Малыши-крепыши
Тест 4-канальных усилителей AurA STORM-D4.150 и AurA STORM-D4.300 и широкополосного моноблока AurA STORM-D1.1000

Обновлённая серия усилителей AurA Storm появилась совсем недавно, и ко мне в лабораторию попали несколько моделей из пилотной партии. Цены не заоблачные, но по характеристикам новинки оказались весьма толковыми, а в некоторых моментах и вовсе преподнесли сюрпризы. Да и по звуку – бодренькие такие. В общем, достойны внимания, поэтому решил сделать развёрнутый отчёт об их тестировании.

Перед тем, как начать, коротко о самой линейке Storm. В неё вошли аж четыре 4-канальника и три моноблока (сразу для понимания приведу цены на момент теста):
  • 1-канальный AurA STORM-D1.600 (8190 рублей)
  • 1-канальный AurA STORM-D1.800 (9290 рублей)
  • 1-канальный AurA STORM-D1.1000 (9990 рублей)
  • 4-канальный AurA STORM-D4.120 (11290 рублей)
  • 4-канальный AurA STORM-D4.150 (11990 рублей)
  • 4-канальный AurA STORM-D4.200 (14890 рублей)
  • 4-канальный AurA STORM-D4.300 (17990 рублей)


Причём, что интересно, моноблоки заявлены не просто как сабвуферные, а как широкополосные. Ладно, потом посмотрим, как они справятся.



Сначала для этого отчёта были выбраны два усилителя – 4-канальный STORM-D4.150 и моноблок STORM-D1.1000: уж больно сбалансированную пару они собой представляют. Но любопытство взяло верх, и к ним в компанию был добавлен самый мощный из 4-канальников STORM-D4.300. При увеличении мощности далеко не все усилители сохраняют корректность своей работы, а потому было решено посмотреть, как с этим дела у нового мощного AurA.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Все 4-канальники имеют одинаковый набор фильтров, причём с расширенными настройками – аж до 8 кГц. Можно подрезать сигнал снизу (HPF) либо снизу и сверху (HPF+LPF).



Моноблоки имеют вроде бы такие же фильтры с теми же пределами регулировок. Но характеристики, как оказалось, у них чуть иные, потом на измерениях будет видно.



Включение усилителей происходит с задержкой в полторы – две секунды – дополнительная защита от щелчков. Во всех усилителях используются одинаковые терминалы подключения кабелей. Правда, для моноблока выходные терминалы хотелось бы «пожирнее» – есть повод поворчать. Предохранителей на самом усилителе нет, так что внешние – must have.



Моноблоки комплектуются проводными регуляторами уровня.



Теперь к начинке. Начну с 4-канальника STORM-D4.150. В целом сборка приличная, сильноточные дорожки на плате дополнительно залужены. «Сердце» усилительной части – 4-канальный драйвер D-класса IRS2093M. На входах – операционники JRC4558. Забегая вперёд, после прослушивания создалось впечатление, что они тут являются «узким местом», и если поиграть с их заменой, можно получить прирост в качестве звука. Это так, на заметку «твикарям».







Более мощный 4-канальник STORM-D4.300 построен ровно так же, вся разница, по большому счёту, свелась к «смасштабированной» силовой части – выходным ключам и, соответственно, блоку питания. Здесь он сдвоенный.







Моноблок построен чуть иначе, на драйвере YD7120 – это, по сути, та же «ириска» IRS2092.







Снятие реальных характеристик частотных фильтров



Начну с 4-канальных усилителей (напомню, во всех 4-канальниках входная часть одинаковая):



Тут интересны два момента. Во-первых, при включении ФВЧ с ростом частоты настройки усиление падает. На первый взгляд, выглядит как косяк, но на деле получается эдакая защита от перегрузки твитеров, если усилитель планируется использовать для поканального подключения фронтальной акустики.

Второй момент – нелинейность регулировки фильтров. До первой половины хода «крутилок» частота настройки меняется слабо, зато во второй половине хода (вернее, даже в последней трети хода) регулировка очень чувствительная. На самом деле в этом тоже можно найти плюсы: если фильтрами усилителя делить фронт с сабом, то нужные срезы можно выставить довольно точно. А если использовать усилитель в поканалке и делить СЧ с твитерами, то просто выкручиваем регулятор почти что в максимум и не паримся – для большинства эстрадных систем как раз получится нормально.

Теперь моноблоки. Они действительно отлично работают в полную полосу без ранних завалов на ВЧ. Даже с небольшим горбиком – это результат работы выходного фильтра D-класса на 4-омную нагрузку. На 2 и 1 Ом он пропадает, но об этом будет чуть дальше.

Эффекта снижения уровня при включении ФВЧ уже нет, хотя нелинейность регулировки тоже присутствует. И, кстати, замечу, что крутизна и добротность фильтров и у 4-канальников, и у мноблоков остаются практически постоянными. Это хорошо.



Анализ усилительной части Aura STORM-D4.150



Вот тут усилители приятно удивили. Обычно в бюджетном D-классе спектры пестрят каким-то мусором и всякими «продуктами жизнедеятельности» D-класса. Здесь же на малых уровнях сигнала – чистота, а с повышением полезного сигнала гармоники хоть и появляются, их уровень не вызывает особых беспокойств. Количественно искажения оценю позже.



С интермодуляционными искажениями тоже всё прилично – никаких «расчёсок», с возрастанием порядка гармоник их уровень очень быстро падает.



А вот так выглядит распределение уровня КГИ по частотному диапазону. Обычно усилители показывают минимальные искажения на средних частотах, а на НЧ и ВЧ они сильно выше. Здесь же – более-менее всё равномерно. По крайней мере, КГИ получается одного порядка по всему диапазону.



И обратите внимание, при снижении импеданса нагрузки с 4 Ом на 2 Ом лишь немного меняется распределение гармоник, но уровень – почти не возрастает. Поясню проще – усилитель стабильно работает на 2-омную нагрузку.

Правда, традиционно для D-класса, при переходе на 2 Ом начинает проявлять себя выходной фильтр, так что на ВЧ появляется небольшой завал, и фаза сигнала уплывает немного сильнее. Но на деле это не принципиально: так ли много вы встречали 2-омных твитеров? Даже если у вас эстрада с несколькими твитерами на канал, этот завал вообще никакой погоды не сделает.



Теперь о том, как ведёт себя усилитель на разной мощности выходного сигнала. В рабочем диапазоне мощностей – искажения составляют сотые доли процента. При достижении предела начинается их рост – это усилитель доходит до своего максимума, и наступает ограничение сигнала. Заявленные мощности подтверждаются (при измерении нагружал 2 канала из 4, это как-то ближе к работе усилителя в реальных системах):



Мощностные параметры AurA STORM-D4.150 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 173 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 229 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 306 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 387 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%


Анализ усилительной части AurA STORM-D4.300



Признаюсь, ожидал, что мощный 4-канальник будет погрубее. А вот и нет, сюрприз – посмотрите, какие чистенькие спектры сигнала. Ну красота же. А это, на минуточку, мощный D-класс.



И с интермодуляционными искажениями ничуть не хуже:



Усилитель тоже хорошо чувствует себя на 2-омной нагрузке: лишь немного меняется характер гармонических искажений, но их уровень остаётся того же порядка.



Выходные фильтры D-класса в мощном STORM-D4.300 настроены точно так же, как и в «обычном» STORM-D4.150:



Силовой запас тоже оказался внушительным. При нагрузке 2 каналов из 4 ограничение наступает далеко за пределами обещанной мощности:



Мощностные параметры AurA STORM-D4.300 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 319 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 421 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 576 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 709 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%


Анализ усилительной части AurA STORM-D1.1000:



Моноблок не дал повода относится к нему снисходительно – он действительно полноценно работает в полную полосу. Причём спектры сигнала тоже чистейшие – не всякий АВ-класс такие показывает. Неожиданно, очень неожиданно.



А это точно D-класс, который может выдать киловатт мощности?



И ооочень равномерное распределение КГИ по всему диапазону. Даже на низкоомную нагрузку (а 1 Ом – это низкоомная нагрузка, кто бы что ни говорил).





Ну да, на ВЧ фаза сигнала уплывает немного сильнее, чем у 4-канальников, но вы на твитеры что ли киловатт мощности собрались запускать?





И да, по всему получается, что оптимальной для STORM-D1.1000 является 2-омная нагрузка. Да, он спокойно держит и ниже, но именно на 2 Ом работает в самом оптимальном режиме. Хотя, должен отдать должное, на 1 Ом токопотребление возрастает кратно, а это говорит о том, что КПД усилителя на такую нагрузку остаётся практически тем же. Это хорошо: далеко не все моноблоки, способные работать на 1 Ом, делают это корректно.



Мощностные параметры AurA STORM-D1.1000 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 358 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 473 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,4%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 639 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 775 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,4%
  • Работа на 1 Ом, номинальная выходная мощность (THD=2%) – 802 Вт
  • Работа на 1 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 1236 Вт
  • Работа на 1 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,6%


А что по звуку?



Сначала включил STORM-D4.150. Не стану сравнивать с более дорогими усилителями, но для своей ценовой категории звуковая подача оказалась весьма «вкусная». Коротко о характерных особенностях.

Звучание неожиданно энергичное, с полновесным, основательным и собранным басовым диапазоном. Врубаю последний альбом Winery Dogs – бас-бочка Майка Портного колотит в грудь, бас-гитара Билли Шихана не размазывается гудящей кашей. Перехожу на «клубнячок» – тоже без вопросов, тут плотность баса как раз задаёт тот самый «вкусный» и эмоциональный ритм, который заставляет притопывать ногой в такт музыке. В общем, с низами всё в порядке.

Теперь выше по диапазону. СЧ и ВЧ без томной теплоты и даже немного жестковатые. Если «включить аудиофила», то вокал – с небольшой сухостью, исполнителям так и хочется дать попить водички. Но это если придираться. А вообще же создаётся ощущение чёткости звучания и какой-то «контрастности» что ли, «очерченности» звуков. Слух нисколько не устаёт даже при долгом прослушивании, а это хороший признак.

Переключаюсь на более мощный STORM-D4.300. Тот же звуковой почерк с уверенным и плотным басовым диапазоном и чуточку «подсушенными» СЧ и ВЧ. Хотя, насчёт последнего – это уж так, придирки, да и то если включать исключительно аудиофильские треки. В целом же имеем напористое звучание с мощной энергетикой и хорошим запасом громкости.

Для интереса включил в полную полосу моноблок STORM-D1.1000. Офигенно мощный НЧ диапазон, напористый СЧ диапазон и грубоватые ВЧ. Навеяло ассоциации с мощными профессиональными сценическими усилителями. Но на твитеры пускать этот усилитель всё равно никто в здравом уме не станет, а на здоровенные массивы СЧ динамиков усилитель отработает «на ура». Ну и, разумеется, на сабвуфер или мидбасовый диапазон – вообще то, что доктор прописал.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Усилители, которые занимают минимум места, но для своих скромных размеров выдают приличную мощность. Обладают бодрым и напористым звучанием. Не изысканно аудиофильским, а каким-то плотным что ли, энергичным. 4-канальникам можно подбирать не только 4-омную но и 2-омную акустику (или 4-омный саб для мостового включения).

Моноблок стабильно и без потери КПД (а это характерно далеко не для всех усилителей) работает на 4, 2 или 1 Ом. Оптимум для него – именно 2 Ом. И он, напомню, может работать в полную полосу. Понятное дело, пускать киловатт на твитеры – это дичь, но прокачать «бразильские стены» он может легко и не спотыкаясь. Ну а про сабвуферы в гражданских системах и говорить нечего: это уж само собой.

  • Хорошее сочетание компактности и силовых способностей
  • Широкие диапазоны настройки кроссоверных фильтров
  • Отсутствие характерной для D-класса зашумленности в выходном сигнале
  • Равномерное распределение искажений по всему диапазону
  • Напористое звучание с приличным контролем в мидбасовом диапазоне
  • Моноблок не теряет стабильность и КПД при работе на 1 Ом

  • У моноблока слишком уж скромные выходные акустические терминалы
  • Нелинейная регулировка фильтров



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus