Топовый уровень и рациональная экономия
Тест компонентных акустических систем Hertz MLK 165.3 серии Mille Legend

Так уж получилось, что этот комплект топовой серии Mille Legend прошёл мимо лаборатории. А меж тем он заслуживает особого внимания. В отличие от флагмана MLK 1650.3, мидбасовые динамики построены не на неодимовых, а на ферритовых магнитах, твитеры тоже имеют несколько конструктивных отличий, которые заметно сказались на цене в лучшую сторону. А вот в плане работы в динамиках используются всё те же решения топовой серии Mille Legend. Словом, тот же флагман, только доступнее – есть смысл присмотреться.

На момент теста двухполосный комплект MLK 165.3 стоит 45100 рублей. Для сведения, цена упомянутого флагмана MLK 1650.3 – 78500 рублей. Как говорится, разница налицо – сэкономить можно некисло.



Как и некоторые другие продукты Elettromedia, эта акустика участвует в программе eid – на динамиках и упаковке нанесён QR-код, по которому можно проверить серийный номер и даже проследить «жизненный путь» конкретного комплекта.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Начну с мидбасовых динамиков Hertz ML 165.3. Они достаточно тяжёлые, построены на литых алюминиевых корзинах, с крупными моторами. Цельные диффузоры с экспоненциальным профилем V-Cone – одна из отличительных особенностей топовой линейки Mille Legend. Произносится, кстати, как «ву коне», а не «ви коун» (итальянцы же).



Верхний подвес крепится необычно – стык с фланцем корзины находится как бы внутри него. Это немного увеличивает полезную площадь излучения по сравнению с традиционным креплением, да и эстетике тоже в плюс идёт. Такая геометрия получила название Boundary Free Surround.



Материал диффузора – целлюлоза, армированная хлоповыми волокнами и с полимерным покрытием лицевой стороны. С тыльной стороны хорошо видно, что конус крепится к звуковой катушке через переходной элемент – тоже конической формы и тоже из целлюлозы.



Корзины отрытые – всего три «спицы» и большие окна, так что эффекта «воздушной подушки» возникать не должно. Ну, если намеренно не зажать динамики неудачными тесными подиумами, конечно же.



Расстояние между центрирующей шайбой и тыльной стороной диффузора небольшое, поэтому подводящие косички выполнены не привычными поводками, а подцеплены в средней части к самой шайбе. Касания исключены даже при больших ходах.



Диаметр звуковых катушек – 36 мм. Максимальный ход заявлен по 5 мм в каждую сторону, это как раз соответствует видимой части катушки вне зазора – её можно рассмотреть через окна под центрирующей шайбой.



При этом высота самого зазора – 6 мм, она определяется по верхней шайбе магнитопровода (не всегда, но в данном случае именно так). Имеем приличный ход и почти 38% катушки в зазоре – хорошее сочетание.



Особо отмечу грили в комплекте. Не какие-то там пластиковые, а литые металлические, с фирменным шероховатым покрытием. Жаль, в размере 6,5 дюймов отдельно не продаются (насколько я понял, такие есть только для сабов), иначе себе бы такие без раздумий поставил.



Твитеры тоже имеют собственную маркировку – Hertz ML 28.3. Достаточно компактные, хотя диаметр куполов немаленький – 28 мм. Сетки несъёмные, но это простительно: ячейки крупные.



В отличие от флагманских ML 280.3, корпуса у ML 28.3 пластиковые. В остальном конструкция почти аналогична, и такой вывод напрашивается, разумеется, не по внешнему виду, а результатам измерений. Хотя, честно говоря, «упрощённые» ML 28.3 неожиданно кое в чём оказались даже интересней, но не стану забегать вперёд.



Кроссовер в комплекте – свой собственный, разработанный конкретно под эти динамики (собственно, так и в любой акустике должно быть, хотя на деле не всегда бывает).



К элементам – никаких вопросов: плёночные конденсаторы, катушки без ферритовых сердечников (гистерезис? что такое гистерезис?), «правильные» резисторы.



В цепи твитера предусмотрена возможность выбрать характер среза ФВЧ, потом посмотрю, как он работает на деле.



Уровень твитера выбирается из трёх вариантов простым подключением к соответствующим клеммам.



На работе кроссовера потом остановлюсь отдельно, а пока немного забегу вперёд – он тут спроектирован далеко не по остаточному принципу, так что ценителей Pure Passive эта акустика, определённо, порадует.

Измерение параметров и анализ работы динамиков



Начну с электромеханических параметров. Расхождения с заявкой минимальные (а с полной разминкой динамиков и вовсе сойдут к метрологическим допущениям) – хороший признак высокой культуры производства.



Заявленные/фактические параметры НЧ/СЧ динамиков Hertz ML 165.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц / 67 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,0 л / 8,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,40 / 4,44
  • Qes (электрическая добротность) – 0,54 / 0,69
  • Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,59
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17 г / 16,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,0 Тл м / 5,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,0 дБ * / 87,8 дБ


* - условия измерений не указаны

На АЧХ обошлось без резких выбросов на верхнем краю диапазона – фирменный целлюлозный диффузор V-Cone действительно не даёт призвуков. Направленность начинает проявляться с 1,5-2 кГц (норма для 6,5-дюймового калибра), но вплоть до 4-5 кГц обходится без неожиданных модальных проявлений (опять же, спасибо профилю V-Cone). Хотя выше динамик тоже ведёт себя спокойно, но там уже в дело вступает твитер.



Из всех артефактов, к которым можно придраться, – небольшой перепад в области 1 кГц, сопровождающийся слабым смещением фазы. Очень похоже на резонанс центрирующей шайбы. Он же, кстати, есть и у флагманского «неодимового» ML 1650.3. Идеологически эти динамики вообще очень похожи.



А вот и наглядно о том, что нельзя судить о работе динамиков только по параметрам – нужно принимать во внимание ещё и геометрию магнитных систем. Мало того, что искажения в принципе достаточно низкие, так ещё и обратите внимание на область НЧ – с понижением частоты они не растут, моторы сохраняют контроль над движением диффузора.



Твитеры имеют образцовую АЧХ по оси, укладывающуюся в коридор шириной всего 2 дБ, начиная уже от 2 кГц (напомню, это собственная АЧХ твитеров, без ФВЧ).



Кстати, снова есть сходство с топовыми твитерами ML 280.3 – в области 1,5-2 кГц видны лёгкие проявления работы акустической камеры и подкупольного пространства. Их же, кстати, и на графике импеданса (был чуть выше) легко проследить.



При этом, в отличие от тех же ML 280.3, неожиданно обнаружилась приятная особенность – с понижением частоты искажения не растут вплоть до 1 кГц, т. е. твитеры сохраняют свою работоспособность при работе даже на частоте резонанса. Конечно, мучать их этим не нужно, но запас по настройке ФВЧ и стыку с мидбасовым звеном получается нешуточный.



Ну и теперь непосредственно к тому, как всё это дело объединяет кроссовер:





Подход к проектированию кроссов явно был взвешенный, как говорится, «зрячий», т. е. с пониманием результата, который нужно было добиться. Настройки уровня твитера и частоты среза ФВЧ работают без размашистости, в пределах небольших корректировок АЧХ.

А что по звуку?



Первое, что обратило внимание и понравилось – очень живое и сбалансированное звучание в СЧ диапазоне. Без яркости или каких-то акцентов, при этом очень детальное – не напрягаешься, чтобы услышать тонкие нюансы. Они не выпячиваются, а подаются естественно, как само собой разумеющееся. Лично мне такая лёгкая, но не колючая подача очень даже заходит, особенно когда слушаешь какой-нибудь мелодичный джазовый инструментал.

Твитеры показывают максимум своих возможностей при ориентации в салон – сильно отворачивать их от слушателей точно не нужно. Про штатные места в панели с направлением вверх на стекло лучше забыть. Звук к себе не привязывают, хотя тут многое будет зависеть от отражений от стёкол – о них нужно помнить, выбирая места установки.

Переключатели в кроссоверах тоже лучше выставлять по месту, но кое-какие характерные особенности легко заметить и при стендовых экспериментах. Например, в положении ФВЧ «3,5 кГц» вокал и многие инструменты подаются интереснее – как-то цельнее, живее, с более правильными обертонами. Причём экспериментировал, как всегда, с разными разворотами мидбасовых динамиков и твитеров относительно друг друга – стыкуются полосы хорошо. А в положении «4 кГц» чуть больше обращают на себя внимание «острые» звуки – тарелочки, щипки акустической гитары и т. п.. При этом самый верх становится слегка «подсушенным», а вокал – как бы чуть легковеснее. В общем, хоть я обычно и не люблю чрезмерное «распускание» твитеров вниз, но в данном случае «низкий» вариант лёг на слух как-то лучше.

С другой стороны, опять же помним про отражения: на нижнем краю своего диапазона твитеры излучают широко, и, если отпускать их играть слишком низко, можно наловить их в немалом количестве. Так что хоть на стенде вариант «3,5 кГц» и звучит правильнее, в реальной инсталляции оптимальным может оказаться «4 кГц». В общем, надо пробовать, когда есть выбор – это хорошо.

Бас достаточно полновесный для 6,5-дюймового динамика. По характеру нейтральный – без чрезмерной жёсткости и стремления выбить воздух из грудной клетки или, напротив, рыхлого заплывания жиром и гудения. Я бы сказал, спокойный, собранный и уверенный. Понятно, что в реальной инсталляции нужно суметь реализовать эти возможности, но то, что сами динамики могут играть с хорошей артикуляцией – это факт. Усилитель желательно подбирать с соответствующими силовыми возможностями.

Коротко по делу



Акустика для тех, кто хочет получить топовый уровень, но не готов тратиться на флагманский комплект. Жанрово абсолютно универсальна – от красивого мелодичного джаза и симфонической музыки и до забористого рока и раскалённого метала. Не говоря уж об электронной музыке или жанрах попроще.

Характер – с живой и детальной, но не острой подачей на СЧ/ВЧ и спокойным, основательным звучанием на НЧ. Хорошо показывает особенности усилителя и источника – их звуковой потенциал должен соответствовать. Кабелям, кстати, тоже есть смысл уделить должное внимание, в системе такого уровня разница уже чувствуется.

И не забывать, что динамики не играют сами по себе: простое распихивание по штатным местам с ними не прокатит, весь их потенциал раскроет только правильный, грамотный инсталл.

  • Топовый уровень, но заметно дешевле флагманской модели
  • Стыковка полос кроссовером хорошо раскрывает потенциал динамиков
  • Музыкальность и абсолютная жанровая универсальность
  • Возможность настраивать стык с сабвуфером достаточно низко

  • Динамики требовательны к акустической подготовке посадочных мест



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus