Ближе к народу
Тест компонентных акустических систем Celestra SP1 Kit

Буду откровенен, когда я узнал об этой акустике, был немало удивлён: бренд Celestra задумывался в 90-х исключительно для производства усилителей, и даже логотип об этом недвусмысленно намекает. С другой стороны, Джузеппе Руджери (кто не в курсе, основатель бренда и, несмотря на слухи, вроде как до сих пор его владелец) всё же не ударился «во все тяжкие»: на сегодняшний день SP1 Kit – единственная модель акустики в модельном ряду Celestra.

Самое интересное, что Джузеппе решил зайти в этот сегмент рынка совсем не с High End, а с «народной» акустики. Для понимания, Celestra SP1 Kit на момент этого теста в России стоит 16500 рублей.



В комплекте даже есть обращение основателя бренда, в котором он сам предназначает SP1 Kit тем, кто хочет построить систему без лишних вложений, но получить хороший звук (общий смысл, опуская детали).



Не стану сейчас обсуждать маркетинговую составляющую такого решения, моя задача – оценить техническую часть. Так что давайте смотреть, как эта акустика сделана, что от этой акустики можно ожидать, ну и под какие задачи она подойдёт лучше всего.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Динамики сконструированы без броского внешнего декора, разве что накладки на крепёжных фланцах придают им некоторую изящность.



Корзины – стальные штампованные. Кстати, несмотря на простоту, совсем не звонкие.



В описании указано, что материал диффузора – полипропилен, но это, судя по всему, ошибка. Больше похоже на прессованную целлюлозу с полимерным покрытием лицевой стороны.



По крайней мере, тыльная сторона диффузоров выдаёт её довольно явно.



Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм. Подводящие идут от клемм непосредственно к катушке, при значительных смещениях диффузора касаний его тыльной стороны или центрирующей шайбы не замечено.



Твитеры – с шёлковыми куполами размером 25 мм и довольно широкими подвесами. Сетки – несъёмные.



Пассивные кроссоверы выполнены в стандартных корпусах, которые можно встретить во многих моделях акустики. Впрочем, главное – это всё равно начинка.



В мидбасовом звене – ФНЧ первого порядка (катушка индуктивности последовательно с динамиком), в звене твитеров – ФВЧ второго порядка (конденсатор и катушка индуктивности) плюс резистор для «подгонки» чувствительности.



Хоть в описании и указана возможность установки мидбасовых динамиков в штатные места, в комплекте идут защитные грили. Ну и чашки для твитеров, куда ж без них. По последней моде – в виде вытянутых «пулек».



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Теперь к самому интересному. Концепция мидбасовых динамиков – лёгкие диффузоры и относительно мягкие подвесы, что избавляет от необходимости в ломовых моторах. Как следствие – способность без проблем работать в том числе и с усилителями небольшой мощности вплоть до штатных (что как раз соответствует концепции, о которой говорил в самом начале).



Измеренные параметры Celestra SP1 Kit:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,34
  • Qes (электрическая добротность) – 1,11
  • Qts (полная добротность) – 0,88
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,9 дБ


На графике импеданса можно заметить небольшой резонанс в районе 1 кГц. По наблюдениям, в этом диапазоне часто «шалит» колпачок динамика. Однако, должен признать, это не привело к сколь-нибудь значимым неравномерностям АЧХ в этом диапазоне. Да и вообще, АЧХ выглядит вполне пристойной, а лёгкий подъём на верхнем краю диапазона можно легко нивелировать настройками кроссовера (чуть дальше сами это увидите).



Собственно, и фазовая характеристика наглядно показывает – кроме маленького перепада в районе 1 кГц динамик работает корректно, и его нигде особо не колбасит.



По искажениям – равномерно по всему диапазону, зачёт.



Теперь твитеры. Если вернуться к графикам импеданса, то можно заметить, что высокочастотники тут хитрые – наличие нескольких резонансных горбов свидетельствует о сложной внутренней геометрии. Самый верхний из них – тот, что в районе 2 с небольшим килогерц – проявляется и на АЧХ. Впрочем, отпускать твитеры работать на столь низкой для них частоте всё равно никто не собирается, так что всё нормально.



Небольшая неравномерность АЧХ в районе 10-14 кГц сохраняется с разворотом, что говорит о том, что причина не в его геометрии, а в лёгком контролируемом резонансе купола. На самом деле это классический способ, который применяют многие производители – он позволяет получить подъём отдачи выше по частоте и тем самым расширить вверх частотный диапазон.



При понижении частоты никакого криминала не происходит, рост искажений плавный. Правда, учитывая отмеченные ранее особенности в районе 2 кГц, резать твитеры снизу желательно не ниже 4 кГц, 12 дБ/октава или даже чуть выше (инфа для тех, кто захочет использовать Celestra SP1 Kit в поканалке).



Собственно, штатный пассивный кроссовер как раз учитывает эту особенность – фактически мидбасовые динамики передают эстафету твитерам где-то в районе 5 кГц.



Кстати, обратите внимание, ФНЧ первого порядка в мидбасовом звене как раз нивелировал подъём АЧХ выше 1 кГц, и в итоге АЧХ получилась достаточно ровной. Да и вообще, АЧХ всей системы вышла без резких горбов и провалов, что в конечном итоге хорошо сказалось и на звучании.

Какого ожидать звучания и как «готовить» акустику?



Полосы состыкованы действительно удачно, и на стенде акустика звучит тонально ровно. Но автомобиль – не стенд, а задача теста – выявить её «автомобильные» особенности. Так что дальше – эксперименты.

Разворачиваю боксы для мидбасовых динамиков почти друг на друга, твитеры оставляю направленными в сторону слушателей. В таком положении верха начинают слегка «отрываться» и привязывать внимание к себе. Так что этот вариант лучше оставить для поканальных систем, в которых можно поиграться с разделом НЧ/СЧ и ВЧ и «подвигать» задержками твитеры относительно мидбасовых динамиков.

Если же акустику предполагается использовать с собственными пассивными кроссоверами, то небольшой разворот твитеров снова ставит всё на свои места. Но именно что небольшой (применительно к автомобилю – на соседнего пассажира или в центр противоположного бокового стекла – где-то в этих пределах). Сильно разворачивать их я бы не стал: теряется «воздух» на ВЧ.

Теперь о том, что у нас на НЧ. Акустика в меру басовитая – заменить собой сабвуфер не пытается, но в средний бас залезает, так что стыковать можно будет не только с лёгкими 10-дюймовыми сабами, но и с большинством 12-дюймовых. Фактура баса чуть сглажена – удары бас-бочки или рельефную бас-гитару акустика передаёт не жёстко, а как бы смягчает. Те же Disturbed, Adrenaline Mob или AC/DC с такой подачей звучат как-то совсем уж умиротворённо, для такой музыки хочется чуть пожёстче. Но на ритмичной электронике и популярных жанрах звучание получается очень даже основательным.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Любители распугивать прохожих орущей «эстрадой» идут лесом, Celestra SP1 Kit больше подходит для систем с уклоном в SQ. Скажем так, когда нужна система для комфортных ежедневных поездок, но без лишних затрат.

В музыкальном плане акустика тяготеет к «живым», спокойным жанрам – инструментальная музыка, джаз, блюз – с этим у неё вот прямо всё отлично. Она не выкрикивает отдельные звуки и не пилит по ушам резкостью, а рисует цельную звуковую картинку и, к слову, весьма красиво передаёт вокал. На современном рокешнике и металюжном молотилове хочется чуть больше агрессии и напора, но к олдскульному року вопросов не возникло. Ну а лёгкий EDM и тем более популярная музыка этой акустике даются вообще легко.

  • Акустика способна на тонально ровное и сбалансированное звучание
  • Легко состыковать с большинством «гражданских» сабвуферов
  • Понравится ценителям «живых» инструментальных и вокальных жанров

  • Опечатки в описании (материал диффузора)



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus