Динамики наизнанку
Тест компонентных акустических систем Morel IP-UNI82 с плоскими 8-дюймовыми динамиками

Такое ощущение, что Morel в последнее время поставили целью делать исключительно акустику, непохожую ни на что другое на рынке: одни плоские динамики чего только стоят. Сегодняшние испытуемые – тоже те ещё «блинчики», причём с необычным фронтальным расположением магнитной системы. Да, сам принцип такой компоновки не нов – такие динамики многие делали раньше, а сейчас это частое решение в штатных системах. Но вот среди универсальных aftermarket-моделей это нынче редкость.

Morel IP-UNI82 попадают в серединку модельного ряда – они принадлежат серии Integration Performance, ориентированную на установку по штатным местам. Конкретно эта модель позиционируется как универсальная, но будет интересна в первую очередь «ваговодам»: там плоские «восьмёрки» – как раз то, что доктор прописал.



По данным официального интернет-магазина компании «ММС» (официального дистрибьютора Morel в России) цена 2-полосного комплекта на сегодняшний день составляет 34990 рублей.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Мидбасовые динамики имеют свой индекс – Morel IP-UNI8MW. По внешнему диаметру они соответствуют стандарту 8-дюймов, но монтажное отверстие на несколько миллиметров больше стандартного, и для теста пришлось даже печатать новые переходные колечки на 3D-принтере. Диффузоры – тоже крупнее: обычно эффективный диаметр (по средней линии подвеса) получается ровно 165 мм, а тут – 170 мм.



Динамики лёгкие, так что утяжеления дверей не предвидится. Про вибродемпфирующую подготовку не говорю: это как бы само собой разумеющееся. На фланце всего четыре крепёжных отверстия, как по мне, это маловато – для калибра 8 дюймов хотелось бы побольше. Но динамики построены на литых корзинах из алюминиевого сплава, так что деформаций можно не опасаться. Мотора на своём привычном месте нет, вместо него – просто плоская «шайба».



В бонусах у «вывернутого наизнанку» конструктива – непривычно малая установочная глубина – всего 4,8 см.



Если заглянуть сбоку под центрирующую шайбу, то в центре конструкции – даже не керн, а центральная стойка, на которой расположена фронтальная магнитная система.



А вот, собственно, и сама магнитная система. Диаметр всей этой конструкции – всего 3,8 см. Используется неодимовый магнит, расположенный внутри звуковой катушки. Её диаметр – 25 мм. Открытая часть намотки весьма приличная, так что линейный ход без её выхода из зазора получается тоже немалым. Высота магнитного зазора, судя по описанию, составляет 4 мм.



Верхние подвесы – со скруглённым переходом к конусной части. Обычно такое решение используют как способ снизить воздействия на края диффузора, поскольку в подвесах порой возникают неслабые резонансные колебания, а плоский и широко «раскрытый» конус к этому всё же чувствителен.



Диффузоры имеют шероховатое покрытие с лицевой стороны, а сама основа – целлюлозный композит.



Твитеры – традиционные для Morel – шёлковые. Сетки съёмные. Наружный диаметр – 4,5 см.



Перед куполом – опять же традиционное для Morel «трёхлапое» апертурное тело.



Знакомая модель, не правда ли?



В комплекте, как всегда, есть чашки для врезного и наружного монтажа.



Кроссоверы решены раздельно и лаконично – катушка в разрыв провода последовательно с мидбасовым динамиком (ФНЧ первого порядка) и конденсатор в разрыв провода последовательно с твитером (ФВЧ первого порядка). Никаких сложностей с поисками места для отдельных кроссов – запишем в плюсы.



Измерение электромеханических параметров



Характеристика импеданса с повышением частоты растёт не слишком сильно, а на ВЧ – и вовсе чуток загибается. Явный признак присутствия в моторе короткозамкнутого витка (кольца Фарадея). Правда, как именно он решён, для меня осталось загадкой. Допускаю, что это даже «побочное» действие каких-то прочих элементов конструкции магнитной системы. Как бы то ни было, главное – результат.



Описание предлагает довольно приличный список параметров, так что сравнить есть с чем. Правда, в него явно закралась опечатка – электрическая добротность Qes конкретно в данном случае ну никак не может быть 0,36. Если исходить от обратного (вычислить по Qts и Qms), то скорей всего это 0,96. Если это так, то измеренные параметры оказались довольно близки к обещанным, а с полной разминкой и вовсе попадут «в десятку» (чего уж там, не всегда так получается).

Заявленные/фактические параметры Morel IP-UNI8MW:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 56 Гц / 57 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 26 л / 24 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,49 / 4,08
  • Qes (электрическая добротность) – 0,36* / 1,05
  • Qts (полная добротность) – 0,80 / 0,83
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 22 г / 23 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м / 4,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность) – 92 дБ** / 88,4 дБ***


* - вероятней всего это опечатка, и имелось ввиду Qes=0,96
** - чувствительность 2,83 В, 1 м
*** - чувствительность 1 Вт, 1 м

Итак, имеем невысокую резонансную частоту и добротность чуть выше «классической» 0,7 – хорошее сочетание, чтобы динамик хорошо басил. Подвижка не самая лёгкая, но видали «восьмёрки» и потяжелее. Так что по нынешним временам, можно сказать, среднестатистическая для своего калибра. При всём этом, кстати, чувствительность приличная – пусть не «эстрадная», но для динамика, нацеленного на басовитость, совсем немаленькая (да ещё и для мотора размером с шарик для пинг-понга).

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Morel IP-UNI8MW



Признаться, думал, что с АЧХ будут сложности – тонкому целлюлозному диффузору с малой высотой конуса сложнее противостоять изгибным воздействиям. Но нет, обошлось без узких и резких пиков. А плавный подъём отдачи, начинающийся выше 700-800 Гц и до нескольких килогерц, по большому счёту, можно легко нивелировать настройками кроссовера. Хотя в ходе экспериментов с прослушиванием в какой-то момент начал приходить к выводу, что такого характера динамика добивались даже намеренно. Но об этом позже.



Единственный более-менее значимый резонанс в подвижке возникает в районе 500 Гц. Утверждать на 100% не стану, но это больше похоже на проделки центрирующей шайбы, а не диффузора.



Кстати, где-то на этих же частотах получается и небольшой выброс нелинейных искажений. По величине не очень критичный, так что просто отмечу как факт. Допускаю, что с полной разминкой динамика эти артефакты уменьшатся, а то и вовсе уйдут (динамики перед измерениями я в обязательном порядке разминаю, но бывает, что для стабилизации параметров времени требуется больше обычного).



Анализ работы твитеров Morel MT-25



К твитерам – вообще никаких вопросов. Ровно, плавно, с прогнозируемым «шёлковым» спадом на самом-самом верху диапазона.



Никаких резонансов, заставляющих купол «идти волной» и «подтормаживающих» излучение с неизбежными просадками отдачи (провалами в АЧХ), в рабочем диапазоне просто нет – практически идеальная фазовая характеристика.



Внизу отведённого диапазона твитеры тоже работают уверенно – рост искажений с понижением частоты плавный.



Работа кроссовера



Фильтры из комплекта стыкуют полосы довольно непривычно – с большим разносом частот настройки, даже несмотря на то, что это всего лишь первые порядки. Как результат, импеданс в зоне раздела поднимается даже выше, чем резонансный горб самого НЧ/СЧ динамика.



Но это электрически, т. е. так «видит» акустику усилитель. А вот акустически получается очень даже ничего. Посмотрите, отдача мидбасового динамика выровнялась, и получилась чуть ли не идеальная полка от 60 Гц и до 3 кГц. Ну да, разве что с небольшим провальчиком в районе всё тех же 500 Гц, но вообще, НЧ/СЧ звено получилось очень даже удачное.



А вот к настройке ВЧ звена я бы придрался. Этим твитерам просится ФВЧ второго порядка, с ним стыковку полос можно было бы сделать более гладко. Ну да ладно, дальше послушаем, как это воспринимается ушами.

Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?



Акустика басовитая, субъективно динамики хорошо забираются вниз. Если сабвуфер и понадобится, то срастить можно даже с относительно «тяжёлыми» моделями. По характеру бас не жёсткий и не толкающий, а, скорее, обволакивающий что ли. Ну или, как некоторые любят говорить, «мягкий». Но на электронной музыке ни разу не рыхлый, и, когда это нужно, плотный и достаточно полновесный.

Повышенную громкость динамики держат нормально. Да это и визуально можно наблюдать – даже когда ход диффузора становится приличным, видно, что катушка целиком остаётся в зазоре: намотка достаточно длинная. Но злоупотреблять этим не нужно, хоть акустика и провоцирует: сдуру можно и сами знаете что сломать.

Серединка в части основных тонов больших вопросов не вызывала – инструменты и вокал звучат ровно, насыщенно, красиво и в какой-то мере даже тепло что ли. Выше по частоте всё будет зависеть от стыковки с твитерами, так что тут говорить что-то конкретное сложно.

Что же касается самых верхов, то при измерениях были опасения, что они могут звучать «оторвано»: уж очень своеобразно настроены кроссоверные фильтры (в первую очередь ФВЧ). Но они не оправдались – слитного звучания добиться от этой акустики можно достаточно легко.

Эксперименты показали следующее. При направлении твитеров «в лоб» всякие тарелочки-бубенчики действительно начинают тянуть внимание на себя и отрываться от всего остального. Так что я бы немного развернул их, чтобы они были видны под небольшим углом – вот тогда звучание выравнивается. Но совсем уж больших разворотов твитеры тоже не любят, иначе есть риск получить тусклое звучание. Короче, во всём важна умеренность.

А вот в поканальных системах я бы, напротив, разворачивал твитеры в сторону слушателей, а слитности звучания добивался уже настройками фильтров.

Настройка в поканалке



Обратите внимание на плавный подъём отдачи мидбасовых динамиков выше 700-800 Гц и последующий естественный спад. И обратите внимание, как удачно его нивелирует штатный кроссовер из комплекта. В поканалке, когда динамик будет подключен напрямую к усилителю, можно повторить подобную настройку – смело включайте ФНЧ 6 дБ/октава и ищите оптимальную частоту среза в районе 1-3 кГц – это слегка приспустит горб, и мидбас в итоге будет играть с ровной полкой АЧХ до 3-4 кГц с последующим плавным спадом и передачей эстафеты твитерам.

Для твитеров же в поканалке логичнее пробовать более высокую крутизну среза (12, а то и 18 или 24 дБ/октава), а оптимальную частоту настройки можно поискать в районе 3,5-4,5 кГц. Т. е. тоже с разносом частот как у штатного кроссовера, только с чуть меньшим. Тем более, твитеры относительно лояльно относятся к расширению рабочего диапазона вниз.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Всё, что в основном доводилось видеть «плоского» в 8-дюймовом калибре, так или иначе имеет ограничения. Как правило, это тяжёлые подвижки, которые толкают не совсем сильные моторы – в результате баса может быть много, но перегрузочная способность получается средняя.

У Morel IP-UNI82 в этом смысле удачный компромисс – они прилично «бомбят», и при этом допускают пошалить с громкостью в разумных границах. Не запредельно, но в «гражданском» применении запас есть.

Не бесспорно, но всё же очень прилично показывают себя в простом включении через штатные пассивные кроссоверы – можно добиться основательного звучания, без крикливости, но и без тусклости. Хотя для более интересных результатов, как всегда, поканалка рулит.

В общем, когда нужно 8 дюймов с небольшой (да чего уж там, откровенно маленькой) глубиной, однозначно можно брать к рассмотрению.

  • Малая монтажная глубина, мало весят, легко ставить в «проблемные» двери
  • Раздельные фильтры для НЧ/СЧ и ВЧ звена тоже легки в установке
  • При правильной настройке можно получить достаточно ровную АЧХ
  • Способны на глубокий и основательный бас

  • 4 крепёжных отверстия – как-то маловато для 8 дюймов
  • Кроссоверы не раскрывают потенциал твитеров (для поканалки неактуально)



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus