Специфика применения
Тест-обзор 8-канального аудиопроцессора Hertz S8 DSP

Сегодня в лаборатории совсем новый и весьма необычный процессор от Elettromedia – Hertz S8 DSP. А необычен он тем, что применять его можно не только в машинах, но и мотоциклах и водной технике. При этом функционально он ни в чём не урезан – даже логотип High Resolution Audio имеется (а JAS, как известно, каждому встречному-поперечному его не выдаёт). В общем, штука интересная, давайте разбираться, что S8 DSP собой представляет.

Начну с понимания цены. На момент теста она составляет 45700 рублей.



Формат процессора относительно привычен: 6 аналоговых входов, 1 цифровой, 8 выходов. Но если копнуть глубже, то окажется, что S8 DSP во многом отличается от остальных девайсов на рынке. Начиная от настройки по Bluetooth не только со смартфона, но и с компьютера (чего пока ни у кого не доводилось встречать), и заканчивая… но не буду забегать вперёд.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Первое, что сразу цепляет – крошечные размеры. Зацените в сравнении со спичечным коробком:



Корпус без экстремальной герметичности, но платы покрыты конформным лаком (ниже будут фото начинки), так что перепады влажности и конденсат ему не страшны – в том же мотоцикле где-нибудь под седлом или в кофре жить будет. Компоновка – односторонняя, все соединения выведены через Molex-разъёмы.



Аналоговый вход – 6-канальный. На выбор можно подключиться к RCA или по высокому уровню. Имеется встроенная «обманка» для «шибко умных» штаток с самодиагностикой подключенной нагрузки (фирменная фича USS – Universal Speaker Simulator). Смешанного подключения (часть каналов – по высокому уровню, часть – по RCA) формально не предусмотрено.

Цифровой вход есть, но только коаксиальный (принимает сигнал с разрешением до 24 бит/96 кГц). Такое решение понятно – S8 DSP заявлен в том числе и для мототехники, где сам по себе оптический кабель мог бы работать, но вот стандартные разъёмы Toslink не приживаются: они банально не выдерживают повышенных вибраций и ударных нагрузок. К слову, это причина, почему в морских усилителях JL Audio вообще нет цифровых входов, хотя построены они на базе хорошо известных VXi.



В отдельную колодку собрано питание и управление – можно переключаться между входами (аналоговый или SPDIF) и выбирать пресеты (забегая вперёд, их тут четыре).



Кстати, в очередной раз замечу, что Elettromedia в последнее время сцепляет провода у разъёмов. Это специально для любителей тянуть за провода и «случайно» выдёргивать их из фишек, да и просто плюсик к надёжности.



Поначалу хотел поворчать насчёт слишком короткого USB-кабеля в комплекте, но S8 DSP может управляться в том числе и по Bluetooth (и не только со смартфона, но и с ноутбука), так что, по большому счёту, его можно и вовсе отложить в сторонку.



Теперь немного начинки. Внутри всё скомпоновано в два «этажа». Не вдаваясь в мелочи, наверху – сам DSP, внизу – блок питания. Платы имеют конформное покрытие.





За «математику» обработки сигнала отвечает ADAU1451, общим управлением ведает 32-битный микроконтроллер ARM Cortex-M3. За преобразование цифры в аналог отвечает 8-канальный PCM1690, а за аналог в цифру – PCM1862 и PCM1864 (2- и 4-канальный, соответственно). На плате замечены операционники OPA1656.





Цифровая часть даёт неплохие возможности обработки сигнала, так что «математика» работает с частотой дискретизации 96 кГц. А это уже попадает под спецификации High Resolution Audio.



Как настраивается, что умеет, и как задаётся конфигурация



Процессор можно настраивать аж четырьмя способами. Первый – традиционно с компа по USB. Второй – с компа, но через Bluetooth. Этот вариант однозначно запишу в плюсы: часто лезть с проводом к разъёму не просто лень, но и физически сложно (компактность позволяет установить S8 DSP в те ещё глубины). Если в компе нет Bluetooth, можно купить «свисток», который стоит копейки. Третий – через тот же Bluetooth, но уже со смартфона – соответствующее приложение есть на Play Маркет и в App Store. Ну и четвёртый – тоже со смартфона, но через OTG-соединение.

Разберу по порядку, начну с приложения для компа. В комплекте я нашёл флешку с софтом, обширной инструкцией и техническими треками для настройки.



При запуске предлагается выбрать тип соединения с процессором – проводом или по Bluetooth.



Окно программы выглядит непривычно из-за цветовой гаммы, но зато его можно масштабировать как угодно – для ноутбуков (где разрешение не всегда как у обычных компов) это полезная особенность.



В принципе, всё скомпоновано логично, долго привыкать не придётся. В левой стороне – «машинка» с расположением динамиков в соответствии с конфигурацией системы. По умолчанию в процессор залит пресет под двухполосный фронт, тыл, саб и центральный канал, но конфигурацию можно менять. Так что заходим в меню Settings и…



…запускаем I/O Configuration Wizard. Это первый этап, с чего нужно начинать настройку. Всё остальное – позже.



И вот тут самое интересное. Выбор картинки как бы намекает, что процессор предназначен не только для машин, но и для мотоциклов. Или можно выбрать картинку схемы без привязки к конкретному транспортному средству.



В дальнейшем это повлияет на две вещи. Первая – это, собственно, на саму картинку в основном окне. И не нужно думать, что это второстепенно: наглядность программы сильно влияет на удобство настройки. Второе – это первичные значения фильтров, выставляемых процессором автоматически после выбора конфигурации.

Дальше всё предсказуемо и знакомо тем, кто хоть раз настраивал процессоры Audison или Hertz. Есть отличия от других продуктов в последовательности шагов, но не слишком принципиальные. Указываем, какие динамики у нас есть в системе, какие из них подключены напрямую, а какие – через пассивные кроссоверы, и потом назначаем всему этому хозяйству свои каналы.







С выходами разобрались, теперь входы. Указываем, как подключен источник по аналогу – через высокоуровневые или линейные входы. Жаль, нет возможности переворота фазы на входах, как у Forza (к хорошему привыкаешь быстро), но процессоров с такой возможностью как бы и так немного.



И тут же – маршрутизация, с каких входов на какие выходы и в каких пропорциях что будет идти.



Дальше – выставление чувствительности. Вот тут и пригодятся те самые треки, которые идут с процессором на флешке (если что, их потом с официального сайта можно скачать, они есть на странице модели). В частности, самый первый трек – свип-тон.



Тут ничего автоматически не определяется, ползунки предлагается выставить вручную, отслеживая индикаторы клиппирования сигнала.



Дальше – де-эквализация сигнала. Правда, делать это автоматически S8 DSP не умеет, просто программа заходит в эквалайзер входного сигнала. Он отдельный, никак не связанный с основным. Если совсем уж заморочиться, можно применить старый проверенный метод – нарезка синусов и мультиметр. Правда, мультиметр должен уметь показывать RMS значения и работать в широком частотном диапазоне (т. е. простенькие «показометры» по три юаня за пучок не подойдут).



Если что, входной эквалайзер не обязательно настраивать сразу на этапе выбора конфигурации, к нему можно вернуться и позже. Равно как и до настроек маршрутизации сигналов, регулировки чувствительности входов и т. п.



На этом первичная конфигурация завершается, программа возвращается в главное окно. Уже с нужной картинкой схемы и предварительно выставленными настройками фильтров.



Конечно, многие вещи можно будет выявить только в ходе эксплуатации, но кое-какие особенности всё же заприметил.

Замеченные особенности Hertz S8 DSP



Переключение между аналоговым и цифровым входами не мгновенное, а занимает пару-тройку секунд.

Предусмотрено автоматическое переключение на цифровой вход при появлении на нём сигнала. Вдобавок имеется корректировка чувствительности цифрового входа (может быть полезно с некоторыми источниками, имеющими нестандартную амплитуду сигнала по «цифре»).

Линковать каналы для совместной настройки можно только парами – левый/правый. Зато линки для кроссоверных фильтров и эквалайзера – раздельные. А ещё можно линковать полосы внутри эквалайзера, чтобы одновременно двигать несколько ползунков регуляторов.

При одновременном включении в канале ФВЧ и ФНЧ можно задавать разные типы фильтров (обратил внимание, т. к., например, в некоторых процессорах Audison можно задать только общий). Из доступных типов – как обычно – Линквиц, Бессель, Баттерворт.

Задержки задаются «по аудисоновски» – в окошки Set Distance вводятся физические расстояния до динамиков, а в окошки Delay Fine Set – дополнительные задержки для более точной подгонки задержек.

Проверил перманентную задержку. То есть, время, которое требуется процессору для обработки сигнала – насколько он задерживает выходной сигнал относительно входного при выставленных нулевых значениях. Может пригодиться в многоканальных системах с двумя и более процессорами. Или если в системе задействованы сигналы одновременно от источника и от процессора. Получилось немного – примерно 0,66 мс (за это время звуковая волна успевает пройти всего около 23 см).



Для окна АЧХ можно менять масштаб по вертикали. До знакомства с S8 DSP я такой особенности ни у кого больше не встречал (а может, просто внимания не обращал – поправьте, если ошибаюсь). В любом случае можно считать маленьким плюсом к эргономике.

Эквалайзер навскидку выглядит как графический, но это полноценный параметрик. Просто нужно кликнуть правой кнопкой мыши на нужной полосе регулирования, и вот уже можно выбрать параметр Q (ширину полосы) и в небольших пределах скорректировать центральную частоту.



Ну и «не отходя от кассы» проверил соответствие картинки в программе реальной АЧХ. Навертел дикую кривулину посложнее, но соответствие получилось зачётное – доверять картинке в программе можно.





Так, идём дальше. Для хранения настроек имеется четыре ячейки памяти. Есть возможность копирования из одной ячейки в другую.

Как и в остальных процессорах Elettromedia (имею ввиду не только Hertz, но и Audison), перед отключением от компьютера его нужно финализировать. Многие забывают это делать, а потом звонят в техподдержку с жалобами «а чё оно не сохранилось». Читать инструкцию? А что, так можно было?

Приложение для смартфона



Приложение проверял на своём стареньком Samsung А50 (ОС Android 11), но, думаю, для iPhone отличий будет немного. При запуске предлагается выбрать режим – DRC (работа в качестве пульта) или Configurator (настройка). Интересно, что в каждом случае соединение по Bluetooth происходит заново.



В режиме пульта можно подключиться к процессору только через Bluetooth, а в режиме Configurator на выбор – либо через Bluetooth, либо проводом через OTG.



По настроечным возможностям приложение полностью повторяет софт для ПК, включая даже Configuration Wizard. Интерфейс менее удобен, но функционально – никаких ограничений. Кстати, про эргономику. Некоторые надписи и кнопки довольно мелкие, и это навело на мысль, что приложение делалось с расчётом на планшеты.





Теперь режим DRC (режим пульта). Тут можно регулировать громкость, уровень саба, переключать входы и выбирать пресеты. А большего в этом режиме и не требуется.





А что по звуку?



Тут сложно что-то оценивать в отрыве от всего остального, поэтом отмечу лишь характерные черты. Само собой, это для тех, кто будет использовать S8 DSP в автомобиле: в мотоциклах-то аудиофильское копание ни к чему. В качестве отправной точки для сравнения, как обычно, взял свой изученный вдоль и поперёк домашний ЦАП. К источнику подключал по цифре, громкостью пришлось «рулить» с компьютера.

Понравилось, что у S8 DSP нет характерной «завуалированности» звучания, оно достаточно ясное. Из-за регулировки громкости в цифре оценить разрешение в полной мере сложно, но очевидно, что переход на обработку с частотой 96 кГц дал свои положительные результаты. Холодной жёсткости и колкости в звуке нет. Есть небольшая суховатость, но опять с оговоркой – в последнее время использую в основном межблоки RockQ, а они довольно безжалостно выявляют такие особенности компонентов. При замене, скажем, на Tchernov Cable Special MK II IC или E.O.S. Tanais 70 эта «сухость» уходила.

В общем, вывод таков – S8 DSP однозначно не станет слабым звеном в системе, поскольку в конечном итоге звучание будет больше зависеть от остальных компонентов тракта, начиная с самого источника. И ещё раз напомню, всё это для систем, нацеленных на SQ, ибо для тех же мотоциклов или водной техники звуковой потенциал – с огромным запасом.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Hertz S8 DSP – во многом непривычный, но всё же универсальный процессор. Из плюсов – чрезвычайная компактность, конформное покрытие плат и возможность настройки без возни с подключением к USB (хотя и по USB тоже можно). Всё это определило специфику применения – мотоциклы, морские системы или автомобили с ограниченным пространством для установки чего-либо нештатного (там, где даже процеусь уместить сложно, а вот разнести мелкий процессор и отдельные мелкие усилители можно).

Из значимых ограничений – отсутствие пульта, так что при подключении по SPDIF источник должен уметь регулировать громкость в «цифре». Поэтому в качестве основных входов я бы рассматривал аналоговые. Со всем остальным – никаких проблем: можно даже переключаться между входами и менять пресеты, выведя соответствующие провода на какие-нибудь отдельные переключатели.

И, нужно отдать должное, при всей этой специфичности применения, по части звука возможностей Hertz S8 DSP хватает даже с большим запасом.

  • Компактный, с удобной компоновкой, лёгкий в установке
  • Переключение пресетов и источников коммутацией проводов
  • Цифровая обработка с частотой дискретизации 96 кГц (соответствие Hi-Res)
  • Для настройки можно подключаться не только по USB, но и по Bluetooth
  • Есть полнофункциональные приложения для Android и iOS

  • Отсутствие пульта ограничивает применение источников с выходом SPDIF
  • По Bluetooth – только настройка (без режима Bluetooth Audio)
  • В приложении для смартфона некоторые надписи и кнопки мелковаты



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus