Панчить-колотить
Тест квадратных эстрадных динамиков Kicker серии Street

Квадратными сабвуферами сегодня никого не удивить – Kicker в этом деле постарался. Поэтому рано или поздно от корифеев квадратных форм ожидались и «квадраты» для работы в диапазонах повыше. Но с кондачка такие вещи не сделать: уж слишком много препятствий чисто технического (да и технологического) характера. Это объясняет, почему такие динамики не появились раньше. А вообще, в Stillwater Designs не новички работают, фигни не делают, так что если выпустили продукт на рынок, значит, в нём уверены. Пропустить такое мимо внимания было бы непростительно.

В классическом SQ «квадраты» вряд ли нашли бы применение, а вот в эстраде, которая сама по себе призвана удивлять, – им самое место. Круглые твитеры в таком окружении вроде бы выглядят чужаками, но не торопитесь, кое-что квадратное в их оформлении тоже есть.



Итак, поехали. В лаборатории на изучении три модели:

7-дюймовые среднечастотники Kicker 49ST7MR4
9-дюймовые среднечастотники Kicker 49ST9MR4
Рупорно-компрессионные твитеры Kicker 49ST4TW

Замечу, что всё это – 4-омные версии, но, если что, есть и 8-омные Kicker 49ST7MR8 и 49ST9MR8. Можно иметь ввиду.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Размеры динамиков – 17,5х17,5 см и 22,5х22,5 см. Это даже больше, чем диаметры привычных круглых 6,5-дюймовых и 8-дюймовых динамиков. Так что номинально получается 7 и 9 дюймов, соответственно. Но учитывая, что у квадрата и площадь поболе, чем у круга (геометрию же все со школы помнят?), по факту они равноценны примерно 8- и 10-дюймовым «кругляшам».





Когда берёшь динамики в руки, сходу обращает внимание их вес – они неожиданно тяжёлые. Каждый 7-дюймовый весит больше 3 кг, а 9-дюймовый – за 3,5 кг зашкаливает.

Построены динамики на штампованных стальных корзинах, но их как-то умудрились сделать глухими – никакой чрезмерной звонкости они не проявляют.





Моторы построены на обычных по высоте ферритовых кольцах, но при этом приличного диаметра: 14 см у 7-дюймовых 49ST7MR4 и 15,5 см у 9-дюймовых 49ST9MR4 (иные сабы магнитами поскромнее обходятся).



Диффузоры выполнены из целлюлозы. В описании указано «прессованная», но по фактуре ближе к непрессованной (у некоторых производителей такая иногда обозначается «semi-pressed»). Кстати, неожиданно жёсткие на изгиб, причём даже на «плоских» сегментах. Центральные колпачки – из более тонкой и жёсткой целлюлозы. Тканевые подвесы – с пропиткой, сделавшей их достаточно плотными.





При всей экзотичности форм диффузоров, центрирующие шайбы всё же круглые. Довольно жёсткие, большого хода подвижки просто механически не допускают.



Размеры звуковых катушек в описании не даются, но внешне похоже, что у 49ST7MR4 они 2-дюймовые, а у 49ST9MR4 они диаметром 2,5 дюйма.





Теперь твитеры Kicker 49ST4TW. Навскидку вроде бы ничего квадратного – более-менее обычные узкие «рупора» с резьбовым креплением фланцев.



Правда, в комплекте есть и квадратные фланцы, которые тоже наворачиваются на «горло» твитера и фиксируются контргайкой. Надо ж как-то в концепцию вписываться.



Описание говорит, что в твитерах использованы ферритовые магниты, хотя, честно говоря, по габаритам драйверной части больше похоже на неодим. Как бы то ни было, чувствительность у твитеров высокая, а их возможности всё равно покажут измерения.



В комплекте к каждому твитеру идёт фильтрующий конденсатор 4,7 мкФ и резистор на 8 Ом.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



По параметрам динамики совсем не похожи на привычную автомобильную «эстраду» с лёгонькими трепыхающимися диффузорами, в них больше от серьёзных мониторов дальнего поля. Сначала вот вам циферки, потом немного о том, что они означают.



Измеренные параметры Kicker 49ST7MR4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 115 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 3,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,34
  • Qes (электрическая добротность) – 0,86
  • Qts (полная добротность) – 0,74
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 24 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,9 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,8 дБ


Измеренные параметры Kicker 49ST9MR4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 105 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,21
  • Qes (электрическая добротность) – 0,89
  • Qts (полная добротность) – 0,76
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 34 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 9,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 92,4 дБ


Итак, что имеем. Обычно все стараются сделать диффузоры полегче, здесь же за малой массой подвижек явно не гнались. Да и как их сделать лёгкими, если квадратные диффузоры по определению не сделаешь из тонкой прессованной целлюлозы – они гнулись бы как листки бумаги. И катушки тут немалые (а значит, и тяжёлые): настоящая серьёзная эстрада должна держать большие мощности.

Второй момент – достаточно тугие подвесы (в первую очередь, нижние подвесы – центрирующие шайбы). Из плюсов такого решения – они механически удерживают динамики от ухода в разнос и превышения хода и заодно делают их менее чувствительными к форме и объёму акустического оформления. Проще говоря, в среднестатистическую дверь можно ставить несколько таких динамиков, не рискуя получить критическое увеличение резонансной частоты (разве что по десятку в каждую впихнуть, но что-то мне подсказывает, это и не дверь уже будет).

И всё это, казалось бы, может привести к снижению чувствительности, но ломовые моторы всё это компенсировали. Так что, несмотря на приличную чувствительность (напомню, я всегда указываю опорное значение, а не «коммерческие» циферки), с дохлыми усилителями к этим динамикам лучше не подходить. Опять же, на это намекают и здоровенные катушки, которые могут переварить немалую мощность.

Анализ работы СЧ динамиков



Основное, что обращает внимание на АЧХ – отсутствие горбов на верхнем краю рабочих диапазонов. Динамики можно не обрезать сверху по частоте, и при этом нет риска получить неприятную крикливость.





Ну да, совсем избавить квадратные диффузоры от резонансов невозможно (можете, кстати, вернуться к графикам импеданса – там небольшие локальные «пупки» тоже прослеживаются). Но хоть характеристики и рябят мелкими неровностями, больших и совсем уж критичных перепадов ФЧХ, как ни странно, удалось избежать.





А вот и подтверждение, что моторы очень даже неплохо держат подвижные системы. Смотрите, при снижении частоты до резонансной (и даже ниже) рост искажений хоть и намечается, но он не лавинообразный, как это иногда бывает. Собственно, это и при прослушивании потом подтвердилось – динамики очень неплохо держат громкость и при этом нехило так «панчат-колотят».





Анализ работы твитеров



Твитеры весьма сбалансированные, и не просто высвистывают отдельные звуки (да чего уж там, большинство эстрадных «рупоров» только на это и способны), а играют наверху неожиданно ровно.



При этом на фазовой характеристике тоже никаких резких переломов. Очень недурно для громкой «эстрады». SQL – как он есть.



Но чистое звучание без грязи возможно только при условии правильной подрезки снизу. Смотрите, ниже 5 кГц начинается рост искажений, так что в поканалке настраивать ФВЧ можно не ниже 6-7 кГц (от 12 дБ/октава).



Если же поканалки не предполагается, используйте конденсаторы из комплекта (ФВЧ 1 порядка). А если твитеры будут «перекрикивать» СЧ динамики, на это есть ещё и резистор (его тоже последовательно с конденсатором и твитером включайте). Вот что из этого получится:



Проба в деле



Хоть эстрадная акустика и предназначена для открытых пространств и «дальнобоя», ключевые особенности можно понять и в помещении.

Первый важный вывод. Поканалка – хорошо, но и в простой системе (твитеры параллельно среднечастотникам через конденсаторы из комплекта) связка играет тоже достойно. У СЧ динамиков нет привычного для эстрады горба АЧХ на верхнем краю их диапазона, поэтому звучание лишено крикливости – оно яркое, но уши не режет.

Второй вывод. Если без резистора твитеры перекрикивают СЧ динамики, а с ним получается наоборот, глуховато, замените его на аналогичный 4-омный. А вообще, в иных случаях можно и вовсе без него. Например, если вы строите связку с одной парой твитеров и двумя парами СЧ динамиков. В общем, используйте его по конкретной ситуации.

Третий вывод, который дало прослушивание, – динамики хорошо «панчат». Понятное дело, в басовую область не лезут, но сам удар отрабатывают. Причём если 7-дюймовые колотят жёстко, то 9-дюймовые – даже с мидбасовым «мясцом». И самое главное, не уходят в разнос даже на приличных уровнях громкости – спасибо в том числе и жёстким центрирующим шайбам.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Однозначно динамики не для хилых систем. Моторы на стероидах со здоровенными катухами способны переварить огромную (по меркам среднечастотников) мощность, так что не надо с ними скромничать – использовать только с серьёзными мощными усилителями.

По характеру звука – одни из немногих автомобильных эстрадных динамиков, оставивших приятные впечатления. Звучат, как и положено, ярко, но не крикливо, нормально стыкуются с твитерами, не требуя исправлять при настройке косяки АЧХ. Такой расклад позволяет обойтись без поканалки (максимум – поиграться с резисторами для выравнивания чувствительностей с СЧ динамиками), и при этом всё равно получить приличный результат.

Хорошо «панчат», разве что 7-дюймовые делают это пожёстче, а 9-дюймовые – даже мидбасовую область пытаются отработать. Держат громкость и не уходят в разнос даже при подрезке снизу по частоте всего на 60-80 Гц. Что ещё нужно для эстрады? Разве что броский внешний вид, но с этим у «квадратов» как бы тоже порядок.

  • Способны переваривать большую мощность от усилителей
  • СЧ можно нормально состыковать с твитерами даже без поканалки
  • Звучание яркое, но без раздражающей резкости и крикливости
  • Выдают хороший панч, имеют высокую перегрузочную способность
  • Не слишком чувствительны к объёмам акустического оформления

  • При инсталляции придётся учесть большой вест динамиков


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus