Раз, два – и готово
Тест акустических систем Dynamic State серии DIVE для штатных мест Toyota/Lexus (индекс DTL) и Lada/Nissan/Relault (индекс DNR)

Эту акустику Dynamic State с «тойотовскими» корзинами я протестировал около месяца назад и уже даже опубликовал отчёт по ней, но почти сразу пришлось отправить его «на доработку». Как оказалось, у многих производителей в «тойотовские» таблички совместимости затесалась Лада «Веста», и инсталляторы тут же указали на эту ошибку. Вначале была идея протестировать акустику для семейства Lada/Nissan/Relault отдельно, но «техническое расследование» привело к выводам, что акустика серий DTL (для Toyota/Lexus) и DNR (для Lada/Nissan/Relault) построена на одной платформе, и модели отличаются лишь креплениями корзин.

Так что сегодняшний отчёт о тестировании адресуется всем владельцам указанных автомобилей. Если вы боитесь что-либо сверлить и резать в своей машине, можно заставить нормально заиграть штатное аудио без какого-либо хирургического вмешательства. И, кстати, за очень даже небольшие деньги.

Для понимания – цена компонентной модели Dynamic State DTL-CS16 на момент теста составляет 7100 рублей. Цена коаксиальных DTL-CX16 – 6150 рублей. Если учесть, что установка взамен штатных динамиков займёт не больше часа, получается ну очень привлекательно.





Ну а для владельцев «Вест», «Логанов», «Сандеро» и других автомобилей семейства LADA/Nissan/Relault (и, кстати, ещё некоторых «китайцев») предназначены модели Dynamic State DNR-CS16 и DNR-CX16. Отличаются лишь корзинами – они без внутренних «козырьков», с другим расположением крепёжных «ушек» и другими фишками подключения. В остальном – всё то же самое. Цены – те же 7100 и 6150 рублей, соответственно. Сфотографировать возможности не было, так что вот вам официальная картинка, сути это не меняет.





Первое знакомство, конструктивные особенности



Начну с компонентной модели DTL-CS16 (а для автомобилей Lada/Nissan/Relault эта модель носит индекс DNR-CS16). Качество сборки порадовало – всё аккуратно, без «соплей», пластикового облоя и прочих косяков, часто свойственных доступной технике. Зачёт однозначно.



Диффузоры – целлюлозные, верхние подвесы – резиновые. Описание скромно указывает материал корзин ABS-пластик, но в его фактуре явно прослеживаются армирующие волокнистые добавки. С обеих сторон – уплотнители из вспененных материалов: с лицевой – поплотнее, снизу – помягче.



Клеммные терминалы – под штатные фишки. При необходимости фишки можно купить дополнительно.



Смотрим, что с обратной стороны. Моторы построены на 8-см ферритовых магнитах (начиная с этой части, в сериях DTL и DNR всё абсолютно одинаковое). Резиновые подвесы подклеены к диффузорам с тыла.



Подводящие сначала идут от клеммных терминалов к центрирующим шайбам, дальше заглянуть не представляется возможным, но на ощупь они прошиты через центрирующую шайбу.



Твитеры очень компактные, с 20-мм шёлковыми куполами.



По умолчанию идут в чашках для врезного монтажа, но в комплекте есть чашки и кольца для установки на поверхность. Каких-либо кронштейнов для штатных мест нет, но если учесть малый размер твитеров, каких-то проблем с установкой не предвидится.



Кроссоверы выполнены раздельно: ФНЧ первого порядка (катушка индуктивности) в разрыв проводов к мидбасовым динамикам и ФВЧ второго порядка (конденсатор и катушка) – в разрыв проводов к твитерам. Вариантов штатной проводки много, так что как их врезать в неё – нужно смотреть уже по конкретному автомобилю. Например, если в штате предусмотрена компонентная акустика (а значит, есть штатные фильтры, как минимум, на твитеры), не нужно подключать новые последовательно с ними – нужно отыскать их и заменить.



Коаксиальная модель Dynamic State DTL-CX16 (а для Lada/Nissan/Renault это DNR-CX16) построена на базе компонентной. Твитеры выступают за верхнюю плоскость буквально на несколько миллиметров. Можно сказать, почти совсем не выступают.



Сами высокочастотники такие же, как в компонентной модели – с шёлковыми 20-мм куполами. На диффузорах мидбасовых динамиков вместо центральных колпачков – пылезащитные колечки вокруг стоек твитеров.



Интересно, что никаких элементов кроссовера не видно ни с тыльной, ни с лицевой сторон. Если у компонентной модели мидбасовый динамик подключается через ФНЧ, то у коаксиальной – напрямую. Остаётся только ФВЧ твитера, и он, похоже, упрятан внутри стойки высокочастотника.



Измерение электромеханических параметров



Редкий случай, когда описание доступной акустики содержит внушительный список параметров. Как по мне, заслуживает уважения. Особенно когда расхождение параметров – в пределах естественных разбросов.



Заявленные/фактические параметры Dynamic State DTL-CS16 (комп.):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 68 Гц / 65 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,4 л / 13,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,46 / 8,32
  • Qes (электрическая добротность) – 0,75 / 0,72
  • Qts (полная добротность) – 0,68 / 0,66
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 10,8 г / 11,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м / 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90 дБ / 89,7 дБ




Заявленные/фактические параметры Dynamic State DTL-CX16 (коакс.):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 72 Гц / 70 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,4 л / 12,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,65 / 8,44
  • Qes (электрическая добротность) – 0,71 / 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,65 / 0,61
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,7 г / 10,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м / 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,5 дБ / 90,2 дБ


Коротко о том, что имеем. У динамиков очень лёгкие диффузоры (у коаксиалов даже чуть легче из-за отсутствия центрального колпачка), так что моторы легко управляются с подвижными системами. Отсюда – высокая чувствительность. Проще говоря, динамикам не нужны ломовые усилители, вы получите лёгкую работу и достаточную громкость даже просто от головного устройства. Учитывая «штатное» предназначение акустики – это то что надо. Единственное, чем при этом пришлось пожертвовать – это резонансная частота, она тут не запредельно низкая, так что если захотите получить много баса, лучше будет добавить сабвуфер.

Анализ работы динамиков



Начну с компонентных систем. Если глянуть на графики импеданса выше, то можно заметить, что с ростом частоты импеданс у мидбасового динамика лезет вверх не слишком активно, а это указывает на применение в магнитных системах колец Фарадея. Не буду вдаваться в подробности их работы, скажу лишь, что это облегчает работу усилителя, но в результате на АЧХ имеем небольшой подъём с ростом частоты. Правда, с разворотом динамика он уходит, и к тому же в комплекте ещё и кроссовер есть, так что выводы будут позже – по результатам прослушивания.



Лёгкая неравномерность в районе 500-600 Гц – след хорошо заглушенного резонанса где-то в подвесе, скорей всего в центрирующей шайбе, на это указывает лёгкая ступенька акустической фазы. Но тут всё плавно, так что просто отметим это как факт, повода придираться пока ещё нет.



Искажения на СЧ не самые низкие, но равномерные, и главное – с понижением частоты нет роста искажений, как это часто бывает у высокодобротных динамиков. Опять же, намёк на то, что динамик не будет разбалтываться на басе и позволит получить приличный запас неискажённой громкости. Позже это и прослушивание подтвердило.



К АЧХ твитера никаких претензий. Небольшой провал в районе 10 кГц – это не следствие нежёсткости купола, а просто результат его формы. Обратите внимание, с разворотом этот провал пропадает, если бы купол «ходил волной», то он сохранялся бы.



По искажениям есть интересный момент – в целом всё выглядит хорошо, к тому же заметный рост начинается лишь ниже 3 кГц (что довольно низко для 20-мм купола), но есть выраженная область, где в искажениях преобладает третья гармоника. На слух это дало небольшую «шероховатость» в характере звучания верхов, хотя если откровенно, это уже аудиофильские придирки.



И вот так всё выглядит при включении динамиков через кроссовер из комплекта (те самые ФНЧ и ФВЧ в разрыв проводов к твитерам и мидбасовым динамикам). Акустически полосы стыкуются где-то в районе 5-6 кГц:



А теперь коаксиалы. Мидбасовое звено подключено напрямую, без фильтрации, так что подъём АЧХ к верхнему СЧ диапазону получается заметным. Но это если смотреть по оси. Если же динамик виден под углом, т. е. как ему и предстоит работать в машине, то всё довольно ровненько и с плавным спадом на самом-самом верху.



Картинка искажений ожидаемо повторила особенности графиков для компонентной модели. Формально получилось немного высоковато, но за особенностями штатного ГУ всё это мелочи.



Главное, что твитер состыковался с мидбасовым звеном вполне приемлемо – в зоне их стыка акустическая фаза имеет лишь небольшой пологий перепад, без резких и сильных скачков.



А что по звуку?



Первым делом оценивал компонентную акустику. Мидбасовые динамики и твитеры подключил через фильтры из комплекта. Звучание понравилось, на слух ложится легко. Общий характер я бы описал как открытый и ясный. Нет ощущения «наброшенного покрывала», как это иногда бывает. Слегка яркий, но без жёсткости или навязчивости – можно даже делать чуть погромче, акустика не начинает при этом «сверлить уши». На небольшой громкости звук не «тускнеет».

Поскольку твитеры можно ставить как угодно – хоть под штатные сетки, хоть снаружи, попробовал поэкспериментировать с их разворотом. Результаты получились такими.

Если направить их в лоб, то ВЧ звучат воздушно и как-то свежо, хоть на аудиофильских треках и есть лёгкий «песочек», небольшая такая «шероховатость», и порой они притягивают к себе внимание чуть больше, чем нужно. Но без «цыканья» и слитно, т. е. отдельные звуки не звучат отдельно от музыкальной картинки, и это очень хорошо. Так что если в системе будет ГУ с процессором, такое направление вполне годное.

При простом апгрейде штатки без процессоров и прочих изысков я бы чуть развернул их друг к другу (например, можно направить на центры противоположных передних боковых стёкол). Это уменьшит привязку звука к ближнему твитеру, звук как бы «разольётся» в пространстве перед слушателями, образуя подобие звуковой сцены.

На нижних частотах особого акцента акустика не делает, но и основательности не теряет. Важно, что не гудит, как штатка. Запас по перегрузке достаточный, диффузоры не норовят вылететь из динамиков. Дополнить систему небольшим сабвуфером, хотя бы простой активной моделью – и будет вам весьма приличное звучание, особенно относительно затраченного бюджета.

Кстати, всё это касается и коаксиальных динамиков, только они более явно предпочитают работу под углом – в магазинном стенде звучание получится пусть и не откровенно «эстрадное», но всё же яркое. Если их развернуть друг к другу (как они будут установлены в дверях), всё приходит в норму.

Коротко по делу



Акустика оставила приятные впечатления. Выполнена аккуратно, и в части звука свою задачу выполняет. Практически у всех машин в базовых комплектациях, к которым подходят серии DTL И DNR (а это, напомню, семейства Toyota/Lexus и Lada/Nissan/Relault, соответственно), штатные динамики звучат, мягко говоря, скучновато. Даже если просто заменить их на DIVE, не трогая всего остального, это уже заметно «освежит» звучание. А для неискушённого слушателя так и вовсе даст вау-эффект. И всё это, заметьте, по штатным местам.

  • Установка по штатным местам
  • Доступная стоимость
  • Хорошее качество сборки
  • Высокая чувствительность – не нужны мощные усилители

  • Обошлось без критических промахов и существенных недостатков



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus