не маленький рупор, играть должен. Что, собственно, и подтвердилось и на слух, и измерениями.

И вот о чем я говорил чуть выше – выход у рупора не круглый, а вытянутый, и есть существенная разница как его ориентировать. Если горизонтально, то направленность по горизонтали получится узкой – чуть отошел в сторону, и звуковое давление сильно падает. Только немного непонятно, почему шильдик закрепили именно в таком положении:

АЧХ ВЧ-динамика по оси и под углами 30 и 60 градусов


А вот если ориентировать рупор так, чтобы выход оказался вытянутым по вертикали, то он будет излучать гораздо шире. Уровень сигнала зависит от угла уже не так сильно:

АЧХ ВЧ-динамика по оси и под углами 30 и 60 градусов


По подобному принципу работают многие концертные мониторы дальнего поля – по горизонтали излучают широко, а по вертикали имеют узкую направленность. Эдакий, звуковой "веер" получается.

При таком раскладе НЧ/СЧ динамики совсем не обязаны играть высоко. Собственно, их фильтр как раз и настроен в районе 1 кГц. Кстати, вот вам и наглядная иллюстрация достоинств плоского диффузора – посмотрите на АЧХ, она почти постоянна под разными углами:

АЧХ НЧ/СЧ-динамика по оси и под углами 30 и 60 градусов


Но остался еще один важный вопрос – а куда, собственно, ставить мидбасовые динамики. Для этого не удержался, аккуратно отпаял фильтры и померил параметры:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 78 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,5 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,54
  • Qes (электрическая добротность) – 0,67
  • Qts (полная добротность) – 0,56
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,7 дБ


Вот, собственно, и объяснение плавного спада АЧХ на низких частотах – добротность Qts совсем невысокая. Ну а дальше, как в том анекдоте, "есть два пути".

Если ставить динамики в большие объемы, то нужно постараться подрезать частотный диапазон снизу, чтобы избежать перегруза динамика. Описание рекомендует ФВЧ около 80-100 Гц, хотя если нужно поддать жару, я бы поднял эту планку хотя бы до 150 Гц.

Второй вариант – закрытые корпуса. Более того, у Kicker под эту акустику есть свои фирменные, что называется, "sold separately". Но конкретики по ним найти не удалось. Прикинул в программе, литров до 4-5 зажимать можно. Естественно, при этом нужно обязательно включать в усилителе ФВЧ, иначе упругая воздушная подушка с тыльной стороны динамика начнет слишком сильно давить на диффузор, а он здесь, знаете ли, легкий и нежный. Но если подрезать в районе тех же 150 Гц, то должно получиться нормально.

Выводы



Для многих это, может, и неожиданно, но оказывается, бывают компоненты, которые играют громко, но при этом не орут фальцетом, как будто у них что-то там прищемило. И плюс к этому, заметьте, какой-то особой настройки не требуют. Все, что нужно – лишь подрезать сигнал снизу в зависимости от того, с какой громкостью собираетесь слушать. Деление между мидбасом и твитером? Все уже продумано, только ставьте и включайте.

Смущают размеры? Ну а где вы видели акустику дальнего поля, размером с домашнюю колонку? Уж если и собрались строить по-настоящему громко, то нечего сокрушаться о размерах твитеров. Да и с мидами, кстати, могут быть варианты – хотите в двери, хотите в корпуса.

Очевидно, что эта акустика предназначается главным образом для яхт, катеров и прочей техники, не имеющей колес. Но кто мешает использовать ее, скажем, во внедорожнике или крупном багги-квадроцикле? В любом случае это отличная громкая и неплохо играющая акустика для открытых пространств, от которой не колбасит, как от недожаренного шашлыка из старого мяса, а которую можно нормально слушать.

Да, этот комплект не похож ни на что, к чему привыкло большинство. А порой и вовсе идет в разрез с общепринятыми мерками. Но кто вам сказал, что "общепринятые мерки" – единственно верные, а миллионы мух садятся исключительно на сладкое?

Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
Еще немного свежих материалов
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2018 CarMus