Недорого и со вкусом
Тест 12-дюймового сабвуферного динамика Kicx Z12

Дорогая техника, это, конечно, всегда интересно, но не нужно забывать и о более жизненных вещах. По многочисленным просьбам провёл очередной тест сабвуфера, на который не надо брать ипотеку. На этот раз не очень тяжелого, не слишком "давильного", но в котором тоже есть своя задумка.

Когда частенько хочется "поднавалить басу", вроде бы логично выбрать "давильный" сабвуфер. Благо, для этого есть и вполне доступные варианты, взять хотя бы тот же Airtone, который выдержит даже ядерный взрыв или Sundown Audio, который, при должном подходе, можно превратить в инфразвуковое оружие.

Но не нужно забывать, что такие динамики требуют и соответствующего "кормления", так что без кучи дополнительных аккумуляторов, пучков кабелей толщиной в руку и многокиловаттных усилителей будет не обойтись. Да и, уже будем честны, не настолько они аккуратны в передаче баса, как иногда хотелось бы.

Для тех же, кто выбирает бас в машину, а не машину под бас, важны более жизненные принципы. Во-первых, чтобы сабвуфер нормально работал с усилителями умеренной мощности. Во-вторых, чтобы не требовал гигантского корпуса. В-третьих, чтобы не только мог трясти стёклами и дверями, но и музыку по-человечески играл. И желательно не только на сумасшедшей громкости.



Судя по всему этот саб создавался именно для такого применения. Моя задача – посмотреть, насколько он с этим справляется.

Конструкция



Конструкция особых вопросов не вызывает. Диффузор выполнен из классического материала – непрессованной целлюлозы. Кстати, шершавое защитное покрытие очень похоже на то, что применяется в сабах Morel Primo. Верхний подвес дополнительно пришит к диффузору нитками – вполне взрослое решение.



На первый взгляд, с тыльной стороны – обычный недорогой саб на штампованной корзине с одинарным магнитом.



Правда, к охлаждению звуковой катушки здесь отнеслись по-взрослому – кроме привычных окон под фланцем центрирующей шайбы и осевого отверстия в керне есть еще дополнительные несколько отверстий в торцевой шайбе. Как бы намёк.



Проводники от нажимных терминалов до самой звуковой катушки прошиты через центрирующую шайбу. Тоже по-взрослому.



Звуковая катушка имеет диаметр 2 дюйма. О материале каркаса нигде ничего не сказано, но, насколько удалось подсмотреть, это не металл.



Измерения



Динамик попал ко мне в руки абсолютно новым, поэтому на несколько часов поставил его разминаться. Кстати, обратил внимание, при подаче "чистого" синуса лишних призвуков почти не было даже от нового динамика, а такое с нынешними недорогими сабами бывает нечасто. Потом для интереса поставил его в корпус и промерил искажения, действительно низкие. Очень хорошо.

Зависимость импеданса от частоты для параллельного и последовательного включений звуковых катушек


  • Fs (собственная резонансная частота) – 42 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 34,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,68
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,56
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 151 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,3 / 8,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,2 / 1,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,2 дБ


А что, получилось достаточно близко к описанию на официальном сайте. Очередное подтверждение, что при нормальном контроле массовое недорогое производство бывает очень стабильно.

Если коротко по параметрам, то у саба не такая уж и тяжелая подвижка, мотор с ней справляется легко и, как следствие, опорная чувствительность получается достаточно высокая. Если оформление даст акустическое усиление, то за 90 дБ перевалит. Так что немедля перехожу к самому оформлению.

Расчет



Расчетные АЧХ в салоне автомобиля


  • Синяя кривая - ЗЯ, 30 литров
  • Красная кривая - ФИ, 50 литров / 35 Гц


В ЗЯ саб получится уж слишком скромным. Если учесть, что в большинстве случаев ему предстоит работать с недорогими усилителями не самой ломовой мощности, в таком корпусе он вряд ли оправдает ожидания.

А вот фазоинвертор ему подходит хорошо, в таком корпусе получается приличное акустическое усиление. Самый простой вариант – берёте 50-литровый корпус из ближайшего магазина автозапчастей, вставляете в него трубу с внутренним диаметром 12 см и длиной около 30 см, и легко получаете по сравнению с ЗЯ прирост до 7-8 дБ в самой информативной части басового спектра (красная кривая).

Можно, конечно, придраться, что в таком оформлении получится небольшое отставание баса на отдельных нотах. Не слишком по-аудиофильски, но и не настолько критично, сравните с тем, что получается у сабов-"тяжеляков". Если повозиться с настройками системы, то на большинстве музыкальных жанров саб будет играть даже получше многих в этой цене.

А главное, что для этого не понадобится превращать машину в электростанцию и городить кучу многокиловаттных усилителей. Двухканальника мостом или недорогого моноблока 200-400 Вт ему
будет вполне дорстаточно, чтобы обеспечить серьёзную басовую поддержку. Одним словом – вполне достойный саб "для жизни". Брать можно.

  • Акустическое усиление в ФИ оформлении
  • Хорошо работает с усилителями средней мощности
  • Невысокие искажения

  • Неидеальный график ГВЗ (группового времени задержки) для ФИ



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus