Сам ты насос
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Edge EDX10D2-E0

Ну не мог я пройти мимо этого необычного красавца. Калибр – 10 дюймов, зато посмотрите, какой губастый верхний подвес. Да и намотка звуковой катушки, виднеющаяся через огромные окна под центрирующей шайбой – тоже намекает на большой ход. В общем, любопытство победило, и саб уехал в лабораторию на изучение.

Динамик принадлежит серии Xtreme, но цена не экстремальная – в зависимости от магазина колеблется в районе 13000 рублей.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Необычней всего динамик выглядит с фронтальной части. Широкий и высокий полиуретановый подвес занял львиную долю анфаса, так что между ним и центральным колпаком осталось лишь узкое кольцо конуса диффузора.



Центральный колпак состоит из двух частей – центральная часть представляет собой объёмный логотип бренда, вписанный в общий сферический рельеф. Сам конус довольно глубокий, вот с такого ракурса это видно чуть лучше:



Конус диффузора выполнен из непрессованной целлюлозы – вполне привычного для сабвуферов материала.



Мотор у динамика огромный, что для 3-дюймовой катушки выглядит вполне логичным. Корзина – литая, штамповка такой вес не выдержала бы.



Ради интереса снял защитный кожух. Магнит собран из трёх ферритовых колец внешним диаметром 18,5 см.



Высота магнитного зазора (фактически, длина рабочей части звуковой катушки) – 10 мм. Из зазора катушка выходит примерно на 2 см, т. е. ход от края до края (peak-to-peak) получается что-то около 4 см. Некисло.



Центрирующая шайба двойная. Подводящие выполнены круглыми косичками.



Измерение параметров и характеристик



Саб достаточно жёсткий, и чтобы резонансная частота не задралась в мидбасовую область, подвижку пришлось заметно утяжелить. Это, конечно, сказалось на чувствительности, расшевелить этот саб можно только мощным моноблоком. Но с 3-дюймовой катушкой это не проблема – выдержать может много.



Заявленные/фактические параметры Edge EDX10D2-E0:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц / 33 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,3 л / 10,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,14 / 6,21
  • Qes (электрическая добротность) – 0,40 / 0,45
  • Qts (полная добротность) – 0,37 / 0,41
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 229 г / 340 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,4 Тл м / 23,1 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2 х 1,8 Ом / 3,8 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,5 дБ / 80,2 дБ


* - измерения проводились при последовательном включении катушек

Подвесы оказались ещё немного жёстче заявленного (Vas поменьше, Qts повыше), но для такого тугого и жёсткого «насоса» просто нужна более долгая разминка, так что придираться не стану. А вот в массе подвижки (вернее, в параметре Mms) и силовом факторе BL в описании, скорей всего, закралась опечатка.

График искажений снял при ходе диффузора что-то около 1 см от края до края, те на достаточно приличном уровне. На удивление, от 50 до 100 Гц искажения невысокие, хотя ниже по частоте заметно растут. Впрочем, в этом диапазоне наш слух не особо это и заметит.



Критичных резонансов в подвесах нет, разве что пластиковый колпак выше 400 Гц начинает вносить свой вклад. Но терпимый, ничего страшного в этом нет.



В общем, подходить к оценке этого саба нужно совсем не с точки зрения SQ – все акценты в нём смещены в сторону могучего долбилова. Соответственно, корпус нужно прикидывать тоже из этого расчёта.

Расчёт акустического оформления и проба в деле



Моделирование показало два возможных применения этого саба. Первое – когда нужно получить глубокий бас, но не дудящий на одной ноте, а с ровной полкой АЧХ. Для этого можно сделать ЗЯ объёмом 18-20 литров (разумеется, чистыми, т. е. без учёта объёма динамика). Это универсальный вариант – саб будет забираться чуть ли не в инфразвук, но одновременно с этим отработает и ритмичную клубную музыку. Единственный недостаток – отдача получается средней.

Второй вариант – когда нужно получить максимальную отдачу любой ценой. Как обычно для жёстких сабов, всё будет зависеть от настройки порта – как вы его настроите, на такой частоте саб и будет колбасить. При этом на низкую чувствительность самого динамика плевать с высокой колокольни – тут уже сам корпус будет давать нехилое акустическое усиление. Правда, у этого варианта минус уже другой – на ровную АЧХ нет даже и намёка, да и отдельные ноты будут подзатягиваться (обратите внимание на график ГВЗ).



Кстати, интересный момент – фазоинверторный корпус даже на открытом пространстве даст небольшое акустическое усиление. Вот так выглядят расчётные АЧХ в тех же корпусах, но при работе саба на открытое пространство (т. е. не в салоне автомобиля):



В общем, нужно выбирать: либо универсальный ЗЯ и ровная полка АЧХ, но невысокая чувствительность, либо колбасня от души, но в жертву придётся принести точность баса.

Коротко по делу. Для каких задач подойдёт?



Сабвуфер не для утончённых аудиофилов – он понравится тем, кто хочет «качнуть», но при этом обойтись без гигантских корпусов. Как говорится, и рыбку съесть, и в багажник влезть. Действительно, несмотря на 10-дюймовый калибр, этот губастый «насос» любит и умеет забираться вниз по частоте чуть ли не до инфрабаса. Предпочитает грубую силу – с нежными усилителями к нему можно не подходить, лучше подобрать моноблок с четырёхзначной RMS-мощностью.

  • Брутален, понравится тем, кто любит губастые колбасящие сабы
  • В ЗЯ относительная универсален, даёт ровную полку АЧХ
  • Высокая отдача в ФИ, характер баса меняется настройкой порта

  • Невысокая опорная чувствительность, требует мощного моноблока
  • Точно не для тех, кто подыскивает лёгкий и отзывчивый саб



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus