Тезисные наброски
Тест компонентных акустических систем Audison линейки Voce

Вот как-то пропустил я эту серию мимо внимания, а меж тем Voce, в которую входят акустика и усилители (не путать со среднечастотниками Thesis voce, там модели пишутся с маленькой буквы), благополучно выпускается уже больше десятка лет. А примечательна она хотя бы тем, что разрабатывалась одновременно с флагманской линейкой Thesis и имеет три награды EISA в разные годы. Многие технические решения пересекаются с Thesis очень даже явно, но бюджет, в отличие от флагмана, умеренный.

Например, цена НЧ/СЧ динамиков Audison AV 6.5 на момент теста составляет 18100 рублей, СЧ динамики AV 3.0 стоят 15100 рублей, а твитеры AV 1.1 – 14200 рублей. Стало быть, трёхполосный комплект обойдётся в 47400 рублей, а двушка – в 32300 рублей. Твёрдый такой средний уровень. А учитывая инженерное родство с «Тезисами», вроде даже и недорого.



К слову, на серию Voce вовсю клепаются подделки с сомнительным качеством сборки и, разумеется, без серийных номеров на динамиках и упаковке. Так что, на всякий случай, вот как выглядят оригинальные коробки:



Судя по серийным номерам, конкретно эти экземпляры произведены в 2021-2022 годах, т. е. совсем свежие.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Мидбасовые динамики AV 6.5 действительно во многом напоминают «Тезисы» первого поколения. Характерные особенности – профиль диффузора, близкий к фирменному V-Cone, и верхние подвесы с треугольным трёхволновым профилем. Разве что диффузоры тут целлюлозные, с добавлением в пульпу хлопковых волокон и фирменным демпфирующим покрытием Light Damping.



Встречал мнение, что треугольный подвес ограничивает ход диффузора. Видимо, такие ассоциации навевает их внешнее сходство с подвесами эстрадных среднечастотников. Но если «привстать с дивана» и хотя бы подержать динамик в руках, так точно не покажется. Больше того, в пределах своего хода такой подвес создаёт более линейную нагрузку на края диффузора, нежели обычные «бублики».



Корзины литые, с большими окнами и ажурными спицами. Резонансы? Не, не слышал.



Диаметр звуковых катушек – 30 мм (именно так, калибр привязан к метрической системе мер). Намотаны CCA-проводом на каптоне. Длина намотки не указана, но высота магнитного зазора (фактически, рабочая длина намотки) – 6 мм. Это немало, и обещает неплохую контролируемость усилителем. Но это пока предположение, делать выводы можно будет только после измерений и пробы в деле.



Традиционно для Elettromedia, в описании приводится разрез динамика. Можно посмотреть при желании, как устроен внутри.



Среднечастотники AV 3.0 имеют те же особенности – треугольный профиль верхних подвесов и «клиновидный» профиль диффузоров с колпачком. Материал диффузора – опять же целлюлоза с хлопком внутри и демпфирующим покрытием снаружи.



Как нетрудно догадаться из модельного индекса, номинальный размер – 3 дюйма. Фактический внешний диаметр – 8,8 см, посадочная глубина – 3,8 см.



Моторы – на неодимовых кольцевых магнитах диаметром 4,6 см. Диаметр катушки – 20 мм. Как и с НЧ/СЧ динамике, она намотана лёгким проводом CCA.



В мидбасовых динамиках защитных грилей нет, а вот в среднечастотниках они уже идут в комплекте. Эдакие «трансформеры»: хочешь – просто колечко с сеткой, хочешь – без сеток, но с парой дуг.



Твитеры AV 1.1 относительно крупные – номинальный размер куполов 1,1 дюйм или 29 мм (именно так, на миллиметр больше одного из общепринятых калибров 28 мм). Грили закрывают купола не полностью, но это, скорей всего, просто дизайнерские изыски – не нужно искать инженерию там, где она играет не самую главную роль.



А вот с тыла поискать её можно и нужно: форма корпуса – явный результат инженерных экзерсисов.



В твитере имеется акустическая камера хитрой геометрии, призванной снизить внутренние резонансы воздушной массы. Она сообщается с фронтальной частью через отверстия по диаметру катушки. И тыловая, и фронтальная камеры заполнены поглотителем. Опять же, посмотрим, что покажут измерения. И прослушивание, куда ж без него.



В комплекте идёт куча монтажной мелочёвки, начиная от чашек для поверхностного монтажа и до кронштейнов для монтажа в штатные места. Врезной способ тоже никто не отменял, для него – отдельные колечки.



Измерение электромеханических параметров



От внешней стороны – к инструментальному изучению. Для начала – параметры, потом пройдусь по выявленным особенностям.



Заявленные/фактические параметры Audison AV 6.5 (НЧ/СЧ):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 68 Гц / 74 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,2 л / 9,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,84 / 7,89
  • Qes (электрическая добротность) – 0,82 / 0,71
  • Qts (полная добротность) – 0,74 / 0,65
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г / 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м / 5,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом / 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – н. д. / 89,6 дБ


Заявленные/фактические параметры Audison AV 3.0 (СЧ):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 160 Гц / 125 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,38 л / 0,78 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,70 / 5,83
  • Qes (электрическая добротность) – 0,74 / 0,42
  • Qts (полная добротность) – 0,64 / 0,40
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,4 г / 3,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м / 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – н. д. / 87,6 дБ


Audison AV 6.5. Моторы в мидбасовых динамиках не так просты, как может показаться. В них явно присутствуют кольца Фарадея, но их влияние более дозировано, чем, например, у эстрадных динамиков, в которые их сейчас пихают, кажется, вообще все без разбора. Так что напрашивается вывод, что здесь они в первую очередь корректируют форму магнитного потока в зазоре, а уж потом – всё остальное – снижение интермодуляции на СЧ/ВЧ и корректировка параметров.

Относительно жёсткие центрирующие шайбы обещают, что мидбасовые динамики будут меньше чувствовать объём воздуха в дверях. Лёгкие подвижки – это хорошо, когда нужно получить правильный импульсный отклик с минимумом переходных процессов (перевожу с инженерного – более точное звучание без гудения на околорезонансных частотах). Однако обратная сторона такого сочетания – повышенная резонансная частота.

Кто-то сходу заявит, мол, баса не видать, но я бы не торопился. Отдельно взятые параметры – это ещё не всё, что влияет на звучание: геометрия мотора тут даёт хорошую контролируемость усилителем, а контроль, в свою очередь, позволяет динамику не уходить в разнос на околорезонансных частотах с резким спадом отдачи ниже Fs. Спад получается более плавный и естественный, чуть дальше на АЧХ это будет хорошо видно.

Audison AV 3.0. В СЧ динамиках тоже есть кольца Фарадея, и работают они гораздо заметнее: к 20 кГц импеданс всего лишь удваивается по сравнению с минимальным значением. Т. е. усилитель на такой динамик работает почти как на обычный резистор. К слову, потом результат будет наглядно виден по графику искажений – они непривычно низкие.

Параметры намекают, что AV 3.0 можно ставить в том числе и в тесные объёмы – по расчётам добротность выходит на классическое значение 0,7 всего в 310 мл (т. е. по факту им нужно примерно 350 мл, ведь какой-то объём вытеснят ещё и сами динамики). Но, опять же, торопиться не нужно: на деле звучание получается интересней, когда AV 3.0 работают в большем объёме.

Анализ работы Audison AV 6.5 (НЧ/СЧ)



Форма диффузора даёт о себе знать – обычно 6,5-дюймовые динамики начинают заметно проявлять свою направленность уже с 1,5-2 кГц, здесь же более-менее значимо АЧХ начинает меняться при развороте только выше 3-4 кГц, ниже этой отметки общий характер всё же сохраняется. Потом ещё раз обратил на это внимание уже при прослушивании, но об этом скажу чуть дальше.



В диапазоне 400-700 Гц прослеживаются остатки резонанса (больше похоже на центрирующую шайбу). Причём, что интересно, при прослушивании неразмятых динамиков в этой области чувствуется некоторый окрас, но с «прогревом» он почти полностью уходит. Допускаю, что при более длительном прогреве этот артефакт уйдёт полностью.



Искажения умеренные, и с понижением частоты растут неохотно – результат удачной геометрии мотора, при которой соотношение рабочих витков катушки (т. е. находящихся в зазоре) к общей длине намотки относительно высокое.



Анализ работы Audison AV 3.0 (СЧ)



Динамики хорошо забираются вверх по частоте, но широкополосниками прикинуться не пытаются. Работают без резких горбов на верхнем краю диапазона, которые нужно было бы компенсировать настройками. Это хорошо: будет легче стыковать с твитерами.



Вообще, весьма приличные динамики. Из сколь-нибудь заметных резонансов в подвесах и подвижке – хорошо задемпфированный артефакт в районе 1 кГц, «размазанный» по широкой полосе. Именно он стал причиной лёгкой и пологой «ямки» в этой области. Небольшая болтанка фазы выше 5 кГц – результат естественной интерференции, закономерной при калибре 3 дюйма. Впрочем, неравномерность меньше, даже чем у иных широкополосников – опять же спасибо форме диффузора и колпачка.



Гармонические искажения – отдельная тема. Вернее, почти полное их отсутствие на СЧ и ВЧ (часто даже твитеры имеют более высокие искажения). Внизу, конечно, чуть подрастают, так что реальной нижней отметкой работы AV 3.0 я бы назвал частоту 200 Гц.



Анализ работы твитеров Audison AV 1.1



Абсолютно ровная собственная АЧХ (т. е. без учёта фильтров) выше 2 кГц, так что в настройке твитеры обещают быть предсказуемыми. При развороте лишь слегка падает отдача, но резких провалов не возникает. Если бы это была система с пассивными кроссоверами, можно было бы корректировать уровень ВЧ просто разворотом твитеров.



Фазовая характеристика – абсолютно линейна выше той же отметки 2 кГц (а пускать их работать так низко всё равно никто не собирается). В общем, образцовые высокочастотники: ни единого намёка на «ломание» купола.



С понижением частоты искажения растут плавно, без резких скачков. Иными словами, у них нет выраженной граничной частоты, ниже которой твитеры работать решительно не любят. Тем не менее, если ориентироваться на импедансную кривую, настраивать ФВЧ ниже 3-3,5 кГц я бы не стал. Это и эксперименты с прослушиванием потом подтвердили.



Проверка предварительных выводов в деле. Как готовить акустику, и какого ждать звучания?



Для прослушивания и экспериментов с настройками собрал поканалку на «завалявшемся» с прежней инсталляции процессоре Alpine PXA-H800. Источник – ноутбук и USB-транспорт на CM6631A, усилители – handmade, межблочники – RockQ и The Chord Indigo Plus, акустические кабели – E.O.S. TA-11 и старые Tchernov Cable Original. Боксы под акустику, как обычно, разворачивал для имитации автомобильной направленности. Слушал почти что в ближнем поле (расстояние не больше 2,5 метров).

Первым делом, прогрев. В случае с Voce это оказалось важно и заметно. Мидбасовые динамики при первом включении зазвучали с небольшим окрасом на СЧ, как будто вокалу и инструментам не хватало наполненности. После нескольких часов работы окрас начал уходить, и звучание начинало приобретать какую-то «телесность» что ли. Это к вопросу о небольшом скачке фазы и АЧХ в области 400-700 Гц, выявленном при измерениях. По опыту, такое бывает, когда центрирующей шайбе требуется некоторое время на стабилизацию механических характеристик: её резонанс чаще всего как раз попадает в область до 1000 Гц.

Аналогично со среднечастотниками, только там этот «первичный окрас» сместился чуть выше по частоте. Короче, лишнее подтверждение известного факта – даём динамикам поработать какое-то время, и только потом делаем выводы и настраиваем систему окончательно.

Мидбасовые Audison AV 6.5. Двушка или трёшка? По результатам экспериментов утвердился во мнении, что с ними можно строить и двухполоску, и трёхполоску: на СЧ они играют легко. Стык с твитерами лучше всего получается в районе 3,5-4,5 кГц. Выше не нужно, но до этой отметки – всё отлично. Тем более, что от этих частот твитеры AV 1.1 уже спокойно подхватывают у них эстафету.

Наблюдение по направленности мидбасовых динамиков. Заметил один важный момент, о котором при оценке акустики обычно никто не задумывается, – в своём диапазоне динамики сохраняют тональный баланс даже при значительных углах разворота. То есть, настраивая систему, вы не получите разную тоналку справа и слева. Попробуйте в своей машине включить розовый шум (с ним нагляднее) и погонять баланс вправо-влево. Уверен, результат для многих окажется неожиданным.

Характер баса. Немного суховатый, без «жира», но точный и артикулированный. Понравилось, что моторы хорошо держат подвижку и не дают динамику уходить в разнос на околорезонансных частотах и имитировать бас гудением, который многие принимают за басовитость.

При измерении параметров были опасения насчёт глубины, но они не оправдались. Да, бас действительно «академичный», но стыковка с любым нормальным сабом (т. е. если это будет не откровенный «негро-насос») проблем точно не вызовет.

СЧ динамики Audison AV 3.0. Общий характер. Скажу откровенно, серединки вот прямо зашли. Классический пример хороших «лёгких» динамиков. Никакого ощущения «наброшенного покрывала», звучат открыто и незамылено, хорошо отрабатывают атаку и рисуют достаточно глубокую сцену на СЧ.

Можно ли разворачивать? Да, можно, динамики позволяют играться с углами разворота в очень даже широких пределах. Конечно, сложилось впечатление, что при отклонениях от оси не больше 30-40 градусов они звучат интересней, но если отвернуть сильнее (или вовсе запихать в панель с отражением от лобового стекла), трагедии тоже не случится.

Как играют внизу, и нужны ли объёмы? Для своего 3-дюймовго калибра AV 3.0 хорошо забираются вниз, и стыковать их с мидбасовой полосой можно уже от 300-350 Гц, а то и вовсе от 250 Гц. Правда, при одном условии – если не зажимать их в тесные объёмы. Параметры вроде позволяют это сделать, но, как по мне, это сразу съедает динамику и делает звучание скучным и плоским. К тому же в тесных «чашках» резонанс задирается до неприличия высоко, и низко раздел с мидбасовым звеном уже не опустишь. Так что по возможности лучше дать им «дышать», они отблагодарят за это лучшей динамикой и способностью работать ниже по частоте. Ну или хотя бы выгородить им максимально возможный объём.

Твитеры Audison AV 1.1. Общий характер. Кто любит острое звучание, «цык», «псык» и прочий «пенопласт по стеклу» – проходят мимо: твитеры Voce звучат живо, тепло и комфортно. Но, что понравилось, микродинамику при этом не съедают, как это делают некоторые крупные шёлковые пищалки – разрешение очень даже приличное. А ещё (при должной настройке) позволяют полностью избавиться от привязки звука к твитерам, что удаётся далеко не каждому.

Вообще, по наблюдениям, во многих твитерах Audison (речь не только о серии Voce) разработчики Elettromedia смогли избавиться от очень многих косяков, типичных для тканевых куполов. А ведь порой «ломка» купола – настоящая проблема. Короче, AV 1.1 зайдут тем, кто любит нейтральность и естественность. Лично мне вот такие нравятся.

Как стыковать с мидбасовыми и среднечастотными динамиками? Погонял настройки процессора, поэкспериментировал. В двухполоске стык с НЧ/СЧ звеном можно опускать достаточно низко – даже при ФВЧ на 2,5 кГц (12 дБ/октава) они не начинали свистеть. Правда, звучание при этом «тяжелело», так что раздел в районе 3,5 кГц (плюс-минус) видится самым оптимальным (примерно как и предполагал при измерениях). В трёхполоске с этим тем более проблем нет: среднечастотники AV 3.0 позволяют хоть на 5 кГц, хоть на 6 кГц делить полосы, а твитерам с такой настройкой работается вообще легко.

Короткие итоги. Под какие предпочтения выбирать?



Вокал и инструментал – да, однозначно. Жёсткий рокешник – бытует стереотип, что не очень, но если нормально свести полосы, то тоже да. Ну, может, с двухполоской чуть посложнее, но с трёхполоской – легко. Звуки в кашу не размазываются, атака сигнала «отстреливается» как надо. Ритмичная электроника – с небольшими оговорками: если вы привыкли к «жирному» и «обволакивающему» басу (а если называть своими словами, то гулкому и размазанному), то Voce, скорей всего, покажутся слишком «академичными». Но если нужна чёткость и разборчивость без гудежа, то тут акустика даёт возможность получить нужный результат. Тем более, саб тоже никто не отменял.

Короче, в ходе теста я немного огорчился. Огорчился, что не имел дел с этой серией раньше. Да, при настройке кое-какие особенности динамиков нужно учитывать (а без этого разве бывает?), но чего-то критичного, требующего совсем уж особого подхода, в них нет: всё предсказуемо. Да и вообще, звуковой потенциал имеют солидный, недаром в ближайших родственниках у них – серия Audison Thesis.

  • Солидная конструкция, некоторые технологии явно перекликаются с Thesis
  • Грили для СЧ уже в комплекте, много монтажной мелочёвки для ВЧ
  • Предсказуемы, нет артефактов, которые нужно нивелировать настройками
  • Можно получить лёгкое, открытое, незамыленное звучание
  • Понравятся тем, кто любит точный, разборчивый бас

  • Не понравится тем, кто любит «жирный» бас
  • Требуют длительного прогрева (не недостаток, но нужно иметь ввиду)



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus